Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Кредитование:

Ипотечное кредитование

Потребительское кредитование

Кредиты для бизнеса

Условия кредитования

Кредитные карты

Автокредит

Банки

Лизинг

Готовый бизнес

Бизнес планы

Кредитование

Инвестиции

Финансы

Договора

Бизнес идеи

Должностные инструкции

Страхование

Публикации




Франчайзи – бизнес под прикрытием

Стать франчайзи может любая компания или предприниматель. И неважно, мелкая эта фирма, крупная или только начинающая свой «жизненный» путь. Главное – отвечать требованиям, которые франчайзер предъявляет к потенциальным франчайзи. Кстати, они в большинстве случаев отнюдь не безобидны...

Не все бизнесмены готовы вкладывать свои средства в создание и продвижение товарного знака. Ведь это несет значительные первоначальные затраты при полном отсутствии гарантий возврата инвестиций. Никто не знает, будет ли ваш бизнес успешен в дальнейшем. Некоторые производители решают приобрести уже известные товарные знаки. Но иногда гораздо выгоднее купить право на использование бренда на определенный период времени.

Заключив договор франчайзинга, компания-франчайзи станет для компании-франчайзера партнером по бизнесу. Используя репутацию и товарный знак последнего, франчайзи остается независимым владельцем своего бизнеса. И это не единственный плюс для франчайзи. Партнер также экономит огромное количество времени на изучении рынка, разработке и наладке своего бизнеса, создании качественного продукта, построении сферы его сбыта и др.

Но во франчайзинге есть и минусы. Первый и основной – франчайзи должен соблюдать все правила, установленные договором франчайзинга. А это ограничивает инициативу. Второй – периодически отдавать часть денег франчайзеру.

На вкус и цвет…
Франчайзинговые системы принимают многие формы. Например:

производителя с производителем;
производителя с оптовым торговцем;
производителя с розничным торговцем;
оптового торговца с оптовым торговцем;
оптового торговца с розничным торговцем;
розничного торговца с розничным торговцем;
предприятия обслуживания с предприятием обслуживания.
При системе франчайзинга, связывающей производителя с производителем, франчайзи остаются относительно автономными. Такие франчайзи располагают относительно полной свободой действия. Другая франшизная система соединяет производителя и розничного продавца. Например, производителей автомобилей и розничных автомобильных дилеров. Системы, соединяющие производителя с оптовым торговцем, оптового торговца с оптовым торговцем и оптового торговца с розничным торговцем, фактически схожи между собой.

Розничные и обслуживающие франшизные системы заметно отличаются от систем франшизных соглашений между производителем и оптовым торговцем. Здесь франчайзи практически является продолжением франшизера. В подобных системах каждый франчайзи напоминает торговую точку компании с единственным исключением: франшизер вкладывает для создания этой торговой точки деньги франчайзи, а не собственные средства.

В действительности франшизодержатели не начинают дела с нуля. Когда предприниматели покупают франшизу, они обычно получают готовое предприятие. Все, что им требуется, – следовать указаниям франшизера о том, как лучше вести дело. Указания касаются массы деталей, в том числе какой товар или услугу продавать; как продавать; как контролировать издержки; какие отчеты подготавливать.

До покупки франшизы предприниматель должен убедиться в том, что его решение стать франчайзи является обоснованным. Анализ – это первый этап, на котором от предпринимателя требуется установить и определить свои квалификацию и желания. Последующие два этапа – выбор товара или услуги и поиск подходящей франшизы. Эти этапы следует осуществлять одновременно.

Предприниматель должен убедится в том, что программа подготовки кадров удовлетворительна, что роялти и комиссионные за рекламу находятся в рамках отраслевых норм, что дополнительные расходы приемлемы, и что поставщики предлагают конкурентоспособные цены. Франчайзер как правило обучает персонал фирмы-франчайзи технологии своего бизнеса. Для правообладателя важно сохранить качество выпускаемой продукции, оказываемых услуг, уровень обслуживания. Стоимость такого обучения часто включают в сумму фиксированного платежа. Но иногда ее отдельно выделяют в договоре.

Для оценки франшизного соглашения предприниматель может попросить франшизера представить полную справку о деятельности. Она поможет ответить на многие вопросы и даст возможность сравнить франшизы и оценить риск и затраты. При анализе справки о деятельности франшизера лучше полагаться на юриста.

Тонкости договора
Договор является основой отношений между франшизером и франчайзи. Соглашение об использовании чужого имени «договор уступки» – наиболее простое по содержанию и с точки зрения оформления. Его юридический смысл направлен на передачу титула владельца товарного знака правопреемнику. Как правило, стороны просто определяют объект (в частности, бренд), права на который уступаются, и размер вознаграждения за уступку.

Сложнее дело обстоит с лицензионными договорами, по которым передаются права на использование товарных знаков в течение определенного периода времени. Поскольку стороны вступают в длящиеся обязательственные правоотношения, то они стараются в условиях договора отразить как можно больше вопросов, которые могут возникнуть в процессе его исполнения.

В большинстве случаев при франчайзинге стороны заключают договор коммерческой концессии. Из статьи 1027 Гражданского кодекса следует, что одна сторона (правообладатель) предоставляет другой стороне (пользователю) право использовать в деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Действительно, концессия похожа на франчайзинг, но стандартных положений договора концессии недостаточно для регулирования франчайзинговых взаимоотношений.

В арбитражной практике нередко встречаются дела, когда стороны считают, что они заключили договор коммерческой концессии, а суд признает его либо лицензионным, либо вообще незаключенным. В этой связи при составлении договора франчайзинга настоятельно рекомендуется обратить внимание на следующие важные моменты:

сторонами договора коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели;
поскольку предметом соглашения является предоставление комплекса исключительных прав, принадлежащих франчайзеру, то их не может быть менее двух. Как минимум, по договору должно быть предоставлено право пользования фирменным наименованием и охраняемая коммерческая информация (ноу-хау);
договор коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя;
если в комплекс исключительных прав, предоставляемых по договору, входят права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, то такой договор подлежит обязательной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и без регистрации считается ничтожным.
Подумайте о путях отступления
Компания должна понимать, что она потеряет или приобретет, если примет решение выйти из договора, или если франшизер аннулирует франшизный договор. Такое может случиться, например, если франчайзи не получает запланированной прибыли, бросает тень на репутацию из-за плохого обслуживания клиентов; не предоставляет франшизеру требуемых отчетов о состоянии дел.

Если франчайзи примет решение продать предприятие до истечения срока действия договора, ему обязательно потребуется одобрение франшизера. Право продать франшизу определяется тем, является ли франчайзи независимым владельцем предприятия либо филиалом в цепи. Такие моменты лучше заранее прописать в договоре.

Еще одним сложным моментом является цена, по которой франчайзи могут обязать продать франшизу другому предпринимателю либо обратно франшизеру. Франшизер часто обязывает франчайзи продать предприятие по цене ниже его стоимости.

К сожалению, невозможно описать все тонкости и нюансы, которые могут возникнуть при составлении договора коммерческой концессии. Также нельзя посоветовать, что лучше: приобрести готовую компанию вместе со всеми ее активами, в том числе и нематериальными, купить лицензию на право пользования чужим товарным знаком или же предпочесть франшизу. В любом случае выбор всегда остается за предпринимателем и зависит от его потребностей, возможностей и планов развития бизнеса.

Удвоенная регистрация
Договор коммерческой концессии нужно регистрировать дважды: в Роспатенте и в налоговой инспекции (п. 2 ст. 1028 ГК, приказ Роспатента от 29 апреля 2003 г. №64, приказ Минфина от 12 августа 2005 г. №05Н).

Размеры пошлин за регистрацию договора франчайзинга в Роспатенте установлены постановлением Правительства от 12 августа 1993 г. № 3 (ст. 33 Патентного закона от 23 сентября 1992 г. №3517-1, ст. 44 Закона о товарных знаках от 23 сентября 1992 г. №3520-1). Но если договору все же присвоили название «Договор коммерческой концессии», тогда нужно готовить документы и деньги для его регистрации в инспекции. Список необходимых документов можно посмотреть в пункте 2.1 приказа Минфина от 12 августа 2005 г. №105Н.

Регистрировать договор надо в инспекции, где на учете стоит франчайзер (правообладатель). Но в случае если франчайзер – иностранная компания, то в инспекции франчайзи (пользователя) (п. 1.2 приказа Минфина от 12 августа 2005 г. №105Н).

В договоре франчайзинга всегда прописывается, кто будет платить пошлины. Если франчайзи, тогда он учтет такие расходы в день их начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК) в составе прочих (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК). Дело в том, что патентные пошлины по своей сути подпадают под понятие сбора, которое, в свою очередь, указано в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса. Это подтверждают также определение Конституционного Суда от 10 декабря 2002 г. №283-О и решение Верховного Суда от 17 мая 2002 г. №ГКПИ2002-376. К тому же суммы патентных пошлин подлежат уплате в Роспатент, как и иные сборы и платежи, которые зачисляются в бюджет (Закон от 23 декабря 2004 г. №73-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год»). И кроме этого, среди расходов, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль, нет патентных пошлин (ст. 270 НК).

Расплата за партнерство
По договору концессии фирма-франчайзи получает в пользование комплекс исключительных прав. За это она платит их владельцу (франчайзеру) вознаграждение (ст. 1030 ГК). Оно может быть в виде:

твердо зафиксированной в договоре суммы. Его еще называют стоимостью франшизы или первоначальным взносом. Этот платеж франчайзи может выплатить единовременно, в разовом порядке или в рассрочку;
роялти – периодических лицензионных вознаграждений. Их можно установить как фиксированные суммы либо как отчисления от выручки или от прибыли;
наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франчайзером.
В договоре франчайзинга может быть прописано, что франчайзи выплачивает вознаграждение только в виде фиксированного платежа, или только в виде роялти. Возможен и комбинированный способ: после заключения договора – фиксированный платеж, и в течение срока его действия – ежемесячные или ежеквартальные роялти.

Но это еще не все. Кроме суммы первоначального взноса, франчайзер сообщит, сколько еще нужно будет вложить денег, чтобы бизнес-проект начал нормально работать. То есть сколько партнеру придется потратить, чтобы арендовать помещение, сделать в нем ремонт и отделку, повторив фирменный дизайн известной компании, купить оборудование, мебель, товары, нанять персонал и т. п.

ГЛОССАРИЙ

Комбинированные франшизы – два или более франшизированных предприятия, которые совместно используют рабочие площади для предоставления клиентам товара или услуги.

Дистрибьюторы – франчайзи, которые распространяют товары, произведенные франшизером или полученные из других источников.

Территориальные франшизы – франчайзи, которые обладают правом использовать франшизы на территориальной основе; это позволяет франчайзи обслуживать весь данный город, область или район.

Единичные франшизы – франчайзи, которые обладают правом использовать франшизу только в одном месте.

Множественные франшизы – франчайзи, которые обладают правом открыть одновременно несколько франшизированных точек.

Именные франшизы – франшизированные предприятия, которые устанавливают с поставщиком связи, аналогичные дистрибьюторским соглашениям. Франшизеры поставляют товар, который франчайзи продает под франшизированным товарным знаком или логотипом.

Субфраншизы – франшизированные точки, продаваемые территориальными франчайзи другим предпринимателям в их районах.

Источник: «Коммерческий директор»