Лизинговый бизнес: компании впали в
транс
Несмотря на общее замедление роста рынка лизинговых услуг, связанное с
нежеланием налоговых органов возмещать налог на добавленную стоимость по
итогам сделок, лизинг автотранспорта продолжает расти теми же
стремительными темпами.
Ежегодно этот рынок демонстрирует прирост в 60%, а по некоторым оценкам,
и в 70%. И если раньше самому крупному клиенту в лизинг поставлялись
партии из десятка-другого автомобилей, то теперь в рамках только одной
сделки счет может идти на сотни машин.
Участники рынка лизинговых услуг, говоря о сегменте, связанном с
поставкой компаниям различного транспорта, не скрывают своей радости. Их
бизнес продолжает расти теми же темпами, что и прежде, а объем обычной
сделки уже вышел на десятки миллионов рублей, тогда как еще два года
назад такие контракты считались чем-то из ряда вон выходящим.
"На сегодня лизингом автотранспорта не занимается только ленивый. За
последние годы этот вид бизнеса получил широкое распространение и стал
'поточным'. Особенно это заметно на направлении розничного лизинга
легковых автомобилей", - заявил корреспонденту Ъ Андрей Бугров,
заместитель генерального директора ООО "Глобус-лизинг". "Поточным"
данный механизм, по словам господина Бугрова, стал благодаря снижению
требований лизинговых компаний к количеству документов, необходимых для
заключения сделки, и ускорению процесса рассмотрения заявки. А это, в
свою очередь, стало возможно благодаря тому, что риски для лизинговых
компаний по такому виду сделок минимальны.
"Самая главная тенденция заключается в том, что рынок лизинга
автотранспорта, несмотря на прогнозы некоторых скептиков, продолжает
активно развиваться темпами, превышающими темпы роста лизинговой
отрасли. Среднегодовые приросты этого сегмента составляют более 60
процентов в год, - согласен с коллегой Михаил Королев, начальник отдела
лизинга автотранспорта группы компаний "Балтийский лизинг". - И до
насыщения рынка автомобильного лизинга еще далеко. Автотранспорт
остается наиболее ликвидным видом имущества. Обусловлен процесс роста и
технологичностью процесса передачи в лизинг данного вида имущества".
"На рынке лизинга легкового автотранспорта наблюдается всплеск
активности. Количество обращений в конце августа - начале сентября резко
увеличилось, что связано с традиционным ростом деловой активности после
летнего периода отпусков жителей, - отметил генеральный директор ООО
"Прогресс-Нева лизинг" Станислав Ким. - У многих менеджеров и владельцев
бизнеса появилось вполне понятное желание обновить свой легковой
автотранспорт в преддверии зимы. Но не менее активно развивается и
второе направление - лизинг грузового, специального и пассажирского
автотранспорта. Можно сказать, что у транспортных и логистических
компаний города происходит постоянное обновление парка эксплуатируемых
автомобилей. Довольно широко используется лизинг и строительной техники,
что объясняется постоянно растущей потребностью в технике у предприятий
строительного комплекса и добывающих отраслей, а также высокой
стоимостью данной специализированной техники".
Конкуренция растет вместе с рынком
Однако, несмотря на рост числа и объемов лизинговых сделок с
автотранспортом, растет и конкуренция среди лизинговых компаний.
Добродушные заявления о том, что места на растущем рынке хватит всем,
остались в прошлом. В рамках многих финансовых групп лизингом
автотранспорта уже занимаются отдельные компании, менеджеры которых
предлагают все новые и новые программы и стараются сделать все, чтобы
запущенный ими в еще позапрошлом году конвейер лизинговых сделок ни на
минуту не останавливался и чтобы конкуренты не смогли вытеснить их с
приносящего миллионные доходы рынка.
"В связи с обострением конкуренции происходит изменение качества
предоставления лизинговых услуг, - пояснил Ъ Андрей Бугров. - Появляются
новые лизинговые программы, позволяющие привлечь различные категории
клиентов. Увеличиваются сроки лизинга, уменьшается стоимость лизинговых
услуг, появляются дополнительные опции, которые включаются в лизинговые
платежи, к примеру оплата бензина, процедуры техосмотра, затраты на
ремонт и сезонную замену - так называемый полнооперационный лизинг".
По словам господина Бугрова, сегодня особой популярностью у клиентов на
рынке лизинга автотранспорта пользуются три программы. Первая
предусматривает полный выкуп лизингополучателем автомобиля за срок,
оговоренный в договоре. Вторая основана на схеме с неполным выкупом, в
рамках которой клиент за период лизинга выплачивает лишь 70% стоимости
автомобиля. По окончании срока договора клиент может либо вернуть
автомобиль в лизинговую компанию и взять в лизинг новую машину, либо
оплатить оставшиеся 30% стоимости и забрать автомобиль в свою
собственность. Третья программа специально разработана для крупных фирм
и корпораций, которые пекутся о своих сотрудниках. В рамках этой
лизинговой схемы предприятие приобретает в лизинг автомобиль и по
договору субаренды передает его своему сотруднику. Последний и
выплачивает арендные платежи, а по окончании срока лизинга получает
право выкупить у своей организации автомобиль по остаточной стоимости.
"В настоящий момент с наибольшей активностью лизинговые компании
продвигают скоринговые программы по автотранспорту, - говорит Михаил
Королев из группы компаний "Балтийский лизинг". - Данные программы
позволяют лизингополучателю получить решение о финансировании сделки в
срок от 15 минут до двух-трех часов. Ускоряются и сами процедуры по
финансированию: ряд лизинговых компаний анонсировали программы, по
которым клиент от момента обращения до момента получения ключей потратит
всего лишь два-три дня".
Другая группа специальных программ, отмечает господин Королев, -
различные модификации скидки для клиента. Это может быть и беспроцентный
лизинг, и лизинг с нулевым первоначальным платежом, и различные бонусы
за приобретение в лизинг автомобиля. "В связи с высокой конкуренцией
компании вынуждены увеличивать спектр и качество не только основных, но
и сопутствующих услуг, - считает Станислав Ким из ООО "Прогресс-Нева
лизинг". - Думаю, что в скором времени лизинговые компании перейдут к
открытию собственных автоцентров. И будут брать на себя более широкий
круг обязательств - от услуги по подбору автомобиля, планирования
структуры и порядка обновления автопарка клиента до предоставления
подменных автомобилей в случае непредвиденного выхода полученной техники
из строя, техобслуживания, ремонта, замены зимней резины, предоставления
корпоративной топливной карты".
Цена вопроса
Как показал опрос Ъ, в среднем размер удорожания автомобиля при покупке
его в лизинг составляет в год от 5,5% до 10%.
"Конечная цена лизинга зависит от различных факторов. Учитывается срок,
на который заключается лизинговый договор, размер аванса по лизинговым
платежам, наличие отсрочек по оплате основного долга, способ исчисления
лизинговых платежей, - объясняет наличие диапазона цен господин Бугров.
- Кроме того, если речь идет о полнооперационном лизинге, то
немаловажную роль играет выбор лизингополучателем дополнительных услуг
по обслуживанию автомобилей".
Установление конкретного "тарифа" для клиента, если это не скоринговая
программа, - процесс индивидуальный, где существенное влияние оказывают
кредитная история клиента, размер вносимого им аванса, срок лизинга,
вторит коллеге господин Королев. "Если же речь идет о скоринговой
программе или специальной программе с автосалоном, то здесь стоимость
лизинга фиксированная, не предполагающая какого-либо обсуждения, и она
может быть и ноль процентов, и 9 процентов. Все зависит от конкретной
программы", - объясняет он.
При этом маржа лизинговых компаний, которые получают финансовые ресурсы
от банков, составляет от 2% до 5%. "Но ввиду большой конкуренции этот
показатель может быть равен и единице", - отмечает господин Ким.
По словам топ-менеджеров лизинговых компаний, их маржа в последнее время
снизилась до минимально возможного уровня. И ее дальнейшее уменьшение
вряд ли возможно. Не готовы идти на снижение ставок и коммерческие
банки, финансирующие лизинговые компании. А потому не следует ожидать в
обозримом будущем падения стоимости лизинговых услуг. Конкуренция между
лизинговыми компаниями будет идти исключительно по пути дальнейшего
улучшения качества обслуживания клиентов и предоставления им различных
дополнительных услуг.
Источник: www.kommersant.ru
© Alti.ru