«Дикие» законы бизнес-образования
Уровень отечественного бизнес-образования — средний, или точнее -
посредственный. Этот сегмент обучения еще только зарождается, и как
любой другой молодой рынок живет он по «диким» законам.
Здесь есть две стороны: потребители, которые изголодались по хорошим
услугам, но до конца еще не понимающие, как должны выглядеть эти
«хорошие» услуги.
С другой стороны стоит множество продавцов, которые стремятся во что бы
то ни стало сбыть свой товар, а потом сразу же убежать. Дикий рынок —
это плевелы, от которых очень трудно отделить зерна.
Потребители — это мы с вами. Это люди, работающие в различных отраслях
экономики и нуждающиеся в подготовке, переподготовке, повышении
квалификации сотрудников.
Продавцы же — это и различные маленькие коммерческие организации, в
огромном количестве возникающие в последние годы, и некоторые солидные
консалтинговые объединения высококвалифицированных руководителей и
специалистов, и, конечно же, вузы нашей страны.
Особой проблемой бизнес-образования является его социально-экономическая
составляющая. Дело в том, что результаты обучения технических
специалистов оценить легко: человек умеет (или не умеет) пользоваться
тем или иным оборудованием, делать те или иные расчеты. А вот навыки
коммуникативности, карьерного планирования, разработки мотивационных
программ, развития персонала, реализации проектов, инновационной работы
и многого другого, что весьма важно для современного бизнеса, определить
сразу сложно. А значит невозможно понять, получил ли студент
качественное образование или нет.
Именно поэтому на рынок образовательных услуг выходят компании,
стремящиеся «продавать и убежать», используя модные бренды и яркие
вывески. Их не волнует собственная репутация, поскольку сегодня они
предлагают одно, а завтра — уже другое. В результате, у нас засилье
некачественных образовательных услуг.
И в значительной мере это связано с тем, что потребителю очень трудно
ориентироваться в бурлящем информационном потоке. На него оказывают
влияние реклама и сформировавшиеся предубеждения, мифы и установки.
Что только мы не видим в рекламе, иной 20-летний специалист именуется
«академиком международной академии ...», «магистром тонких
образовательных технологий ...». Чем невероятнее ложь, тем больше она
похожа на правду. А с другой стороны, существует устойчивое
предубеждение, что преподаватели вузов ничему интересному обучить не
могут. Однажды слышал такой разговор: «Нам руководителем назначили
профессора, так ты знаешь, он оказался вполне нормальным специалистом».
Представляете, людей удивляет, что профессор — это специалист. А в
действительности, профессор — это специалист высшей категории. Сегодня
среди преподавателей, особенно среди москвичей, есть люди,
зарабатывающие до 20 тыс. долларов в месяц. Хотя, конечно, это
исключения, но эти исключения свидетельствуют о высоком уровне
профессионализма вузовского корпуса.
Есть и еще одна проблема. Зачастую для многих студентов, за которых
платят их фирмы, важно не получить знания, а хорошо провести время.
Учитывая именно эту «потребность», многие учебные фирмы проводят свои
занятия и тренинги в домах отдыха, на курортах. Нет ничего плохого, если
фирма желает оплатить отдых своим сотрудникам. Но отдых и обучение — это
две разные вещи. Нельзя лежа на пляже получить качественные знания.
Поэтому те, кто платит за себя сам, предпочитают учиться в вузах. В
институты обращаются и те, чье руководство старается контролировать
уровень получаемых знаний.
Однако и здесь есть свои нюансы: в середине 90-х годов большинство вузов
стали университетами, т. е. была утрачена специализирующая
направленность наших вузов. Так, экономистов, юристов и менеджеров стали
готовить почти все учебные заведения. И если раньше технический институт
готовил высококлассных инженеров, то, став университетом, он помимо
прочего начал выпускать посредственных экономистов. Необходимо помнить,
что профессионализм всегда основывается на специализации, а «университезация»
наших вузов отнюдь этому не способствует. Лидерами современного
бизнес-образования являются именно академии и институты.
Как же отличить качественные услуги бизнес-образования? Есть старая
мудрая мысль: судите не по словам, а по делам. Судите не по саморекламе,
а по результатам деятельности и по оценкам серьезных экспертов. В конце
концов, по итогам государственных аккредитаций учебных заведений.
Образованию и бизнесу нужно найти друг друга, а бизнесу — научиться
отбирать зерна от плевел в сфере образования.
Информационный партнер ИА Bishelp, Газета «Деловая неделя»
Источник: Деловая неделя
© Alti.ru