Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Кредитование:

Ипотечное кредитование

Потребительское кредитование

Кредиты для бизнеса

Условия кредитования

Кредитные карты

Автокредит

Банки

Лизинг

Готовый бизнес

Бизнес планы

Кредитование

Инвестиции

Финансы

Договора

Бизнес идеи

Должностные инструкции

Страхование

Публикации




Аренда сотрудников

В лизинг брать можно не только автомобили, спецтехнику и недвижимость, но и живых людей. Аренда персонала имеет целый ряд преимуществ по сравнению с классическим наймом сотрудников.

Есть несколько способов найма персонала. Классический способ — оформление сотрудника в штат или заключение с ним договора подряда. Можно, конечно, выбрать «серую» схему трудоустройства, но это противоречит законодательству и грозит работодателю целым рядом проблем. А есть вполне законные способы оптимизировать затраты компании на персонал — лизинг и аутстаффинг.

Многие думают, что разница между аутстаффингом и лизингом только в звучании терминов, а по содержанию они представляют одно и то же. На самом деле это мнение ошибочное. Но в связи с тем, что эти услуги является достаточно новыми для российского рынка, еще не произошло четкое разграничение понятий, и участники кадрового рынка пока не пришли к единому мнению.

Алексей Хмыров, руководитель «Приволжской кадровой компании» считает, что аутстаффинг — это выведение уже работающего персонала за штат компании. «При этом компания-исполнитель берет на себя функции выплаты заработной платы, уплаты налогов, исполнение трудового законодательства (прием на работу, увольнение и т. д.). В то же время, работу персонал выполняет непосредственно для компании-заказчика. Отношения между исполнителем и заказчиком, как правило, оформляются через договор о предоставлении персонала, — говорит он. — А лизинг персонала — это форма изменения численности персонала, при которой самостоятельная фирма-«кредитор» передает на определенный срок одного или нескольких сотрудников, с которыми она имеет трудовой договор, в распоряжение другой фирмы-«заемщика».

Международная рекрутинговая компания KellyServices оказывает услуги в области предоставления временного персонала и администрирования персонала (staffleasing). «Предоставление временного персонала подразумевает поиск кандидатов, проведение интервью, заключение с сотрудником срочного контракта и предоставление на выполнение определенных работ по проекту на период от 4 часов до 5 лет, — рассказывает Светлана Незнанова, руководитель Нижегородского отделения компании KellyServices. — При использовании услуги «лизинг персонала» компания становится юридическим работодателем для сотрудников клиента, выполняющих работу в компании на срок от 1 года до 5 лет. KellyServices оформляет сотрудников и платит им зарплату, клиент — дает задания и контролирует работу».

Конкуренция без конкуренции

Конкуренция среди компаний, предоставляющих подобные услуги, находится только в стадии зарождения. Хотя индустрия услуг предоставления временного персонала третьим лицам растет в среднем на 20-30% в год.

В России эта услуга стала предоставляться относительно недавно. Поэтому объемы услуг аутстаффинга и лизинга персонала в России несравнимы с иностранными показателями. Например, в США объем рынка услуг по предоставлению временного персонала третьим лицам составляет $80 млрд в год, в Великобритании — $37,5 млрд, в Германии — $7 млрд. В странах Европейского Союза по такой схеме трудоустраивается до 7 млн работников ежегодно. Во Франции темпы роста численности заемных работников за последние годы в 13 раз превысили темпы роста рабочей силы, нанимаемой непосредственно работодателями.

Оптимальное решение

«Преимущества данной услуги поддаются измерению финансовыми показателями: это и экономия времени менеджера на принятие решений по персоналу, и уменьшение объема административно-бумажной работы и др., — говорит Марина Калинкина. — Наиболее очевидные — это сокращение издержек на расчет заработной платы, уменьшение затрат на компенсационные пакеты, а также, в ряде случаев, исключение затрат на подбор персонала. Кроме того, в настоящее время все больше предприятий применяют аутстаффинг для повышения своей инвестиционной привлекательности, улучшения финансовых показателей в расчете на одного сотрудника, поскольку аутстаффинг также является инструментом увеличения стоимости бизнеса компаний, выходящих на фондовый рынок и планирующих экспансию за рубеж. Также аутстаффинг позволяет компаниям осуществлять свою деятельность в регионах России без регистрации филиала или представительства, аренды офиса и связанных с этим расходов».

Светлана Незнанова отмечает, что привлечение заемных (временных) работников выгодно работодателям, испытывающим периодическую нужду в дополнительном персонале. В рамках привлечения заемных работников предприятие-пользователь не тратит время на поиск и отбор нужных кандидатов, не оформляет трудовые договоры с ними, не производит расчеты по заработной плате и необходимые отчисления в бюджет. Всю указанную деятельность осуществляет рекрутинговое агентство, в штате которого состоят заемные работники, и которых оно предоставляет на время своим клиентам, испытывающим необходимость в их привлечении.

Использование заемного труда выгодно, прежде всего, тем предприятиям-пользователям, которые испытывают необходимость в привлечении дополнительных человеческих ресурсов на определенный, как правило, непродолжительный срок (на период реализации каких-то срочных проектов, временного увеличения объемов производства или оказываемых услуг). Привлечение заемных работников со стороны позволяет не перегружать собственный персонал во время сезонных пиков и других подобных ситуаций. При этом предприятие-пользователь имеет возможность держать в штате столько людей, сколько нужно, и при этом не платить за простой, когда такие сезонные пики спадают.

Кроме того, обращение к рекрутинговым агентствам, которые в силу профессионального опыта имеют возможность оперативно и быстро подобрать и направить заемных работников для выполнения тех или иных функций на предприятие, что, позволяет работодателю освободиться от непрофильной деятельности, побочных работ и сосредоточить внимание на основных (главных) работах, выполняемых собственным персоналом. Это способствует росту производительности труда и эффективности производства.

Цена вопроса

Естественно, что компании, предоставляющие услуги лизинга персонала и аутстаффинга, берут за свои услуги некую определенную сумму.

Марина Калинкина говорит, что стоимость услуги складывается из множества факторов: «Гонорар агентства разрабатывается индивидуально в результате детального анализа каждого конкретного проекта, поэтому мы не говорим о единой стандартной цене. На размер гонорара влияет продолжительность проекта, численность персонала, если говорить об аутстаффинге — размер вознаграждения исполнителей и ряд других показателей».

«Сумма вознаграждения за предоставление заемных работников, выплачиваемая предприятием-пользователем рекрутинговому агентству, обычно покрывает расходы агентства по выплате заработной платы, уплате налогов и отчислениям в бюджетные фонды», — подчеркивает Светлана Незнанова.

Также клиент компенсирует провайдеру расходы, связанные с оплатой отпусков исполнителей. Дополнительные затраты могут возникнуть и вследствие необходимости командирования исполнителей и переработок. Такие вопросы обсуждаются заранее, если по характеру работ они могут возникнуть. Вопрос о необходимости иных затрат остается на усмотрение клиента, это может быть компенсация мобильной связи, транспортных расходов и пр. В случае, если по желанию клиента провайдер несет такие затраты, они также подлежат компенсации работодателем.

«Дополнительными расходами также можно считать организацию питания работников и оформление полиса ДМС», — говорит Светлана Незнанова.

Срок работы персонала

Сроки аренды персонала могут быть различными, и определяются они причинами использования временных сотрудников, которые можно разделить на три большие группы:

1. Специальные проекты компании. Это могут быть промо- и рекламные акции, выставки, проекты по внедрению новых систем на производстве и так далее. «Например, в последнее время, когда многие компании переходят на международные стандарты ведения бизнеса и устанавливают ERP-системы (такие как AXAPTA, SAP), на период внедрения продукта компаниям требуются дополнительные сотрудники во все отделы, подготавливающие переход», — отмечает Светлана Незнанова.

2. Производственные пики. Например, осенью, в преддверии Нового года шоколадные фабрики увеличивают объем и ассортимент выпускаемой продукции, и потребность во временном персонале в это время особенно высока.

3. Отпуска, болезни штатных сотрудников. Если вдруг секретарь заболел, то с помощью агентства занятости, предоставляющего услуги по направлению временного персонала, клиент сможет оперативно решить проблему.

«Как правило, по проектам аутстаффинга принимают так называемых «постоянных временных», т. е. компаниям на постоянной основе требуется персонал, который они не хотят учитывать в штатной численности и оформлять с ним правоотношения, поэтому «заимствуют» персонал у провайдера, — говорит Марине Калинкина. — Также часто «заемные» работники требуются в связи с сезонным увеличением объема работ или временными проектами на 2-3 месяца. Причин применения данной технологии работы с персоналом может быть множество, и, в зависимости от причин и целей, определяются сроки длительности проектов. Однако, наиболее часто персонал требуется на срок от трех месяцев до одного года».

«Подводные камни»

Марина Калинкина считает, что «подводными камнями» могут быть ситуации, связанные с мотивацией временного персонала и взаимодействием его с коллективом штатных сотрудников. «Нужно понимать, что методы воздействия на штатный персонал не применимы к временным работникам, поскольку, как правило, они не ориентированы на карьерный рост внутри компании. Основная их задача — профессиональное и оперативное выполнение работы, поэтому манипулирование заработной платой здесь не применимо. Работнику же стоит понимать, что он привлечен на временный проект и возможны простои в работе. Однако, как правило, по окончании одного проекта, сотруднику предлагают участие в новом. Встречаются также ситуации, когда после временной работы работодатель приглашает исполнителя работать на постоянной основе».

Алексей Хмыров отмечает, что может возникнуть некий дискомфорт в коллективе. «Если компания планирует вывести часть персонала за штат, то необходимо проводить очень серьезную разъяснительную работу среди сотрудников, чтобы избежать массовых увольнений из-за непонимания ситуации, — говорит он. — Также для самих работников возможна потеря некоторых льгот, например, при выведении за штат сотрудников, имеющих социальные льготы из-за вредных условий труда».

Прогнозы рынка

«Развитие данных услуг в России тормозится, в первую очередь, по причинам пробелов в законодательстве и нестабильности спроса на временный персонал, — утверждает Марина Калинкина. — Несмотря на это, очевидно, что применение аутстаффинга и лизинга персонала дает возможность более гибко реагировать на изменения во внешней среде. Кроме того, по мере развития отечественного бизнеса все чаще возникает потребность в передаче части функций по управлению персоналом сторонним организациям, и аутстаффинг, грамотно выполненный компанией, специализирующейся в данной области, становится оптимальным решением задачи. Как показывает практика, интерес отечественных компаний к аутстаффингу постепенно растет. Отмечается также и соответствующая реакция кадровых агентств. Уже сейчас аутстаффинг и лизинг персонала занимают порядка 29% российского рынка рекрутинговых услуг и 27% — регионального. Есть прогнозы дальнейшего роста на 4-6 лет. За этими услугами большое будущее, поскольку их применение позволяет существенно оптимизировать работу с персоналом».

«Скорее всего, будет увеличиваться количество федеральных игроков, предоставляющих данную услугу, но, тем не менее, и местные компании будут прогрессировать в силу развития самого рынка», — добавляет Алексей Хмыров.

«Временная работа, или «заемный труд», является все более привлекательной для всех сторонников рынка. Предприятия могут гибко подходить к решению бизнес-вопросов, оставаясь конкурентоспособными на рынке, за счет более оперативной и сфокусированной работы с персоналом, — говорит Светлана Незнанова. — Работники, будучи социально защищенными, могут более гибко планировать свое рабочее время, оставляя время для семьи, учебы и личных дел. Все это дает возможность спрогнозировать дальнейшее повышение спроса на предоставление временного персонала агентствами занятости не только со стороны работодателей, но и со стороны соискателей».

Источник: АБМ