Как оценить эффективность
бизнес-тренингов?
Для тех, кто собирается обучаться на тренингах, важно правильно оценить
их эффективность и обоснованно выбрать тот или иной курс. Здесь, с точки
зрения НЛП, существует несколько секретов.
Секрет № 1 «Цели».
Выбирая тренинг, первый вопрос, которым необходимо задаться — это цели
обучения. Если они не сформулированы, то нет никакой возможности
определить последующую эффективность занятий. Так, если тренер может
ясно, доступно и конкретно ответить на простой вопрос: «Чему я научусь
благодаря этому тренингу?», то это поможет вам правильно
сориентироваться. Именно этот ответ даст первое представление о
полезности данного курса.
Секрет № 2 «Сенсорные критерии»
Для оценки успешности обучения нам необходимы определенные критерии,
причем критерии сенсорные. То есть не «ментальные» предположения, а
вполне конкретные параметры, которые мы сможем заметить, используя свои
сенсорные каналы — зрение, слух, осязание. Если тренинг предполагает
обучение успешным продажам, то нужны определения, что мы будем считать
успешными продажами и какой тип продаж будем считать продуктивным.
Секрет № 3 «Разделение и объединение»
Профессионалы, разрабатывая тренинг, разделяют сложные поведенческие и
мыслительные навыки на составляющие так, чтобы можно было тренировать
отдельные элементы поведения и только потом объединять их вместе.
Например, цикл продаж можно разделить на несколько этапов: установление
контакта, выявление потребностей, презентация товара или услуги, работа
с возражениями, завершение сделки. Дальше этап «установление контакта»
раскладывается на несколько шагов: выявление интереса (до контакта),
определение типа покупателя и его особенностей, использование информации
предыдущего шага для настройки на конкретного клиента, вербальный
контакт и т. п.
Секрет № 4 «Использование стратегий»
Качественный тренинг будет предлагать именно стратегии — пошаговые
описания, позволяющие получать необходимые результаты на практике.
Например, шаг «Выявление интереса» может включать в себя стратегию
«сканирования посетителей» (по аналогии — в метро сотрудники милиции
«сканируют» проходящих мимо людей с целью выявить признаки
«неблагополучия»).
Секрет № 5 «Уровни обучения»
Хороший тренер и качественный тренинг предполагают задействование в
обучении разных уровней. Что это значит? Тренировка на первом уровне
предполагает освоение отдельных поведенческих навыков. На втором уровне
отдельные виды поведения объединены в четкую последовательность
действий, а в продвинутом варианте основная стратегия дополняется
описанием способов реагирования на особенные или внештатные ситуации.
Третий уровень обучения затрагивает убеждения обучающихся. Здесь тренер
сообщает, а в идеале встраивает необходимые убеждения для освоения
стратегии и, если нужно, воздействует на убеждения, которые препятствуют
новым формам поведения. Четвертый уровень обучения предполагает оказание
влияния на уровень «личности», на наши представления о себе. Пятый
позволяет прояснить наши основные жизненные ценности и приоритеты и
соотнести их с данным обучением.
В этой точке можно пожелать профессионалам разрабатывать по-настоящему
качественные и полезные тренинги, а потребителям — научиться оценивать
такой сложный продукт, как тренинг, и делать взвешенный выбор.
Информационный партнер ИА Bishelp, Газета Деловая неделя
Источник: Деловая неделя
© Alti.ru