Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 

Кредитование:

Ипотечное кредитование

Потребительское кредитование

Кредиты для бизнеса

Условия кредитования

Кредитные карты

Автокредит

Банки

Лизинг

Готовый бизнес

Бизнес планы

Кредитование

Инвестиции

Финансы

Договора

Бизнес идеи

Должностные инструкции

Страхование

Публикации




Немалый расчет на малый бизнес

Освоив рынок потребительского кредитования и ипотеки, отечественные банки все более активно предлагают свои услуги предприятиям малого и среднего бизнеса. Если еще год назад банки в основном задумывались о формировании своей политики в этом сегменте, то сейчас даже по обилию рекламы можно понять: конкуренция за заемщика разворачивается нешуточная. И скорее всего рост этого рынка только начинается, ведь, по данным экспертов, на сегодняшний день кредитные потребности предприятий малого и среднего бизнеса удовлетворены не более чем на 10-15%.

«Рынок крупного корпоративного бизнеса уже поделен между финансово-промышленными группами, и многие банковские структуры только сейчас обратили свой взор в сторону перспективного и быстро растущего сегмента среднего бизнеса, — отмечает заместитель директора бизнес-центра Промсвязьбанка Андрей Баранов. — На самом деле средний бизнес является базовым звеном любой экономики — это и есть основная причина возрастающего пристального внимания к нему со стороны российских банков».

«Кредитование малого и среднего бизнеса становится приоритетной задачей не только для банков, но и для государства, — считает заместитель председателя правления КБ «Стройкредит» Сергей Рыбин. — Во многих развитых странах уровень дохода от малых и средних предприятий составляет до 50% ВВП, в России эта цифра держится на уровне 10—12% ВВП». В России зарегистрировано порядка миллиона предприятий, которые относятся к малому и среднему бизнесу, подчеркивает банкир, поэтому рост участия банковских структур в финансировании этого сегмента просто необходим. По словам начальника управления кредитования малого и среднего бизнеса Собинбанка Андрея Дешковича, в 2007 году этот сектор экономики окажется рекордсменом по темпам прироста. Однако вместе с тем приходится констатировать тот факт, что потребности малого и среднего бизнеса в заемных средствах во многом пока не удовлетворены, которые можно оценить минимум в 25—30 млрд долл. А с учетом высоких темпов роста малого бизнеса в России можно смело утверждать, что в скором будущем потребности данного рынка возрастут до 40 млрд долларов.

Дисциплинированный выход из тени
Для кредитных организаций сотрудничество с индивидуальными предпринимателями выгодно по многим причинам. В частности, выход на данный рынок позволяет банкам диверсифицировать кредитный портфель.

«С момента своего основания наш банк делал акцент на диверсификацию своих продаж, — отмечает г-н Баранов. — При этом основная роль всегда отводилась именно организациям среднего бизнеса. Развитие этой составляющей клиентского портфеля банка является одной из основ роста банка в целом».

«Работающие с данным сегментом банка могут позволить себе иметь хорошее соотношение доходность/качество по портфелю с одной стороны и высокие темпы роста данного портфеля с другой», — отмечает заместитель директора департамента малого и среднего бизнеса Импэксбанка Дмитрий Закабунин. «Малый бизнес занимает переходное положение между розничным и корпоративным бизнесом, Поэтому, с одной стороны, малым предприятиям можно продавать весь тот набор розничных услуг, который банки продают населению. С другой стороны, весь комплекс услуг, в котором испытывает потребность обычное предприятие», — говорит Андрей Дешкович из Собинбанка. Кроме того, добавляет Сергей Рыбин из «Стройкредита», предприятия малого и среднего бизнеса меньше подвержены глобальным рискам, меньше зависят от макроэкономической ситуации в стране.

Существенное преимущество кредитования малого/среднего бизнеса по сравнению с физлицами — значительное снижение рисков просроченных займов, здесь недобросовестных заемщиков на порядок меньше.

«Для достижения хороших результатов банку необходимо иметь широкую филиальную сеть, специально разработанную под данный сегмент методику оценки заемщиков и залогового обеспечения, скоринговые карты для работы с заемщиками, претендующими на незначительные суммы», — перечисляет г-н Закабунин из Импэксбанка.

Больше всего разработке и внедрению стандартизированных продуктов для представителей малого и среднего бизнеса мешает большой объем «серых» операций, учитываемых за рамками официального баланса компании, считает начальник управления по работе с корпоративными клиентами КБ «Московский Капитал» Богдан Степанов. Впрочем, полагает он, в последние годы наметилась устойчивая тенденция к выходу из тени в том числе и среднего бизнеса, что позитивно влияет на его кредитный рейтинг в целом и доверительность отношений банка и клиента в частности.

Начальник отдела кредитования малого бизнеса Московского кредитного банка Татьяна Квасова указывает на сложности с определением реальной цели кредита. «В настоящее время существует тенденция переориентации бизнеса клиента или развития новых направлений бизнеса, — рассказывает она. — Владельцы предприятия начинают развивать новое направление. Например, занимались розничной торговлей продуктами питания, а затем открывают салон красоты. В результате бизнесмен изымает средства из оборота действующего бизнеса, а новый бизнес ожидаемого дохода не приносит, в связи с этим клиент не может в полном объеме выполнить обязательства перед банками».

Кроме того, актуальным остается вопрос обеспечения по кредиту. По словам г-жи Квасовой, клиентам, как правило, нечего предложить в залог. При этом они обычно не любят долго ждать, и если в течение недели банк не дает ответ, обращаются в другой или ищут другие источники средств. «В связи с этим рассмотрение заявки должно быть оперативным, не более пяти дней», — уверена она.

Альтернативные выборы
Уже сегодня крупные кредитные организации предлагают предпринимателям довольно широкий спектр услуг для развития их бизнеса.

«В настоящее время мы предлагаем клиентам малого и среднего бизнеса овердрафт, кредит под инкассируемую выручку на закупку товарно-материальных ценностей, экспресс-кредит до 450 тыс. руб. без залога, до 900 тыс. руб. с частичным обеспечением», — перечисляет услуги Московского кредитного банка Татьяна Квасова. По ее мнению, из существующих на данный момент предложений наиболее интересным для малого и среднего бизнеса является кредит под залог приобретаемого имущества. Для предпринимателей этот вид кредита особенно актуален, поскольку решается проблема залога.

«Каждая из представленных нашим банком форм финансирования решает для клиента определенные задачи, — рассказывает Сергей Рыбин из «Стройкредита». — Это возобновляемые или невозобновляемые кредитные линии, овердрафт по счету и так далее». Средняя сумма кредита по программам банка составляет порядка 5 млн руб. Продукты для малого бизнеса подразумевают кредиты до 1 млн руб. «Однако здесь мы достаточно гибко подходим к вопросу залога, — поясняет банкир. — Позволяем клиентам предоставлять материальное обеспечение на сумму до 50% от размера кредита. Кроме того, по всем продуктам клиентам дается возможность предоставления различных форм обеспечения, в том числе личное имущество учредителей и др.».

По словам Андрея Баранова из Промсвязьбанка, представители среднего бизнеса все чаще интересуются и начинают пользоваться торговым и проектным международным финансированием, поскольку эти продукты позволяют оптимизировать товарно-денежные отношения с поставщиками и/или контрагентами. «Поэтому все больше задач решается с помощью продуктов департамента международного бизнеса нашего банка ", — отмечает он. Кроме того, для решения потребностей среднего бизнеса в Промсвязьбанке помимо классических кредитных продуктов активно внедряется работа по факторингу (переуступка прав требования).

«Наш банк предложит этой весной новую линейку кредитных продуктов, — обещает Дмитрий Закабунин из Импэксбанка. — Основное внимание в новой продуктовой линейке мы уделили срокам финансирования и комфорту в обслуживании кредитов. Нашим потенциальным и действующим заемщикам будут предложены кредиты на финансирование основных средств и недвижимости на сроки до пяти и десяти лет соответственно, а по оборотным кредитам мы значительно увеличим сроки по текущим траншам в рамках долгосрочных лимитов».

Доли выданных кредитов российским предпринимателям в банковских портфелях пока еще невелики, однако наблюдается тенденция к увеличению. В Московском кредитном банке кредиты малому бизнесу составляют 15% от общего кредитного портфеля. В Импэксбанке сегмент малого и среднего бизнеса составляет долю около 45% от портфеля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кредитный портфель Собинбанка по кредитам малому бизнесу составляет более 2,3 млрд руб., что составляет пока незначительную часть от совокупного кредитного портфеля.

Как отмечают участники рынка, суммы займов будут постепенно увеличиваться, кроме того, будут удлиняться сроки кредитования. Как известно, эти параметры, а также процентная ставка во многом зависят от качества самого заемщика. Выдавая те или иные виды кредитов, банкиры вынуждены руководствоваться принципом «чем больше риски, тем выше ставки». Поэтому повышению эффективного сотрудничества между банками и бизнесменами должно способствовать и увеличение прозрачности отечественного бизнеса — ведь при этом условии кредитным организациям проще будет оценить надежность потенциальных заемщиков и предоставить им кредиты без завышения ставок. По оценке г-на Дешковича из Собинбанка, скорость роста малого и среднего бизнеса в следующем году возрастет до 70—80%. Фаза бурного роста продолжится в течение пяти-семи лет, после чего сложится более стабильная структура рынка и выделятся постоянные лидеры, а темпы прироста снизятся до 30—35%.

Источник: www.vremya.ru