Как выбрать аудитора?
Развитие рынка аудиторских услуг в России в последние годы происходило
бурными темпами. Что необходимо знать руководителю предприятия, главному
бухгалтеру, решившим обратиться в аудиторскую фирму?
Развитие рынка аудиторских услуг в России в последние годы происходило
бурными темпами. В то же время рост числа аттестованных аудиторов и
лицензированных аудиторских фирм начал превышать увеличение спроса на
аудиторские услуги. В результате сегодня наблюдаются интересные процессы
в аудиторском сообществе: небольшие аудиторские фирмы и
частнопрактикующие аудиторы не могут продлить свои лицензии, в
результате чего теряют право заниматься аудиторской деятельностью.
Другие компании для того, чтобы выжить, пытаются объединиться, или
"продаться" более сильным аудиторским фирмам.
Аналогичная тенденция наблюдалась еще раньше в банковской сфере.
Нынешний же социально-экономический кризис подобные процессы должен
катализировать. Вполне вероятно, что через некоторое время из пяти тысяч
действующих аудиторских фирм и трех тысяч частнопрактикующих аудиторов
останется немногим более половины. Конечно, это не будет связано только
лишь с усилившейся конкуренцией среди аудиторов. К сожалению, кризис
больно ударил по всей экономике страны, что не замедлило отразиться на
состоянии клиентской базы аудиторов. Если крупнейшие аудиторские фирмы
объявили о сокращении персонала и заработной платы оставшимся
сотрудникам, то что уже говорить о небольших компаниях, особенно
региональных.
А что же делать клиентам, которые все же нуждаются в аудиторских и
консультационных услугах? Многие из них вновь встанут перед проблемой
выбора аудитора. Что необходимо знать руководителю предприятия, главному
бухгалтеру, решившим обратиться в аудиторскую фирму?
Самое дорогое, что есть у аудитора, - это его репутация. Поэтому можно
порекомендовать поинтересоваться у своих партнеров по бизнесу, друзей,
уже сталкивавшихся с работой аудиторов, каковы результаты такой работы.
Если ваши партнеры удовлетворены сотрудничеством со своим аудитором и
рекомендуют вам с ним работать, то это будет главным (но не
единственным) доводом для выбора. По опыту крупных аудиторских компаний,
около двух третей клиентов приходят по рекомендациям, данным клиентами
своим партнерам, а также благодаря личным знакомствам сотрудников фирмы
с руководителями и бухгалтерами различных компаний.
Другой критерий - возможность аудиторской фирмы предоставлять целый
комплекс услуг. Аудиторские проверки - важный, но не единственный
элемент практики аудиторов. В крупных компаниях, например, они
составляют немногим более половины в выручке от реализации услуг. Вторая
часть - это консультации в области бухучета и налогообложения,
юридические услуги, консалтинг в сфере международных налоговых
отношений, оценка имущества, управленческое консультирование, услуги в
сфере информационных технологий и многое другое. Способность аудитора
предоставлять комплекс услуг снижает затраты предприятия на подобного
рода услуги, так как, во-первых, снижается риск выбора некомпетентного
консультанта ("своего аудитора мы уже хорошо знаем"), во-вторых, меньше
времени надо на вхождение в курс дела, а время аудитора - это немалые
деньги, в-третьих, не будет необходимости делиться конфиденциальной
информацией с большим количеством аудиторов и консультантов.
Если вас удовлетворяет репутация аудитора и его способность оказывать и
другие виды услуг, то остается третий вопрос: сколько это будет стоить?
Представляется сомнительным обращение в фирмы, предлагающие "за рубль"
провести аудиторскую проверку. А фирма, которая обладает всеми
вышеперечисленными качествами, в любом случае недешева. Средние ставки
крупнейших московских аудиторских компаний - от 50 до 150 долларов за
час работы аудитора и от 100 до 250 долларов - за работу консультанта, в
крупных региональных компаниях - в 2-3 раза ниже (вероятно, в условиях
кризиса многие аудиторы пересмотрят свои ставки в сторону понижения).
Такое различие объясняется многими факторами, в том числе б(льшими
возможностями московских аудиторских фирм. В то же время наблюдается
практика сотрудничества этих фирм с региональными, что позволяет
оптимально сочетать цену и качество.
Итак, взвесив три основные требования к аудитору - репутация, широкий
спектр услуг, цена - вы можете принимать окончательное решение.
Стоит сказать об эффекте от работы аудитора. Возможно, некоторые
предприятия уже столкнулись с тем, что в итоге эти затраты не окупались,
или, что еще хуже, в случае возникновения проблем с налоговыми органами
аудитор снимал с себя всякую ответственность.
Эффект от работы хорошего аудитора всегда есть, даже если нет прямой
экономии на налогах или предотвращенных штрафах. Дело в том, что
зачастую один лишь факт подтверждения серьезной аудиторской фирмой с
безупречной репутацией отчета компании может благотворно повлиять на
принятие решения инвестором, партнерами по бизнесу, государственными
органами.
Что же касается ответственности аудитора за свою работу, то, к
сожалению, лишь небольшое число аудиторских компаний может реально в
настоящее время компенсировать тот ущерб, который они могут нанести
клиенту в результате ошибочного выражения мнения о достоверности
отчетности (а именно за это несет ответственность аудитор).
Дело в том, что понятие "ответственность аудитора" очень нечетко
сформулировано во Временных правилах аудиторской деятельности и других
нормативных документах, в результате чего предъявить к недобросовестному
аудитору какие-либо претензии затруднительно, чем последние иногда
активно пользуются.
В итоге ответственность несут лишь "добровольцы", для которых честь -
превыше всего. Естественно, что никаких активов даже самой крупной
аудиторской фирмы не хватит, чтобы покрыть тот ущерб, который она, в
силу различных обстоятельств, причинила какому-нибудь гиганту индустрии.
Во всем мире ответственность аудитора ограничена конкретной суммой,
причем предусмотрено обязательное страхование, чего нет в России. Пока у
нас страхуются те, кто может заплатить немалые деньги страховой компании
(например, при лимите ответственности в 5 миллионов деноминированных
рублей необходимо уплатить 70-80 тысяч рублей страховой премии), что
естественным образом сказывается на расценках этих фирм. Здесь речь идет
только о реальных договорах страхования, по которым в случае наступления
страхового события страховая компания действительно выплатит деньги.
Бывает, что некоторые страховщики и аудиторы договариваются о так
называемом "рекламном" договоре страхования ответственности, по которому
реально получить ничего нельзя, а можно лишь показывать клиентам
аудиторской фирмы, что им не о чем беспокоиться, случись что - все
застраховано на пятьдесят (сто, двести и т.д.) миллионов рублей.
Величина страховой премии здесь на порядок ниже. Поэтому не надо
стесняться просить аудитора предоставить договор и правила страхования.
Вопрос наличия лицензии на право осуществления аудиторской деятельности
не поднимается в этой статье как сам собой разумеющийся. Хочется лишь
обратить внимание на то, что у аудитора должно быть желание и, главное,
возможность продлить действие лицензии, если срок ее выдачи подходит к
концу.
Обобщая вышесказанное, хотелось бы порекомендовать руководителям
предприятий, главным бухгалтерам организовывать тендеры на оказание
аудиторских услуг, если все-таки сразу затруднительно выбрать аудитора.
Конечно, на это потребуется некоторое время, денежные средства
(объявления в средствах массовой информации - например, в журнале
"Главбух", который читают все аудиторы), но ваши расходы окупятся
сторицей, так как по результатам тендера можно выбрать фирму с наиболее
оптимальным для вас сочетанием качества, цены и сроков выполнения работ.
Источник: Business.Rin.ru
© Alti.ru