Банк "СОЮЗ": Не такой уж он и малый
Екатерина Демыгина, заместитель председателя правления АКБ "СОЮЗ"
Кредитование небольших предприятий специфичное дело, в первую очередь,
потому, что бизнес большинства заемщиков по-прежнему находится "в тени".
Кроме того, многие клиенты не имеют хорошего залога, к примеру,
дорогостоящего оборудования. И вообще кредитование малого бизнеса для
банка - один из самых рисковых продуктов. Поэтому немногие сегодня
специализируются на этой сфере кредитования. Здесь важно уметь поставить
этот бизнес на поток, оптимизировать расходы, связанные с мелкими
суммами, документооборот. Куда проще выдать кредит на $5 млн., чем по
$50 тыс. собирать со 100 клиентов.
Мы научились очень качественно работать с таким заемщиком. В банке
разработана эффективная методика, которая позволяет свести к минимуму
просрочку. Сейчас у нас уровень просроченной задолженности по кредитам
малому бизнесу составляет порядка 2%. А основные "хвосты" тянутся еще по
ранее выданным кредитам, до 1999 г.
Что касается вопроса, кому легче получить кредит - индивидуальному
предпринимателю или юридическому лицу, то шансы у тех и других равны.
Единственным отличием является пакет учредительных документов и форма
бухгалтерской отчетности. В остальном - процедура одинакова для всех.
Анализ бизнеса проводится на основе управленческой отчетности. Сумма и
срок кредита утверждается по итогам анализа финансовой деятельности.
Кредитный специалист должен понять специфику бизнеса, учесть сезонный
фактор, необходимость инвестиционных вложений, в общем, оценить
перспективность развития предприятия. В результате клиенту предлагаются
такие условия финансирования, при которых вложения в бизнес приносят
максимальный эффект при минимальном уровне риска для обеих сторон.
Сегодня наиболее привлекательным для банка клиентом является предприятие
малого бизнеса со средним годовым оборотом в $300 тыс. Дело в том, что
такие клиенты потребляют еще и другие банковские продукты. А у нас
сегодня есть все продукты, которые необходимы предпринимателю. Мы можем
помочь малому предприятию сделать больший объем официальной выручки, мы
готовы предоставить ему эквайринг, зарплатные проекты, инкассацию и т.
д. На самом деле мы стараемся вырастить клиента, который постепенно
начинает пользоваться всем спектром банковских продуктов, переходя со
временем в категорию предприятия "среднего" бизнеса. Добавлю, что за два
года реализации программы кредитования малого бизнеса, а мы запустили ее
в июне 2004 г., было выдано 2 тыс. кредитов на общую сумму свыше $40
млн.
В планах на 2006 год - предоставление кредитов микрофинансовым
предприятиям малого бизнеса на сумму не менее $36 млн.
"Гипердефицит" на малые ссуды
В России потребность в микрокредитах в размере до $10 тыс. испытывают не
менее 3 млн. малых предприятий и занимающихся малым бизнесом физлиц.
Однако охват рынка всеми действующими банками и небанковскими
микрофинансовыми организациями не превышает 15%, или $1 млрд.
Источник: По материалам Национальный Банковский Журнал
© Alti.ru