Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Кредитование:

Ипотечное кредитование

Потребительское кредитование

Кредиты для бизнеса

Условия кредитования

Кредитные карты

Автокредит

Банки

Лизинг

Готовый бизнес

Бизнес планы

Кредитование

Инвестиции

Финансы

Договора

Бизнес идеи

Должностные инструкции

Страхование

Публикации




Как выбрать аудитора?

Развитие рынка аудиторских услуг в России в последние годы происходило бурными темпами. Что необходимо знать руководителю предприятия, главному бухгалтеру, решившим обратиться в аудиторскую фирму?

Развитие рынка аудиторских услуг в России в последние годы происходило бурными темпами. В то же время рост числа аттестованных аудиторов и лицензированных аудиторских фирм начал превышать увеличение спроса на аудиторские услуги. В результате сегодня наблюдаются интересные процессы в аудиторском сообществе: небольшие аудиторские фирмы и частнопрактикующие аудиторы не могут продлить свои лицензии, в результате чего теряют право заниматься аудиторской деятельностью. Другие компании для того, чтобы выжить, пытаются объединиться, или "продаться" более сильным аудиторским фирмам.

Аналогичная тенденция наблюдалась еще раньше в банковской сфере. Нынешний же социально-экономический кризис подобные процессы должен катализировать. Вполне вероятно, что через некоторое время из пяти тысяч действующих аудиторских фирм и трех тысяч частнопрактикующих аудиторов останется немногим более половины. Конечно, это не будет связано только лишь с усилившейся конкуренцией среди аудиторов. К сожалению, кризис больно ударил по всей экономике страны, что не замедлило отразиться на состоянии клиентской базы аудиторов. Если крупнейшие аудиторские фирмы объявили о сокращении персонала и заработной платы оставшимся сотрудникам, то что уже говорить о небольших компаниях, особенно региональных.

А что же делать клиентам, которые все же нуждаются в аудиторских и консультационных услугах? Многие из них вновь встанут перед проблемой выбора аудитора. Что необходимо знать руководителю предприятия, главному бухгалтеру, решившим обратиться в аудиторскую фирму?

Самое дорогое, что есть у аудитора, - это его репутация. Поэтому можно порекомендовать поинтересоваться у своих партнеров по бизнесу, друзей, уже сталкивавшихся с работой аудиторов, каковы результаты такой работы. Если ваши партнеры удовлетворены сотрудничеством со своим аудитором и рекомендуют вам с ним работать, то это будет главным (но не единственным) доводом для выбора. По опыту крупных аудиторских компаний, около двух третей клиентов приходят по рекомендациям, данным клиентами своим партнерам, а также благодаря личным знакомствам сотрудников фирмы с руководителями и бухгалтерами различных компаний.

Другой критерий - возможность аудиторской фирмы предоставлять целый комплекс услуг. Аудиторские проверки - важный, но не единственный элемент практики аудиторов. В крупных компаниях, например, они составляют немногим более половины в выручке от реализации услуг. Вторая часть - это консультации в области бухучета и налогообложения, юридические услуги, консалтинг в сфере международных налоговых отношений, оценка имущества, управленческое консультирование, услуги в сфере информационных технологий и многое другое. Способность аудитора предоставлять комплекс услуг снижает затраты предприятия на подобного рода услуги, так как, во-первых, снижается риск выбора некомпетентного консультанта ("своего аудитора мы уже хорошо знаем"), во-вторых, меньше времени надо на вхождение в курс дела, а время аудитора - это немалые деньги, в-третьих, не будет необходимости делиться конфиденциальной информацией с большим количеством аудиторов и консультантов.

Если вас удовлетворяет репутация аудитора и его способность оказывать и другие виды услуг, то остается третий вопрос: сколько это будет стоить? Представляется сомнительным обращение в фирмы, предлагающие "за рубль" провести аудиторскую проверку. А фирма, которая обладает всеми вышеперечисленными качествами, в любом случае недешева. Средние ставки крупнейших московских аудиторских компаний - от 50 до 150 долларов за час работы аудитора и от 100 до 250 долларов - за работу консультанта, в крупных региональных компаниях - в 2-3 раза ниже (вероятно, в условиях кризиса многие аудиторы пересмотрят свои ставки в сторону понижения). Такое различие объясняется многими факторами, в том числе б(льшими возможностями московских аудиторских фирм. В то же время наблюдается практика сотрудничества этих фирм с региональными, что позволяет оптимально сочетать цену и качество.

Итак, взвесив три основные требования к аудитору - репутация, широкий спектр услуг, цена - вы можете принимать окончательное решение.

Стоит сказать об эффекте от работы аудитора. Возможно, некоторые предприятия уже столкнулись с тем, что в итоге эти затраты не окупались, или, что еще хуже, в случае возникновения проблем с налоговыми органами аудитор снимал с себя всякую ответственность.

Эффект от работы хорошего аудитора всегда есть, даже если нет прямой экономии на налогах или предотвращенных штрафах. Дело в том, что зачастую один лишь факт подтверждения серьезной аудиторской фирмой с безупречной репутацией отчета компании может благотворно повлиять на принятие решения инвестором, партнерами по бизнесу, государственными органами.

Что же касается ответственности аудитора за свою работу, то, к сожалению, лишь небольшое число аудиторских компаний может реально в настоящее время компенсировать тот ущерб, который они могут нанести клиенту в результате ошибочного выражения мнения о достоверности отчетности (а именно за это несет ответственность аудитор).

Дело в том, что понятие "ответственность аудитора" очень нечетко сформулировано во Временных правилах аудиторской деятельности и других нормативных документах, в результате чего предъявить к недобросовестному аудитору какие-либо претензии затруднительно, чем последние иногда активно пользуются.

В итоге ответственность несут лишь "добровольцы", для которых честь - превыше всего. Естественно, что никаких активов даже самой крупной аудиторской фирмы не хватит, чтобы покрыть тот ущерб, который она, в силу различных обстоятельств, причинила какому-нибудь гиганту индустрии.

Во всем мире ответственность аудитора ограничена конкретной суммой, причем предусмотрено обязательное страхование, чего нет в России. Пока у нас страхуются те, кто может заплатить немалые деньги страховой компании (например, при лимите ответственности в 5 миллионов деноминированных рублей необходимо уплатить 70-80 тысяч рублей страховой премии), что естественным образом сказывается на расценках этих фирм. Здесь речь идет только о реальных договорах страхования, по которым в случае наступления страхового события страховая компания действительно выплатит деньги. Бывает, что некоторые страховщики и аудиторы договариваются о так называемом "рекламном" договоре страхования ответственности, по которому реально получить ничего нельзя, а можно лишь показывать клиентам аудиторской фирмы, что им не о чем беспокоиться, случись что - все застраховано на пятьдесят (сто, двести и т.д.) миллионов рублей. Величина страховой премии здесь на порядок ниже. Поэтому не надо стесняться просить аудитора предоставить договор и правила страхования.

Вопрос наличия лицензии на право осуществления аудиторской деятельности не поднимается в этой статье как сам собой разумеющийся. Хочется лишь обратить внимание на то, что у аудитора должно быть желание и, главное, возможность продлить действие лицензии, если срок ее выдачи подходит к концу.

Обобщая вышесказанное, хотелось бы порекомендовать руководителям предприятий, главным бухгалтерам организовывать тендеры на оказание аудиторских услуг, если все-таки сразу затруднительно выбрать аудитора. Конечно, на это потребуется некоторое время, денежные средства (объявления в средствах массовой информации - например, в журнале "Главбух", который читают все аудиторы), но ваши расходы окупятся сторицей, так как по результатам тендера можно выбрать фирму с наиболее оптимальным для вас сочетанием качества, цены и сроков выполнения работ.

Источник: Business.Rin.ru