"Почти" свой бизнес. Франчайзинг как
таковой
Как не странно, франчайзинг - один из самых ярких маркеров глобальной
экономики - был изобретен еще в конце XIX века, почти 200 лет назад,
когда слова "глобальная корпорация" не значили ровным счетом ничего.
Первооткрывателем франчайзинговой модели считается создатель одного из
наиболее "раскрученных" брендов того времени - Исаак Зингер. Большинство
исследователей сходятся в том, что это ему первому пришло в голову
продавать франшизы - сначала на реализацию швейных машин и запчастей на
территории Америки, а позже - на организацию ремонтных мастерских под
вывеской Zinger.
В наши дни франчайзинг является одной из наиболее эффективных схем
глобального продвижения брендов, товаров и услуг. Самые известные
франшизы - это McDonalds его вечный американский конкурент Burger King,
BaskinRobbins, KFC, BP, Xerox и сотни других компаний, квартальные
отчеты которых говорят об успехе красноречивее Цицерона.
Собственно говоря, отцом современного франчайзинга был не Зингер, а
McDonalds, вернее - его основатель, Рей Крок, поскольку именно он первым
догадался не просто продавать права на продажу товаров или оказание
услуг под своим брендом, а создал целую систему товарных, имиджевых,
рекламных и пр. стандартов, которые должны неукоснительно соблюдаться
любым владельцем франшизы McDonalds. Именно благодаря Кроку современный
франчайзинг XX-XXI века стал не только маркетинговой, но и
идеологической моделью экономического развития.
Единообразие и стандартизация товаров и услуг - вот то, что франчайзинг
предлагает обществу потребления. В какой бы стране мира вы не оказались,
сэндвичи McDonalds, цыплята KFC или мороженое BaskinRobbins будут
обладать одинаковыми вкусовыми качествами, интерьеры этих кафе будут
привычными, а обслуживание - стандартным, и ничто не вызовет в вас
удивления или непонимания.
Единообразие - первая заповедь современного франчайзинга
Разумеется, стратегия, позволившая провинциальной закусочной в
кратчайшие сроки стать всемирной сетью предприятий быстрого питания с
более чем 14000 отделений, не могла пройти незамеченной для владельцев
других компаний. Франчайзинг моментально стал одним из самых популярных
кейсов. Действительно, преимущество франчайзинговой модели более чем
очевидны - франчайзор получает возможность интенсивно развиваться и
привлекать дополнительные средства, не прибегая к услугам банков, а
франчайзи приобретает не только готовый бизнес и известный бренд, но и
всестороннюю поддержку со стороны "Большого брата". И главное - это
действительно взаимовыгодная форма сотрудничества между крупным и малым
бизнесом. Согласно статистике корпорации, использующие инструменты
франчайзинга, более успешны, чем их конкуренты, не торгующие франшизами,
а процент "прогоревших" франчайзи значительно ниже, обанкротившихся и
закрывшихся компаний малого и среднего бизнеса, владельцы которых
начинали свое дело с нуля.
С американских франчайзи Зингера и до наших дней франчайзинг процветает
поскольку совмещает стимул к владению малым предприятием с
управленческим мастерством крупного бизнеса. Высококлассные маркетологи,
PR и HR-менеджеры, а также огромные рекламные бюджеты и дорогостоящие
технологические и маркетинговые исследования - это то, что малый бизнес
может себе позволить только в том случае, если он является франшизой
крупной компании.
С другой стороны личная заинтересованность владельца франшизы - лучший
стимул к успешной работе, чем высокая зарплата, соцпакет или возможность
продвижения по службе для наемных руководителей среднего звена.
Сегодня практически любая достаточно крупная и успешная компания,
имеющая региональные отделения, уже является франчайзинговой, поскольку
использует в своей работе те или иные франчайзинговые модели.
Собственник успешного бизнеса сам волен решать, заниматься ему продажей
франшиз или нет, однако, в том, что подобные предложения будут
поступать, можно не сомневаться, поскольку любой предприниматель знает:
использовать проверенную модель бизнеса значительно надежнее, чем
инвестировать средства в инновационные проекты.
Итак, франчайзинг шагает по планете: количество франчайзоров и франчайзи
растет в геометрической прогрессии, а самые отчаянные бизнес-аналитики и
футурологи предрекают миру будущее, в которым функции государств и
правительства возьмут на себя транснациональные корпорации, а
приобретение у них франшизы станет единственно возможной формой частного
предпринимательства. Поживем - увидим.
В заключение стоит отметить, что для России франчайзинг - сравнительно
новая и неопробованная модель ведения бизнеса. В 90-е, когда любой
бизнес приносил сверхприбыли, франшизы были невостребованы - зачем
платить франчайзору за использование его технологий и бренда, когда
отсутствие конкуренции извиняет любые просчеты и ошибки. Однако сегодня,
когда рынок постепенно стабилизируется и "свободных мест" для
зарабатывания "быстрых денег" остается все меньше, именно приобретение
франшизы у известной компании может стать залогом успеха в среднем
бизнесе. В этой связи не может не радовать тот факт, что российским
предпринимателям есть из чего выбирать - сегодня они могут приобрести
франшизы как зарубежных так и отечественных компаний, работающих в самых
различных областях рынка: от производства и торговли - до туризма и
массового питания.
Российские примеры франчайзи
Сети туристических агентств "Путёвочка" и "Куда ру" организованы как
управляющие компании, привлекающие частных инвесторов к покупке
туристических агентств, существующих в рамках единой франчайзинговой
сети. Своим франчайзи компании оказывают бухгалтерские, технические,
юридические, HR-услуги, необходимые для работы туристического агентства.
Стоимость франшизы составляет приблизительно 10 - 15 тыс. долларов.
Период окупаемости - 1-1.5 года.
Основные термины франчайзи
Франчайзинговый договор - договор, по которому одна сторона передает
другой стороне за соответствующую плату и на определенный или
неопределенный срок права на использование фирменного наименования,
коммерческой информации, товарного знака, знак обслуживания и т.д.
Франшиза - право осуществлять определенную экономическую деятельность с
использованием принципа франчайзинга, закрепленное договором
Франчайзор - физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу
соглашения на условиях франшизы
Франчайзи - физическое или юридическое лицо, действующее в соответствии
с приобретенной франшизой.
Источник: Личные деньги
© Alti.ru