бизнес портал Алти.ру

«Дикие» законы бизнес-образования

Уровень отечественного бизнес-образования — средний, или точнее - посредственный. Этот сегмент обучения еще только зарождается, и как любой другой молодой рынок живет он по «диким» законам.

Здесь есть две стороны: потребители, которые изголодались по хорошим услугам, но до конца еще не понимающие, как должны выглядеть эти «хорошие» услуги.

С другой стороны стоит множество продавцов, которые стремятся во что бы то ни стало сбыть свой товар, а потом сразу же убежать. Дикий рынок — это плевелы, от которых очень трудно отделить зерна.

Потребители — это мы с вами. Это люди, работающие в различных отраслях экономики и нуждающиеся в подготовке, переподготовке, повышении квалификации сотрудников.

Продавцы же — это и различные маленькие коммерческие организации, в огромном количестве возникающие в последние годы, и некоторые солидные консалтинговые объединения высококвалифицированных руководителей и специалистов, и, конечно же, вузы нашей страны.

Особой проблемой бизнес-образования является его социально-экономическая составляющая. Дело в том, что результаты обучения технических специалистов оценить легко: человек умеет (или не умеет) пользоваться тем или иным оборудованием, делать те или иные расчеты. А вот навыки коммуникативности, карьерного планирования, разработки мотивационных программ, развития персонала, реализации проектов, инновационной работы и многого другого, что весьма важно для современного бизнеса, определить сразу сложно. А значит невозможно понять, получил ли студент качественное образование или нет.

Именно поэтому на рынок образовательных услуг выходят компании, стремящиеся «продавать и убежать», используя модные бренды и яркие вывески. Их не волнует собственная репутация, поскольку сегодня они предлагают одно, а завтра — уже другое. В результате, у нас засилье некачественных образовательных услуг.

И в значительной мере это связано с тем, что потребителю очень трудно ориентироваться в бурлящем информационном потоке. На него оказывают влияние реклама и сформировавшиеся предубеждения, мифы и установки.

Что только мы не видим в рекламе, иной 20-летний специалист именуется «академиком международной академии ...», «магистром тонких образовательных технологий ...». Чем невероятнее ложь, тем больше она похожа на правду. А с другой стороны, существует устойчивое предубеждение, что преподаватели вузов ничему интересному обучить не могут. Однажды слышал такой разговор: «Нам руководителем назначили профессора, так ты знаешь, он оказался вполне нормальным специалистом». Представляете, людей удивляет, что профессор — это специалист. А в действительности, профессор — это специалист высшей категории. Сегодня среди преподавателей, особенно среди москвичей, есть люди, зарабатывающие до 20 тыс. долларов в месяц. Хотя, конечно, это исключения, но эти исключения свидетельствуют о высоком уровне профессионализма вузовского корпуса.

Есть и еще одна проблема. Зачастую для многих студентов, за которых платят их фирмы, важно не получить знания, а хорошо провести время. Учитывая именно эту «потребность», многие учебные фирмы проводят свои занятия и тренинги в домах отдыха, на курортах. Нет ничего плохого, если фирма желает оплатить отдых своим сотрудникам. Но отдых и обучение — это две разные вещи. Нельзя лежа на пляже получить качественные знания. Поэтому те, кто платит за себя сам, предпочитают учиться в вузах. В институты обращаются и те, чье руководство старается контролировать уровень получаемых знаний.

Однако и здесь есть свои нюансы: в середине 90-х годов большинство вузов стали университетами, т. е. была утрачена специализирующая направленность наших вузов. Так, экономистов, юристов и менеджеров стали готовить почти все учебные заведения. И если раньше технический институт готовил высококлассных инженеров, то, став университетом, он помимо прочего начал выпускать посредственных экономистов. Необходимо помнить, что профессионализм всегда основывается на специализации, а «университезация» наших вузов отнюдь этому не способствует. Лидерами современного бизнес-образования являются именно академии и институты.

Как же отличить качественные услуги бизнес-образования? Есть старая мудрая мысль: судите не по словам, а по делам. Судите не по саморекламе, а по результатам деятельности и по оценкам серьезных экспертов. В конце концов, по итогам государственных аккредитаций учебных заведений.

Образованию и бизнесу нужно найти друг друга, а бизнесу — научиться отбирать зерна от плевел в сфере образования.

Информационный партнер ИА Bishelp, Газета «Деловая неделя»

Источник: Деловая неделя



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru