Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Кредитование:

Ипотечное кредитование

Потребительское кредитование

Кредиты для бизнеса

Условия кредитования

Кредитные карты

Автокредит

Банки

Лизинг

Готовый бизнес

Бизнес планы

Кредитование

Инвестиции

Финансы

Договора

Бизнес идеи

Должностные инструкции

Страхование

Публикации




Как предоставлять скидки, чтобы не жалеть о последствиях?

Скидки могут быть не только приятными, но и опасными! Неудачно сформулированное условие договора может навредить как получателю скидки, так и продавцу. Как найти компромисс между коммерческими интересами и налоговой безопасностью компании?

Информационный партнер ИАА «Bishelp» газета «Учет. Налоги. Право» оценила по пятибалльной системе налоговые последствия популярных договорных формулировок, призванных поощрить покупателя к закупкам («пятерка»– налоговых проблем нет, «двойка»– крайне невыгодный с точки зрения налогов для обеих сторон вид скидки). Сразу скажем, что на оценку повлияли недавно обнародованные требования Минфина, которые резко снижают привлекательность некоторых видов скидки.

5 БАЛЛОВ

Снижение цены на текущие или будущие расходы на текущие или будущие поставки

В договоре записано: если товарооборот в течение определенного периода достигает столько-то рублей, то на все поставки сверх указанного объема покупателю предоставляется скидка путем снижения цены на столько-то процентов.

Это наиболее простой и беспроблемный вид скидок. На момент реализации товара уже извест- на окончательная цена (с учетом скидки), которая и будет фигурировать в документах. Главное не указывать отдельно первоначальную цену товара и отдельно – сумму скидки на поставку. Иначе скидка превратится в уменьшение дебиторской задолженности, работать с которой сложнее (см. ниже). При снижении цены продавец исчисляет налог на прибыль и НДС с уменьшенной стоимости, покупатель приходует товар и заявляет вычет по НДС с этой же суммы.

4 БАЛЛА

Скидка в виде уменьшения задолженности или денежная премия

В договоре записано: если товарооборот в течение определенного периода достигает столько-то рублей, то покупателю предоставляется скидка в виде уменьшения задолженности в размере столько-то процентов от суммы поставок, произведенных за данный период. Аналогичная формулировка используется, если покупателю обещают денежную премию.

В Налоговом кодексе четко сказано, что продавец отражает суммы таких скидок или премий в составе внереализационных расходов (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). А покупатель – в составе внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 14.11.05 №03-03-04/1/354).

Специалисты ФНС России пояснили, что скидку нужно признавать в расходах на дату ее предоставления, а премию – на дату выплаты. Правда, с последним можно и поспорить: датой признания прочих внереализационных расходов является дата расчетов только если это предусмотрено договором (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). В противном случае расход признается либо на дату предъявления документов для расчета, либо на последний день отчетного (налогового) периода.

Сумма скидки или премии не изменит НДС с произведенных поставок (письма Минфина России от 20.12.06 № 03-03-04/1/847, от 28.09.06 № 03-04-11/182). Получается, что этот вариант более выгоден

покупателю, чем предыдущий, поскольку он не снижает сумму вычета НДС, как это происходит при корректировке цены. Но в проигрыше продавец: он не может уменьшить налог, подлежащий уплате в бюджет.

3 БАЛЛА

Снижение цены относится к поставкам за прошлые периоды

В договоре записано: если товарооборот в течение определенного периода достигает стольких-то рублей, то на весь объем поставок, произведенных в течение этого периода, покупателю предоставляется скидка путем снижения цены на столько-то процентов. Перерасчет производится в периоде достижения указанного предела.

По своим налоговым последствиям неудобный для обеих сторон вид скидки, а для покупателя – так просто невыгодный.

Проблемы продавца. Подобная формулировка в договоре заставит продавца внести изменения в отгрузочные документы, а также в счета-фактуры (как в свой экземпляр, так и в экземпляр покупателя). Старую цену зачеркивают и указывают новую (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ, п. 29 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914). Заметим, что отрицательные счета-фактуры чиновники выставлять запрещают (письмо Минфина России от 21.03.06 № 03-04-09/05). При таком виде скидки у продавца снижается выручка, следовательно, образуются переплаты по налогу на прибыль и НДС. Для зачета этих сумм подают уточненные декларации (письма Минфина России от 15.09.05 №03-03-04/1/190, ФНС России

от 25.01.05 № 02-1-08/8@).

Проблемы покупателя. В первоначальный счет-фактуру, по которому уже был предъявлен вычет, вносятся изменения. Понятно, что это означает немало дополнительной работы для финансовой службы покупателя, а главное – доплату налогов. В периоде предъявления вычета надо оформить дополнительный лист к книге покупок, в котором первоначальный счет- фактура аннулируется, а вычет НДС восстанавливается (п. 7 Правил, утвержденных постановлением №914). А в периоде

предоставления скидки необходимо зарегистрировать исправленный счет-фактуру – тем самым заявляется вычет НДС по этому документу. Поскольку в периоде отгрузки НДС был восстановлен, то, по мнению чиновников, компания должна заплатить пени (письмо ФНС России от 30.08.07 № ШС-6-03/688@ «О направлении копии письма Минфина России от 26.07.07 № 03-07-15/112»). В довершение всех этих корректировок придется подать за прошлый период «уточненку» по НДС, а также уплатить недоимку в сумме налога с полученной скидки. В налоговом учете тоже произойдут изменения. Первоначальная стоимость активов изменится, следовательно, придется корректировать сумму расхода, снижающего налогооблагаемую прибыль. Причем компания должна будет подать «уточненку» не только за период, в котором были использованы товары, но и за последующие периоды в этом же календарном году, чтобы уточнить суммы авансовых платежей. Возникает недоимка по налогу на прибыль, следовательно, придется заплатить в бюджет и сумму задолженности, и пени.

2 БАЛЛА

Бесплатная дополнительная поставка

В договоре записано: если товарооборот в течение определенного периода достигает столько-то руб-лей, то покупатель имеет право на получение товара любогоассортимента на сумму в размере столько-то процентов от объема поставок за год.

Чиновники трактуют нормы кодекса так, что этот вид поощре-ния покупателя превращается в самый невыгодный с точки зрения налоговой нагрузки. Причем для обеих сторон.

Проблемы продавца. Передача бесплатного товара, по сути, та же премия, только в натуральной форме. Поэтому, казалось бы, стоимость товара продавец может учесть в расходах на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Однако Минфин России в письме от 19.01.06 № 03-03-04/1/44 пришел к выводу, что в подобной ситуации товар передается безвозмездно. Следовательно, его стоимость не уменьшает налогооблагаемую прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ). Заметим, что передача бонусного товара облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Проблемы покупателя. Стоимость безвозмездно полученного товара включается у покупателя в состав внереализованных доходов на основании пункта 8 статьи 250 НК РФ. При этом сумма дохода должна исчисляться исходя из рыночной стоимости актива, определяемой с учетом положений статьи 40 НК РФ. Но при дальнейшем использовании такого товара налогоплательщик не сможет без споров с проверяющими уменьшить налогооблагаемую прибыль на рыночную стоимость данного товара (письмо Минфина России от 19.01.06 №03-03-04/1/44). При этом никаких оснований для вычета НДС, как разъясняют чиновники, у покупателя не возникает (письмо Минфина России от 21.03.06 № 03-04-11/60). Как видим, проблем немало. Если есть возможность, лучше формат поощрения изменить: например, предусмотреть денежную премию, на которую покупатель может приобрести дополнительный товар.

Информационный партнер ИАА Bishelp, Газета Учет. Налоги. Право - Северо-Запад

Источник: Учет, налоги, право