бизнес портал Алти.ру

Секрет франшизы

Зачем изобретать велосипед и учиться на своих ошибках, ведь каждые 8 минут в мире по системе франчайзинга открывается новое малое предприятие. Покупка готовой марки страхует малый бизнес от банкротства.

Хочешь быть бизнесменом — купи франшизу.

Зачем изобретать велосипед и учиться на своих ошибках, ведь каждые 8 минут в мире по системе франчайзинга открывается новое малое предприятие. Благодаря использованию системы франчайзинга число банкротств среди фирм операторов — малых предприятий существенно ниже.

Так, в США в течение первых 5 лет удерживается на плаву 92% оператора против 20% независимых фирм. Из всех вновь открытых фирм в мире в течение первых 5 лет жизни 85% прекращает свою деятельность. А из тех, кто работает по франчайзингу, — лишь 14%.

Франчайзинг появился на свет после падения Российской империи, а вот свое бурное развитие и небывалый взлет получил только после Второй мировой войны. Мир переживал крушение фашистской Германии. Экономика нуждалась в каких-то принципиально новых схемах ведения бизнеса. Франчайзинг совершил революцию, объединив интересы владельцев капитала, мелких предпринимателей, крупных компаний и потребителей.

В Америку франчайзинг въехал на новом автомобиле, а закрепил свои позиции уже на крыле старого и поношенного авто. В середине 50-х — начале 60-х годов Америка переживала автоманию. Все хотели купить чудо человеческой мысли — автомобиль. Но немногочисленные владельцы первых автозаводов не имели возможности заниматься масштабной розничной реализацией собственного товара. Поэтому они и придумали продавать франшизы предпринимателям, желающим открыть собственный автомобильный магазин. Так появились первые фирменные автосалоны — все на одно лицо, одинаковые внутри и снаружи и с одинаковым набором сервиса и дополнительных услуг. У потребителей создавалось впечатление, что все они принадлежат одной компании. На деле это была первая удачно спланированная и реализованная схема франчайзингового ведения бизнеса.

1970—1980-е годы ознаменовались в США ростом цен на новые авто. В то же время американцы полюбили жизнь за городом, их охватил беби-бум, у молодежи стало модным иметь собственное авто. Как результат — ездить на машинах стали чаще, а вот менять собственный автопарк — реже. И на смену модным автосалонам пришли не менее популярные автосервисы. Маленькие и большие автомастерские открывались под крылом крупных компаний франшизодателей. Они разрабатывали формат авторемонтной мастерской, ее внешний вид, брали на себя подготовку кадров и рекламу торговой марки.

Сегодня франчайзингомания охватила весь мир. Так, в США действует более 1500 франчайзинговых систем и приблизительно 350 тыс. предприятий франчайзеров. Америка — Мекка франчайзинга. По мнению американских экономистов, в ближайшие годы каждое второе вновь созданное малое предприятие будет франчайзером.

По данным Британской ассоциации франчайзинга, число мелких предприятий, работающих по данной схеме, постоянно растет. Только в 2006 году их число увеличилось на 10%, оборот — на 11%, достигнув 5,5 млрд. фунтов стерлингов.

Во Франции первой франшизой, появившейся в 1925 году, можно назвать фирму “Пингвин” (производство и продажа шерстяных изделий). На сегодняшний день во Франции существует более 1200 магазинов “Пингвин” и еще 1320 — за рубежом. Всего же под самыми разными франчайзинговыми брендами во Франции работает более 27 тысяч предприятий.

В Германии действует около 800 франчайзинговых систем и 37 тыс. владельцев франшиз, в Испании — 600 брендов и 26 тыс. владельцев франшиз. В целом наблюдается следующая тенденция: около 50% франчайзинговых компаний — это торговые фирмы, далее лидируют предприятия питания — 18% и магазины модной одежды — 11%.

За рубежом немалую роль на рынке франчайзинговых услуг играют коммерческие банки и государство. И те и другие всячески поддерживают малые фирмы, решившиеся на открытие собственного дела по уже отработанному и практически безрисковому плану, разработанному держателем франчайзинговой системы. Под франчайзинг выдаются более льготные кредиты, государственные гарантии и даже субсидии.

В нашей стране франчайзинг только набирает обороты. Но он уже стал популярным. Предприниматели покупают франшизы и российских, и зарубежных брендов. Правда, пока никакой финансовой поддержки ни со стороны банков, ни со стороны самих держателей франшиз им никто не оказывает. Но, как говорят специалисты, это вопрос времени.

Основные преимущества франчайзинга:

• Узнаваемое имя и бренд

• Корпоративная поддержка

• Финансирование — франшизодатель может обеспечить кредит или помочь в его получении

• Планирование бизнеса

• Выгодные закупки товаров (экономическое преимущество от экономии на масштабах)

• Помощь в выборе места

• Помощь в планировке и дизайне

• Снижение вероятности потерпеть неудачу

• Профессиональные консультации и советы на протяжении всего времени ведения бизнеса

“Покупка франшизы — это приобретение заведомо успешного бизнеса, надежного партнера и мудрого учителя”

Александр МАЙЛЕР, председатель совета директоров Ассоциации франчайзинга (РАФ)

Из десяти вновь открывшихся малых предприятий в течение первых пяти лет выживает только одно, девять погибает. А из десяти открывшихся на условиях франчайзинга новых предприятий выживает девять, и только одно уходит из бизнеса. По своей сути покупка франшизы — это приобретение профессионального советчика и консультанта, кровно заинтересован в том, чтобы бизнес покупателя франшизы процветал.

Рынок франчайзинговых услуг в нашей стране начал формироваться более десяти лет назад. Вполне естественно, что первыми владельцами франшиз были иностранные компании — известные во всем мире предприятия фаст-фуда, розничной продажи одежды, мороженого, автозаправочные. Но постепенно стали появляться и российские бренды. По данным нашей ассоциации, на российском рынке около 300 франшизных компаний и, соответственно, более 3 тысяч франчайзи, то есть тех малых предпринимателей, которые купили и развивают свой бизнес по методу франчайзинга.

На сегодняшний день на российском франчайзинговом рынке доминирующими игроками стали российские компании. Они, так же как и во всем мире, разделились по видам деятельности. Примерно половина — предприятия торговли. Оставшиеся 50% — это прежде всего компании, занимающиеся общественным питанием и обслуживанием бизнеса . Есть в России и свои уникальные игроки. Так, на условиях франчайзинга можно приобрести предприятие, производящее специальные покрытия для полов, детских площадок, стадионов.

Если же говорить о покупателях франшизы, то они отдают предпочтение отечественным компаниям. Зарубежные марки тоже продаются. Но лидируют российские бренды.

За рубежом уже давно считается, что кредитование потенциальных франчайзи более надежно по сравнению с обычными кредитами на открытие нового бизнеса или развитие уже действующего. Например, в коммерческих банках Великобритании действуют специальные франчайзинговые департаменты. Причем не только банки, но и государство принимает самое активное участие во франчайзинге. Оно на 2/3 гарантирует заем малого предприятия у коммерческого банка.

У нас вообще не развито кредитование предпринимательства. Может быть, наши банки еще не доросли, может, бизнес пока не созрел, а может, экономика в целом не готова к подобному кредитованию.

К любым операциям на данном рынке нужно подходить серьезно, внимательно читать договоры, собирать максимальный объем информации о владельце франшизы. Чаще всего потенциального покупателя не обманывают в полном смысле этого слова. Ему просто говорят не всю правду, доносят не всю информацию. И продают не готовый бизнес, а просто оборудование по завышенным расценкам либо какой-то не совсем ликвидный товар. Наиболее типичные признаки ложного продавца франшизы — слишком завышенные размеры первого взноса, отсутствие в договоре условий об уплате последующих платежей, роялти.

Сколько стоит франшиза? Все зависит от масштаба бизнеса и от его отрасли. Если это ресторанное дело, то речь пойдет о сумме не менее чем 200 тыс. долл. В эту сумму войдут расходы и на саму франшизу, и на аренду помещения, и на его ремонт, оснащение и т.д. Одним словом, о полном пакете инвестиций. Вообще на сегодняшний день открытие ресторана — это не совсем малый бизнес. Уж больно велики первоначальные инвестиции. В Москве они могут доходить и до 800 тыс. долл. Если же речь идет о начальных инвестициях в пределах от 5 до 10 тыс. долл., то самым оптимальным стартом может стать клининг (уборка офисных помещений), заправка картриджей, ремонтные работы.

Малое предприятие также может стать владельцем франшизной сети. И таких историй много. В США есть сеть ресторанов быстрого питания, которая началась всего лишь с одного маленького кафе, а разрослась до сети из 20 тысяч ресторанов, разбросанных по всему миру.

Если предприниматель на первом этапе осилит создание, организацию и запуск первой точки. Если он сможет полностью разработать систему тиражирования, заключения контрактов, рекламы, запуска новых предприятий.

Если предприниматель успешно обкатает первого клиента, запустит удачную рекламную компанию. При таких условиях любое малое предприятие потенциально может разрастись до владельца франшизной сети.

Схема франчайзинга

Финансовые отношения между головной компанией и малой фирмой-франшизополучателем строятся по следующей схеме. Прежде всего, любой франшизодержатель — головная компания — требует от предприятий-операторов (покупателей франшизы) внести единовременный взнос за право действовать на рынке от его имени. Взнос может варьироваться от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч долларов.

Держатель франшизы, помимо того, что позволяет использовать свое имя, бренд, еще и берет на себя всю организацию бизнеса новой компании: подбирает место, обучает персонал, получает все необходимые лицензии, разрешения и согласования. По сути, головная контора организует свой же филиал, причем по единой, уже отработанной и “обкатанной” схеме.

В некоторых случаях франчайзинговый контракт предусматривает и такие условия: оператор арендует помещения франшизодателя, покупает именно у него оборудование для ведения бизнеса, материалы, товары, различный инвентарь, мебель. Может быть и такой пункт: франшизодатель самостоятельно обеспечивает покупателя франшизы кадрами.

Затем по мере запуска нового предприятия и по мере его развития головные компании обязуют операторов платить им определенный процент — роялти. И опять эти деньги платятся не за “красивые глаза”. Головная компания — франшизодержатель — вкладывается в рекламу бренда, совершенствует систему ведения бизнеса, продолжает консультировать своих операторов и, самое главное, помогает решать любые проблемы и вопросы, связанные с ведением бизнеса. Размер роялти колеблется в пределах от 1 до 10%.

Источник: Московский Комсомолец



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru