бизнес портал Алти.ру

Бухгалтер в ответе за ошибки доверенных лиц

Достаточно часто бухгалтеры прибегают к помощи различных организаций, доверяя им, к примеру, ведение учета. При этом ошибки, которые могут допустить сторонние специалисты в бухгалтерских документах тоже не редкость. А вот расплачиваться за них, вполне возможно, придется заказчику.

Виновен!

Вопрос о том, кто понесет ответственность при обнаружении ошибок, к примеру, в декларациях – бухгалтер или сторонняя организация, которой было доверено их составление – является актуальным для всех специалистов по учету. Ответ на него дали столичные налоговики. По словам инспекторов, нарушение, допущенное представителем налогоплательщика, расценивается как действие самого налогоплательщика. Следовательно, и ответственность за оплошности в документах понесет именно заказчик. Принимая такое решение, налоговики сослались на пункт 7 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Аудитор компании «Вече-Инвест» Валерия Кузнецова разделяет мнение столичных налоговиков:

-На мой взгляд, ответственность перед бюджетом все равно несет заказчик, поскольку исполнителя выбирает он. Своим мнение по поводу письма УФНС по Москве поделился и начальник отдела бухгалтерского консалтинга юридического центра «Базальт» Михаил Грановский:

-Здесь следует различать два случая. К примеру, предприятие заключает с консалтинговой фирмой договор об оказании консультационных услуг в области бухгалтерского учета. Консультанты на основании предоставляемых предприятием первичных бухгалтерских документов формируют бухгалтерскую отчетность и передают ее клиенту. Он ее одобряет и подписывает от своего имени. Как правило, в этом случае руководитель предприятия возлагает на себя функции ведения бухгалтерского учета, что закрепляется специальным приказом. Будет он подписывать отчетность сам или выдаст доверенность на ее подписание консультанту не имеет никакого значения: ответственность будет нести сам руководитель. Другое дело, что он потом может предъявить претензии консультанту за допущенные ошибки и потребовать возмещение вреда.

Во втором случае, предприятие передает на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (на основании п.1 ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). И тогда консалтинговая фирма выполняет функции главного бухгалтера, а руководитель сторонней организации подписывает отчетность предприятия как главный бухгалтер и несет соответствующую ответственность.

Высокие цели

Очевидно, что как ни крути, ответственность при обнаружении нарушений в декларациях, будет возложена именно на заказчика. И в этом случае директору необходимо определиться, действительно ли его фирме необходима помощь сторонней организации и если да, то как сделать правильный выбор.

По словам Михаила Грановского, прежде всего, такая форма работы удобна небольшим предприятиями или организациям, только начинающим свою деятельность:

-Из своего опыта могу сказать, что, в целом, это наиболее выгодно предприятиям, объем операций которых не позволяет загрузить бухгалтера на полный рабочий день. Также достаточно эффективным может оказаться сотрудничество с обслуживающей организацией, когда при большом объеме однотипных операций (например в оптовой торговле) для их оформления нанимается штатный работник, не обладающий квалификацией главного бухгалтера, а обслуживающей организации передаются функции именно главного бухгалтера.

Специалист отметил, что в пользу выбора внешнего бухгалтера есть несколько основных аргументов:

-Прежде всего, это экономия средств. Дело в том, что квалифицированный бухгалтер стоит недешево. Сейчас найти хорошего специалиста по учету на зарплату меньше 2000$ практически нереально. Вместе с тем, при небольших оборотах будет сложно загрузить бухгалтера на 100%. В этом случае очень удобно пользоваться услугами организаций, специализирующихся на ведении бухгалтерского учета. С каждого из своих клиентов компания берет сравнительно небольшую сумму и загружает своего специалиста ведением бухгалтерии сразу нескольких фирм. Получается, что за счет сотрудничества с большим количеством организаций организация получает достойную выручку, а клиенты экономят на бухгалтерии.

Помимо этого, предприятие, воспользовавшееся услугами «внешнего» бухгалтера, экономит на оборудовании рабочего места для финансиста, на закупке программного обеспечения, выписывании специальной литературы и постоянном повышении его квалификации.

Выбираем, оформляем…

Руководителю необходимо понимать, что прибегая к помощи сторонней организации, он не сможет застраховать себя от ошибок на все 100 %. Однако минимизировать риски все-таки можно, утверждает Валерия Кузнецова:

-Организацию-претендента лучше выбирать на сновании рекомендаций. Заключая договор, нужно предусмотреть перечень работ, которые передаются на ведение сторонней компании, и ответственность за ошибки и недочеты, допущенные ею при работе. Аудиторские компании в обязательном порядке страхуют свою деятельность, поэтому у заказчика есть шанс в случае возникновения проблемы добиться финансового возмещения у исполнителя в добровольном порядке или через суд.

В обязанности исполнителя входит ведение учета на основании первичных документов заказчика, пояснил Михаил Грановский:

-Это отражение хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, составление бухгалтерской и налоговой отчетности и представление ее в налоговую инспекцию, внебюджетные фонды. Кроме того, исполнителем осуществляется расчет заработной платы, извещение заказчика о суммах налогов к уплате. Серьезные фирмы в стоимость обслуживания включают консультирование Заказчика по любым вопросам, имеющим отношение к его деятельности. При небольшом объеме операций возможно договориться о помощи в оформлении первичных документов.

Также Михаил Грановский отметил, что выбор обслуживающей организации - вопрос очень непростой. И здесь лучше придерживаться ряда правил:

-Не стоит гоняться за минимальной стоимостью - надо понимать, что в данной сфере, как и во всех других, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Если вы рассчитываете на то, что в консалтинговой фирме вами будет заниматься высококвалифицированный специалист, то должны понимать, что ему нужно платить хорошую зарплату, иначе он уйдет в другое место, а дотаций из бюджета фирма не получает. Конечно же, высокая стоимость сама по себе еще тоже не является гарантией (к сожалению), но по крайней мере, позволяет на что-то надеяться.

Начальник отдела бухгалтерского консалтинга юридического центра «Базальт» рассказал о средней цене услуг по ведению учета сторонней организацией:

-Стоимость сдачи «нулевой» отчетности в Москве составляет от 3000 до 6000 р.

При небольшом количестве операций консалтинговая фирма может взять за ведение учета и составление отчетности около 10.000 р. в месяц. При интенсивной деятельности стоимость обслуживания может доходить до 100.000 рублей в месяц и более. А Вот при больших оборотах мы бы посоветовали клиенту обзавестись собственной бухгалтерской службой

Эксперты отмечают, что если соблюсти все вышеуказанные советы, вполне возможно минимизировать риски возникновения ошибок в декларациях и как следствие избежать претензий со стороны налоговиков.

Источник: Клерк.ру



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru