Что делать, если права поставщика
нарушены?
Право на информацию
Чтобы понять, что права поставщика нарушены, ему необходимо обладать как
можно более полной информации о ходе и результатах процедур закупок.
Действующее законодательство, с одной стороны, содержит гарантии прав
поставщиков на получение определенной информации, но с другой стороны
ограничивает возможности поставщиков на получение абсолютно полной
информации. Получение информации не связано с какими-либо существенными
затратами материальных ресурсов (взимание платы за информацию не
действующим законодательством не предусмотрено).
Реализация права на информацию во многом зависит от активности
поставщика: существенный объем информации предоставляется только после
получения организатором конкурса письменного запроса
поставщика-участника конкурса. Таким образом, поставщик-участник
конкурса должен тщательно изучить действующее законодательство и узнать
свои права на информацию, а также занять активную позицию и требовать от
организатора конкурса предоставления необходимой информации.
Информация, получаемая поставщиком, важна не только в рамках каждого
конкретного конкурса, но может влиять на стратегию участия в конкурсах в
общем.
Право на разъяснение конкурсной документации
Одно из основных прав поставщика-участника конкурса - это право на
разъяснение конкурсной документации. Его важность становится очевидной,
если обратить внимание на то, что после окончания подачи конкурсных
заявок никакие изменения в конкурсную документацию и конкурсную заявку
не могут быть внесены. Следовательно, все спорные вопросы могут быть
решены только до подачи конкурсных заявок.
Этим правом следует пользоваться не только в случае, если в конкурсной
документации присутствуют неясные, неоднозначные нормы и требования, но
и в случае, если поставщик считает, что его права нарушены.
В последнем случае поставщику в своем запросе следует указать не только
ссылку на соответствующий раздел и подраздел конкурсной документации, но
и дать подробное обоснование неприменимости этих норм, привести ссылку
на действующее законодательство. Также желательно предложить
организатору конкурса пути решения проблемы и конкретную формулировку
нормы.
Право на обжалование
Положение предусматривает механизм административного обжалования
действий организатора конкурса. По сравнению с разбирательством через
арбитражный суд, этот механизм более простой, дешевый и быстрый. Однако
успешность разрешения разногласий зависит прежде всего от доброй воли
сторон-участников разбирательства.
Вкратце процедура разрешения разногласий такова:
поставщик-участник конкурса направляет жалобу в письменной форме
руководителю организатора конкурса или государственного заказчика (если
функции организатора конкурса переданы другому юридическому лицу);
в течение 30 дней со дня получения жалобы либо стороны должны придти к
согласию, либо руководитель организатора конкурса или государственного
заказчика выносит письменный мотивированный отказ удовлетворить
требования поставщика;
если жалоба поставщика не удовлетворена, или поставщик не согласен с
принятыми решениями, он в письменном виде обращается в уполномоченный
территориальный орган исполнительной власти или Минэкономразвития
России;
уполномоченный территориальный орган исполнительной власти или
Минэкономразвития России вправе принять решения, обязывающие
государственного заказчика принять правильное решение, приостановить или
отменить процедуру закупки, возместить поставщику понесенные им расходы.
К сожалению, предусмотренный Положением механизм предусматривает
существенные сроки принятия решений по жалобе поставщика. Из этого
следует, что поставщик в течение нескольких дней после опубликования
объявления о проведении конкурса или получения приглашения к участию в
конкурсе должен незамедлительно получить конкурсную документацию,
тщательно изучить ее, обнаружить в ней ошибки и нарушения, и
незамедлительно подать жалобу.
Если же поставщик обнаружил нарушение своих прав в ходе процедуры
вскрытия конвертов с конкурсными заявками или при оценке заявок, времени
на выполнение всех процедур практически не остается. Это - одна из
причин того, что этот механизм крайне редко применяется на практике.
Другая причина - нежелание поставщиков идти на обострение отношений с
госзаказчиком.
Третья причина непопулярности этого способа - незнание поставщиками
своих прав.
© Alti.ru