Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Кредитование:

Ипотечное кредитование

Потребительское кредитование

Кредиты для бизнеса

Условия кредитования

Кредитные карты

Автокредит

Банки

Лизинг

Готовый бизнес

Бизнес планы

Кредитование

Инвестиции

Финансы

Договора

Бизнес идеи

Должностные инструкции

Страхование

Публикации




"Почти" свой бизнес. Франчайзинг как таковой

Как не странно, франчайзинг - один из самых ярких маркеров глобальной экономики - был изобретен еще в конце XIX века, почти 200 лет назад, когда слова "глобальная корпорация" не значили ровным счетом ничего.

Первооткрывателем франчайзинговой модели считается создатель одного из наиболее "раскрученных" брендов того времени - Исаак Зингер. Большинство исследователей сходятся в том, что это ему первому пришло в голову продавать франшизы - сначала на реализацию швейных машин и запчастей на территории Америки, а позже - на организацию ремонтных мастерских под вывеской Zinger.

В наши дни франчайзинг является одной из наиболее эффективных схем глобального продвижения брендов, товаров и услуг. Самые известные франшизы - это McDonalds его вечный американский конкурент Burger King, BaskinRobbins, KFC, BP, Xerox и сотни других компаний, квартальные отчеты которых говорят об успехе красноречивее Цицерона.

Собственно говоря, отцом современного франчайзинга был не Зингер, а McDonalds, вернее - его основатель, Рей Крок, поскольку именно он первым догадался не просто продавать права на продажу товаров или оказание услуг под своим брендом, а создал целую систему товарных, имиджевых, рекламных и пр. стандартов, которые должны неукоснительно соблюдаться любым владельцем франшизы McDonalds. Именно благодаря Кроку современный франчайзинг XX-XXI века стал не только маркетинговой, но и идеологической моделью экономического развития.

Единообразие и стандартизация товаров и услуг - вот то, что франчайзинг предлагает обществу потребления. В какой бы стране мира вы не оказались, сэндвичи McDonalds, цыплята KFC или мороженое BaskinRobbins будут обладать одинаковыми вкусовыми качествами, интерьеры этих кафе будут привычными, а обслуживание - стандартным, и ничто не вызовет в вас удивления или непонимания.

Единообразие - первая заповедь современного франчайзинга
Разумеется, стратегия, позволившая провинциальной закусочной в кратчайшие сроки стать всемирной сетью предприятий быстрого питания с более чем 14000 отделений, не могла пройти незамеченной для владельцев других компаний. Франчайзинг моментально стал одним из самых популярных кейсов. Действительно, преимущество франчайзинговой модели более чем очевидны - франчайзор получает возможность интенсивно развиваться и привлекать дополнительные средства, не прибегая к услугам банков, а франчайзи приобретает не только готовый бизнес и известный бренд, но и всестороннюю поддержку со стороны "Большого брата". И главное - это действительно взаимовыгодная форма сотрудничества между крупным и малым бизнесом. Согласно статистике корпорации, использующие инструменты франчайзинга, более успешны, чем их конкуренты, не торгующие франшизами, а процент "прогоревших" франчайзи значительно ниже, обанкротившихся и закрывшихся компаний малого и среднего бизнеса, владельцы которых начинали свое дело с нуля.

С американских франчайзи Зингера и до наших дней франчайзинг процветает поскольку совмещает стимул к владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. Высококлассные маркетологи, PR и HR-менеджеры, а также огромные рекламные бюджеты и дорогостоящие технологические и маркетинговые исследования - это то, что малый бизнес может себе позволить только в том случае, если он является франшизой крупной компании.

С другой стороны личная заинтересованность владельца франшизы - лучший стимул к успешной работе, чем высокая зарплата, соцпакет или возможность продвижения по службе для наемных руководителей среднего звена.

Сегодня практически любая достаточно крупная и успешная компания, имеющая региональные отделения, уже является франчайзинговой, поскольку использует в своей работе те или иные франчайзинговые модели.

Собственник успешного бизнеса сам волен решать, заниматься ему продажей франшиз или нет, однако, в том, что подобные предложения будут поступать, можно не сомневаться, поскольку любой предприниматель знает: использовать проверенную модель бизнеса значительно надежнее, чем инвестировать средства в инновационные проекты.

Итак, франчайзинг шагает по планете: количество франчайзоров и франчайзи растет в геометрической прогрессии, а самые отчаянные бизнес-аналитики и футурологи предрекают миру будущее, в которым функции государств и правительства возьмут на себя транснациональные корпорации, а приобретение у них франшизы станет единственно возможной формой частного предпринимательства. Поживем - увидим.

В заключение стоит отметить, что для России франчайзинг - сравнительно новая и неопробованная модель ведения бизнеса. В 90-е, когда любой бизнес приносил сверхприбыли, франшизы были невостребованы - зачем платить франчайзору за использование его технологий и бренда, когда отсутствие конкуренции извиняет любые просчеты и ошибки. Однако сегодня, когда рынок постепенно стабилизируется и "свободных мест" для зарабатывания "быстрых денег" остается все меньше, именно приобретение франшизы у известной компании может стать залогом успеха в среднем бизнесе. В этой связи не может не радовать тот факт, что российским предпринимателям есть из чего выбирать - сегодня они могут приобрести франшизы как зарубежных так и отечественных компаний, работающих в самых различных областях рынка: от производства и торговли - до туризма и массового питания.

Российские примеры франчайзи
Сети туристических агентств "Путёвочка" и "Куда ру" организованы как управляющие компании, привлекающие частных инвесторов к покупке туристических агентств, существующих в рамках единой франчайзинговой сети. Своим франчайзи компании оказывают бухгалтерские, технические, юридические, HR-услуги, необходимые для работы туристического агентства. Стоимость франшизы составляет приблизительно 10 - 15 тыс. долларов. Период окупаемости - 1-1.5 года.

Основные термины франчайзи
Франчайзинговый договор - договор, по которому одна сторона передает другой стороне за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, коммерческой информации, товарного знака, знак обслуживания и т.д.

Франшиза - право осуществлять определенную экономическую деятельность с использованием принципа франчайзинга, закрепленное договором

Франчайзор - физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы

Франчайзи - физическое или юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой.

Источник: Личные деньги