Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Кредитование:

Ипотечное кредитование

Потребительское кредитование

Кредиты для бизнеса

Условия кредитования

Кредитные карты

Автокредит

Банки

Лизинг

Готовый бизнес

Бизнес планы

Кредитование

Инвестиции

Финансы

Договора

Бизнес идеи

Должностные инструкции

Страхование

Публикации




С возвратом. Кому и зачем нужен оперативный лизинг

Оперативный лизинг — та же долгосрочная аренда, только в видоизмененной форме. Этот вариант лизинговых отношений балансирует где–то между прокатом (краткосрочным пользованием имуществом) и лизингом финансовым.

Механизм оперативного лизинга
В чистом виде механизм оперативного лизинга выглядит следующим образом. Предприятие получает от лизинговой компании предмет лизинга на определенный срок, по истечении которого обязуется его вернуть. За пользование этим самым предметом фирма вносит на счет лизинговой компании ежемесячные платежи, которые, по оценкам экспертов, оказываются ниже, чем в случае финансового лизинга. Как правило, договор заключается на срок от одного до двух лет. Если меньше, то это уже прокат, если больше, то лизинг в стандартном виде.
Известно, что некоторые лизинговые компании предоставляют своим клиентам ряд дополнительных опций по обслуживанию и содержанию оборудования в течение срока договора, однако подобная практика в России все еще большая редкость.

Вам надолго?
Оперативный лизинг нужен там и тогда, где и когда лизингополучатель не хочет или не может позволить себе выкупить предмет лизинга, в отличие от условий финансового лизинга, когда лизингополучатель просто обязан выкупить предмет сделки, оплатив его полную стоимость и проценты. Механизм оперативного лизинга позволяет решить проблему, поскольку все заботы, связанные с реализацией объекта по истечении договора лизинга берет на себя лизингодатель.

Посмотрим, как действует эта схема на примере фирмы, занимающейся прокатом автомобилей. Используя механизм оперативного лизинга, компания приобретает несколько машин сроком на один–два года; в течение этого времени автомобили сдаются клиентам в краткосрочную аренду. Если «прокатчик» действует в рамках обычного, финансового лизинга, весьма вероятны проблемы: парк автомобилей необходимо довольно часто обновлять, некоторые модели (особенно представительского класса) подвержены ускоренному моральному старению… Тем временем, воспользовавшись механизмом оперативного лизинга, компания по прокату может оформить договор на год, после чего получить у той же лизинговой компании новый, более современный автомобиль. «В виду специфики нашего бизнеса и интенсивного использования автомобиля, который я взял в лизинг, через два года произойдет его полная амортизация. За этот срок автомобиль приносит нам доход и сам себя окупает, поэтому мне постоянно необходимо обновлять свой автопарк. А для этого как раз подходит оперативный лизинг», — говорит генеральный директор компании «АвтоПерсона» Комиссаржевский Андрей, перешедший недавно на оперативный лизинг.

Оперативный лизинг хорош еще и тем, что в случае возникновения долговременных отношений между лизингодателем и лизингополучателем постоянный клиент имеет все шансы рассчитывать на льготы и преференции, то есть условия лизинга будут более выгодными. «Если смотреть с обывательской точки зрения, то финансовый лизинг будет более выгодным, — подтверждает Андрей Комиссаржевский, — но как бизнесмену, занимающемуся прокатом автомобилей, оперативный лизинг кажется мне куда более предпочтительным. При небольшом авансовом взносе и более низких ежемесячных платежах, я могу купить большее количество автомобилей. Соответственно, у меня выше оборачиваемость денег, это позволяет мне больше зарабатывать».

К тому же, ежемесячные платежи по оперативному лизингу, естественно, ниже, чем при финансовом, поскольку предмет лизинга не переходит в собственность лизингополучателя. А значит, за время договора клиент выплачивает лишь часть стоимости используемого имущества, а по истечении срока образуется некая остаточная стоимость. Лизинговая компания в убытке тоже не останется, так как может реализовать предмет на вторичном рынке, сдать его в оперативный лизинг еще раз или же воспользоваться так называемым «обратным выкупом» (ситуация, когда поставщик оборудования сам выкупает назад имущество).

Как утверждают эксперты, в договоре оперативного лизинга лизингополучатель имеет право прописать последующий выкуп данного имущества по остаточной стоимости. Но делается это крайне редко: если компании нужен предмет в собственность, то она, скорее всего, воспользуется инструментом финансового лизинга, который, в том числе, дает возможность иметь налоговые льготы (ускоренную амортизацию) и получить на баланс имущество на более выгодных условиях в конце договора.

Итак, преимущества оперативного лизинга состоят, прежде всего, как раз в том, что лизингополучатель имеет возможность, во–первых, часто обновлять свои основные фонды, а во–вторых, платить при этом меньше, чем в случае покупки оборудования при помощи механизма финансового лизинга.

Развитие оперативного лизинга в России
Каков уровень развития оперативного лизинга в России? Увы, на этом рынке делаются только первые шаги. По словам опрошенных экспертов, пока оперативный лизинг популярен среди зарубежных компаний, действующих на российском рынке, — они все более активны в этом сегменте. Впрочем, среди их клиентов большинство составляют представительства других иностранных фирм.

Келейные сделки между «своими»? Конечно же, нет. Все дело в том, что в развитых странах, главным образом в США и Западной Европе, такой инструмент давно и прочно завоевал популярность. В России же сам по себе метод оперативного лизинга еще в новинку, рынок лишь набирает обороты, а отсутствие информационной поддержки новой услуги сильно тормозит развитие оперативного лизинга в России. Впрочем, наблюдатели отмечают: российские компании все более охотно переходят с финансового лизинга на оперативный. Количество сделок уверенно растет, увеличивается и платежеспособный спрос на саму услугу, что позволяет экспертам говорить о росте популярности этого нового для нашего рынка финансового инструмента. С другой стороны, развитие оперативного лизинга в России приведет к неминуемому ужесточению конкуренции в этом сегменте, прежде всего ввиду прихода гигантов мирового лизинга, так что выдержать конкуренцию удастся лишь самым устойчивым и надежным российским игрокам.

Объекты оперативного лизинга
Разумеется, не следует считать оперативный лизинг абсолютно универсальным инструментом на каждый день. В первую очередь нужно понять, подходит ли этот инструмент для решения текущих задач бизнеса.

Ограничения есть. Эксперты напоминают: оперативный лизинг распространяется далеко не на все виды объектов. И дело не в законодательных запретах (кстати, понятие «оперативный лизинг» практически не фигурирует в действующем законодательстве), а в банальной целесообразности. Это значит, что на условиях оперативного лизинга будут доступны лишь те объекты, применение к которым подобной финансовой схемы имеет смысл и обещает выгоду. «Оперативный лизинг не выгоден при аренде сложного оборудования, при установке которого требуется осуществлять дорогостоящий монтаж и демонтаж — это «съест» все выгоды лизингодателя и лизингополучателя», — утверждает начальник управления оперативного лизинга компании «Элемент Лизинг» Павел Кельманов.

Итак, оперативный лизинг — финансовый механизм, применение которого удобно и выгодно тогда, когда предмет сделки может быть без существенных дополнительных затрат реализован на вторичном рынке. Вот почему самые популярные сферы применения оперативного лизинга — приобретение автомобилей для проката, формирование автопарков предприятий (большей частью это касается иномарок среднего и представительского класса), а также комплектование производств оборудованием, характеризующимся быстрым моральным устареванием (компьютерная техника и т. п.). Очевидны перспективы оперативного лизинга в сезонных отраслях (в основном, в сельском хозяйстве) и при выполнении разовых контрактов (например, необходимость применения специфической строительной техники). Ну и, наконец, формирование вторичного рынка благодаря расширению оперативного лизинга позволит небольшим, динамично развивающимся компаниям получить доступ к подержанному оборудованию.

Проблема только в том, что специфические риски лизинговых компаний, связанные с деятельностью в этом сегменте, все еще препятствуют действительно массовому внедрению нового продукта в России. Основные риски лизинговых компаний в данном случае обусловлены потенциальными проблемами при реализации сдававшегося в оперативный лизинг оборудования по окончании срока договора лизинга. В конце концов, пользователь может неосторожно обращаться с имуществом. Да, ответственность сторон жестко фиксируется в договорах, а лизинговая компания вправе потребовать компенсацию, проведя независимую оценку и доказав, что предмет лизинга вышел из строя именно по вине пользователя. Вот только дело это довольно хлопотное.

Удастся ли решить эту проблему? Скорее всего — да. Ведь спрос на услуги оперативного лизинга очевиден, как очевидно стремление потребителей к структуризации и большей прозрачности рынка подержанного оборудования. В конце концов, рост популярности системы «trade in» на массовом автомобильном рынке вовсе не случаен.

Отложенный спрос
Оперативный лизинг — инструмент для российского рынка новый, но, по признанию специалистов, весьма перспективный. Что мешает развитию этой формы лизинга? Каковы ближайшие перспективы? На эти вопросы «Бизнес–журнал» попросил ответить генерального директора компании «Элемент Лизинг» Джеймса ГОРХЭМА.

— Джеймс, на какой стадии сегодня находится уровень развития оперативного лизинга в России?
— Увы, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга предложение на рынке оперативного лизинга приходится признать скудным, как и спрос со стороны потребителей. Когда мы выпускали на рынок этот продукт, то столкнулись с тем, что потенциальные клиенты пока не готовы к глубокому анализу выгоды от его использования. Чтобы оперативный лизинг «пошел», нужен комплексный подход со стороны всех участников процесса: лизинговых компаний, потребителей и продавцов продукции. Но это довольно трудоемкий процесс.

По сути, развитие оперативного лизинга напоминает недавний бум потребительского кредитования: еще 4–5 лет назад никто не мог себе представить, что будет такое. Но банки увидели нишу и совместно с розничными операторами стали подогревать спрос, который впоследствии вылился в бурное развитие отрасли. Конечно, такого бума, как в случае с потребительским кредитованием, на рынке оперативного лизинга не будет. Но явный всплеск активности должен произойти через несколько лет. Когда точно — сказать непросто. Думаю, года через два–три — когда потенциальные клиенты услуги начнут правильно считать деньги. В общем, развитие оперативного лизинга — это дело не предложения, а спроса.

— В чем преимущества оперативного лизинга по сравнению с финансовым?
— Например, компании–перевозчику нужен не просто автомобиль, а «инструмент» для перевозки людей и грузов. Но при этом ее клиентам неважно, кому принадлежит машина, на которой доставляются грузы. Важно, чтобы они были доставлены в срок. Так вот, при использовании оперативного лизинга ежемесячные платежи компании будут составлять 200 долларов, а не 600, как в случае с лизингом финансовым. Получается дешевле, автомобили же всегда новые, соответственно, ниже и расходы на их обслуживание.

А, например, топ–менеджеры крупных фирм предпочитают ездить на новых автомобилях представительского класса не более двух лет. Ну, зачем им покупать их? Проще оформить в оперативный лизинг на два года, а потом вернуть компании и взять новые.

— В каких еще отраслях эта услуга может быть востребована?
— В тех, где компаниям не нужно право собственности на приобретаемый предмет, где факт собственности не влияет на экономическую выгоду. Полиграфическое оборудование, железнодорожные вагоны, спецтехника, оргтехника... Все то, что не теряет своего функционального назначения после использования.
— Привлечет ли оперативный лизинг интерес со стороны предприятий малого и среднего бизнеса?
— Разумеется, даже если мы говорим о частном перевозчике, у которого всего один автомобиль. Ведь ему не принципиально иметь его в собственности! Если он умеет считать деньги, то поймет, что оперативный лизинг позволит ему сэкономить, и будет им пользоваться. Не придется мучиться с ремонтом, рисковать, что в самый ответственный момент старая машина сломается и важный заказ будет не выполнен. Кроме того, приехать к клиенту на новом автомобиле престижнее, чем на старом. Это знак качества.
— Сегодня на российский рынок активно выходят западные игроки рынка оперативного лизинга. Выдержат ли отечественные компании конкуренцию?
— Российские банки легко выдержали конкуренцию с иностранными при становлении системы кредитования в России. То же самое было и с лизинговыми компаниями. Есть вещи, которые наши компании могут делать лучше и эффективнее. Но есть такие, в которых западные чувствуют себя более уверенно. Сильной угрозы я не вижу. Опыт работы западных компаний в этой сфере может быть очень полезен для отечественных компаний, а технологию проведения операции можно легко повторить.
— А конкуренция между российскими компаниями? Пока с этим продуктом вышли немногие…
— Да, немногие. Но никакого преимущества у тех, кто выйдет раньше, не будет. Убеждать клиентов, которые пока не готовы к такому продукту, в необходимости использовать оперативный лизинг — дорого. Стимулировать потенциальных нужно, но мы и не ожидаем, что прямо завтра хлынет поток клиентов. Скорее, сейчас мы стремимся отработать технологию сделок по оперативному лизингу, тогда быстрее получим и спрос. Победителем будет не тот, кто выйдет первым на рынок, а тот, кто обеспечит самую эффективную работу с таким инструментом, как оперативный лизинг.

Автор: Антон Белых