Малый бизнес предпочитает
потребкредиты
Малому бизнесу по-прежнему проще оформить потребительский кредит по
более высокой ставке, чем тратить время на переговоры с банками для
получения кредита, оформленного на предприятие, утверждают эксперты.
Аналитик ИК «Финам» Игорь Ермаченков считает, что проблема в том, что
оценить бизнес предпринимателя и просчитать его будущую выручку очень
сложно. В то же время ситуация меняется к лучшему, считают эксперты.
Многие банки создают подразделения по работе исключительно с малым и
средним бизнесом, пытаются вводить специальные продукты, так как
понимают, что потребность в таких кредитах огромная, а спрос совершенно
не удовлетворен.
Впрочем, воспользоваться такими программами непросто. По мнению
специалистов, банки хотя и декларируют их наличие, но большого объема
сделок за ними не стоит. «В настоящее время на рынке кредитования
предприятий малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге реально
работает лишь несколько банков, которые обрабатывают большинство заявок
и демонстрируют хорошие показатели по выдаче кредитов», - считает
генеральный директор Санкт-Петербургского филиала банка «Сосьете
Женераль Восток» Елена Шевелева. Лидирующие позиции в Петербурге
занимают «Абсолют-банк», ВТБ, «Балтинвестбанк», КМБ-Банк, «Промсвязьбанк»,
«Райффайзенбанк».
В настоящее время в Петербурге действует два института поддержки малого
бизнеса: закрытый паевой Региональный венчурный фонд инвестиций в малые
предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга и Фонд
содействия кредитованию малого бизнеса, который предоставляет
поручительства за субъекты малого предпринимательства по кредитам. На
данный момент Фонд содействия кредитованию малого бизнеса подписал
партнерские соглашения с 12 банками. «Наиболее конкурентоспособными
выглядят банки, сотрудничающие с фондами поддержки малого бизнесу. Они
получают юридические лица как будущих лояльных клиентов, а риски
невозврата делят с фондом, уменьшая свои убытки», - заметил И.Ермаченков.
Для получения кредита субъектам малого бизнеса, как правило, необходимо
собрать и предоставить в банк следующий пакет документов: свидетельство
о государственной регистрации в ЕГРЮЛ, учредительные документы, выписку
из единого государственного реестра юридических лиц, свидетельство о
постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банки требуют
расшифровку дебиторской и кредиторской задолженностей, расшифровку
кредитов и займов на последнюю отчетную дату, справку об отсутствии
финансовой задолженности перед налоговыми органами и бюджетом.
«На мой взгляд, сложности со сбором документов у представителей малого
бизнеса возникать не должны. Вся документация, которую мы запрашиваем,
находится у них на руках, - считает главный специалист дирекции
организации продаж малому бизнесу Северо-Западной региональной дирекции
банка «Уралсиб» Алексей Ганеев. -Необходимо только сделать копии и
запросить в налоговой инспекции актуальную выписку из ЕГРЮЛ и справку об
отсутствии задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами».
По словам А.Ганеева, ставки по кредитам для малого бизнеса, как правило,
ниже ставок по потребительским кредитам и несколько выше ставок для
корпоративных клиентов. По оценкам экспертов, эффективная ставка по
потребительскому кредитованию составляет сейчас 20-25%.
Многие бизнесмены прибегают именно к потребкредитованию, так как
считают, что взять кредит под малый бизнес в банке очень и очень
непросто. По словам директора рекламного агентства «Дафт Принт» Евгения
Слатина, ему так и не удалось получить кредит для развития собственного
бизнеса. «Во-первых, очень большой пакет документов, во-вторых,
необходимо, чтобы деятельность компании длилась не менее года и была
прибыльной. Причем ежемесячная чистая прибыль должна составлять не менее
50 тыс. рублей, - говорит он. - Если бы у меня была такая прибыль каждый
месяц, то я бы и без всяких программ поддержки малого бизнеса смог
получить обычный кредит в любом банке».
С каждым годом конкуренция в сфере кредитования малого бизнеса
стремительно увеличивается. На рынок постоянно выходят новые игроки со
своими условиями и подходами к данному сегменту. «Банки, наконец,
поняли, что наиболее перспективный и доходный сегмент - это малый
бизнес, и активно начали с ним работать. Все это ведет к модернизации
кредитных программ», - заметил А.Ганеев. Каждый банк старается упростить
свою программу, сделать ее наиболее удобной для клиентов в части сроков,
обеспечения, целей кредитования. Кроме того, по мнению А.Ганеева,
здоровая конкуренция неизбежно ведет к постепенному снижению процентных
ставок, что выгодно для развивающегося малого бизнеса
Источник: ИА Альянс Медиа
© Alti.ru