бизнес портал Алти.ру

Бизнес в кредит

Любой бизнес время от времени нуждается в привлечении ресурсов извне. Цели зависят от масштаба — одному нужно срочно покрыть кассовый разрыв, другому — обновить оборудование, третьему — прикупить пару новых заводов. Но во всех случаях собственникам приходится решать главный вопрос — где взять деньги? Способы привлечения бизнесом заемных средств можно разделить на четыре группы: выпуск ценных бумаг, банковский кредит, обращение в микрофинансовую организацию и к частному инвестору.

За деньгами — на рынок
Легче всего живется крупным компаниям российского масштаба. Любой банк будет счастлив предоставить им кредит на максимально выгодных условиях. Кроме того, у больших, богатых и известных корпораций есть возможность привлекать гораздо более длинные и дешевые средства путем выпуска ценных бумаг. Высший пилотаж — эмиссия акций и размещение их на фондовом рынке. Но длительность и затратность самой процедуры, необходимость соответствовать жестким критериям публичности делают этот путь привлечения заемных средств доступным далеко не для каждой компании.

Более доступен выпуск векселей и облигаций. Вексель — долговая бумага, которая служит предприятию для расчетов, но он может использоваться и как способ кредитования. Облигационный заем позволяет привлечь инвестиции под достаточно низкий процент. Требования, предъявляемые к эмитенту, более лояльны, чем в случае выпуска акций.

Банки рады всем
Банки занимают лидирующую позицию на кредитном рынке. Процедура рассмотрения документов и оценки кредитоспособности занимает до двух месяцев. Кредитная заявка проходит несколько стадий рассмотрения: первичное — кредитным экспертом, комитетом по рискам, кредитным комитетом и так далее вплоть до правления банка, если сумма достаточно велика. Оцениваются не только финансовые показатели, но и технико-экономические обоснования проекта, на который направляются денежные средства.

Основное требование к заемщику — прозрачность его бизнеса. Реальное положение дел на предприятии должно быть отражено в балансе, отчете о прибыли и убытках и других бухгалтерских документах. При хороших балансовых характеристиках, нормальном соотношении основных средств к оборотным ресурсам, своевременной уплате налогов предприятие без особых проблем получит кредит в любом банке.

Популярность банковских кредитов объяснима. Банк предоставляет кредиты на достаточно большой срок под приемлемый процент, составляет упорядоченный график выплат. "Банковский кредит — это безопасно, сделка закреплена кредитным договором и заемщик знает, что в случае добросовестного исполнения выплат банк не потребует досрочного возврата заемных средств", — отмечает Наталия Нарышева.

В сфере кредитования малого бизнеса ситуация не столь идеальна. Экономически это легко объяснимо. Операционные расходы на оформление любого займа примерно одинаковы, поэтому банку гораздо выгоднее оформить один крупный кредит, чем десять мелких.

С другой стороны, и сами мелкие предприниматели не слишком охотно обращаются в банки. Проблема — в большом списке необходимых документов, необходимости залога и длительных сроках рассмотрения заявки. "Кредиты малому бизнесу должны выдаваться быстро и просто, — считает Наталия Нарышева. — Предприниматель готов заплатить чуть больше, лишь бы получение кредита не требовало невероятного количества времени и усилий". И банки, понимая требования клиентов, стремятся упростить процедуры выдачи кредитов. Этим они не только привлекают больше клиентов, но и повышают рентабельность каждого кредита.

Микроскопические финансы
Банки, ориентирующиеся на малый бизнес, не требуют от потенциального клиента бизнес-планов и инвестиционных меморандумов. Достаточно минимального пакета документов: свидетельства частного предпринимателя, свидетельства о постановке на налоговый учет, договора аренды или права собственности, паспорт. Небольшую сумму можно получить даже без залогового обеспечения. Однако, несмотря на либерализацию требований, далеко не всем предпринимателям удается оформить банковский кредит.

Мелкорозничная торговля на рынках, частный извоз, сетевой маркетинг, пошив одежды на дому, услуги по переводу и пр. — как правило, в этих видах деятельности потребность в заемных средствах не превышает 50–100 тыс. руб. Но и такой "миниатюрный" бизнес нуждается в развитии и займах на неотложные производственные нужды.

Самым "маленьким" — прямая дорога в микрофинансовые организации, для которых выдача мелких займов — основное направление в работе.

Заем может быть предоставлен бизнесмену и на потребительские цели: ремонт квартиры, отпуск, обучение детей.

По словам Романа Горбунова, кредит в банке берут обычно на несколько лет — для покупки помещения или оборудования, расширения бизнеса. Но если нужна небольшая сумма на короткий срок, микрофинансовые организации — хорошая альтернатива для получения недостающей суммы.

Простота оформления кредита не означает, что микрофинансовые организации раздают деньги направо и налево. "Эксперт в обязательном порядке проводит финансовый анализ бизнеса: выезжает на точку, составляет баланс, отчет о прибылях и убытках, — рассказывает Наталия Нарышева. — Бизнес должен быть прибыльным, то есть текущей прибыли должно хватать на погашение займа, чтобы в случае неудачной реализации проекта предприниматель смог заплатить взносы. Более того, мы проводим консультацию, уговариваем человека, который пришел с фантастическим проектом, выбрать более реальный вариант: соизмеряем запросы клиента с реальным потенциалом бизнеса".

Поделись с инвестором
И банки, и микрофинансовые организации кредитуют исключительно развитие работающего бизнеса. Ни одна кредитная структура не даст денег под проект, существующий лишь в виде идеи.

"За рубежом действуют специальные венчурные банки, да и обычные банки до 10?% средств могут направлять на венчурные проекты — очень рисковые, зато высокодоходные. В России, с точки зрения Центробанка подобные кредиты относятся к категории безнадежных", — говорит Михаил Четыркин.

Появившиеся в нескольких российских регионах венчурные фонды финансируются за счет небанковских источников. Схема взаимодействия между фондами и генератором идеи кардинально отличается от обычных схем кредитования. Если банк дает деньги под проценты, то венчуры, как правило, входят в бизнес. "Начинающий предприниматель должен четко понимать последствия обращения в венчурную компанию, которая может забрать до 90–95% бизнеса — соразмерно своим инвестициям. Организатор и автор идеи рискует стать всего лишь наемным управляющим в этой компании", — предупреждает Роман Горбунов.

По мнению экспертов, на первом этапе венчурные фонды будут перестраховываться и финансировать проекты на драконовских условиях. "Собственно, примерно также банки вели себя 6 лет назад по отношению к малому бизнесу, — рассказывает Роман Горбунов. — Банковская ставка достигала 50%. По мере накопления опыта мы поняли, что малый бизнес не такой рискованный сектор, как считалось раньше, и снизили ставки. Думаю, то же ждет систему венчурных фондов".

Другой способ привлечь деньги под идею — найти частного инвестора. Чаще подобные проекты реализуются в форме вновь создаваемых организаций, куда участники вносят личные средства и начинают вместе работать над проектом. Но даже если инвестор непосредственно не участвует в становлении компании, его, в конечном счете, интересует его доля в бизнесе.

"Большинство инвесторов даже не станут вести с вами разговор, если речь идет только о процентах, которые они получат с суммы кредита, — считает Александр Иванчин. — Инвестору интереснее быть совладельцем компании, причем на долю в бизнесе менее чем 50% потенциальный инвестор скорее всего не согласится. Разумеется, ответственность за то, чтобы вложения окупились, в основном лежит на организаторе проекта". Тем не менее, по мнению большинства экспертов, частные инвестиции остаются наиболее доступным способом начать новый бизнес. "В Красноярске много людей, располагающих свободными денежными средствами, и они готовы их вкладывать в достойные инвестиционные проекты", — заключает г-н Иванчин.

Источник: «Красноярск.Биз»



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru