бизнес портал Алти.ру

Кто и как покупает действующие компании


Кто и как покупает действующие компании

В России насчитывается более 500 тыс. малых и средних предприятий. Перед собственниками многих из них рано или поздно встает вопрос о выходе из бизнеса. Оптимальным вариантом здесь выступает продажа компании. Но сфера покупки и продажи действующих предприятий в России только формируется. Далеко не все знают, что и где продается, сколько стоит бизнес, как работает «вторичный рынок предприятий». На эти вопросы ответит цикл публикаций, открываемый этой статьей. Он представляет собой совместный проект «Обзора цен» и консалтинговой группы «Магазин готового бизнеса» (http://www.deloshop.ru/).

Сегодня мы постараемся охарактеризовать рынок готового бизнеса (именно так принято называть сферу покупки и продажи действующих компаний) Нижегородской области и России в целом, описать механизмы его работы.

Компании и цены

Рынок готового бизнеса в России появился чуть более трех лет назад. На нем продаются предприятия, традиционно относящиеся к категории малых и средних и, как правило, стоящие не более полутора миллионов долларов. Конечно, бизнесы и раньше меняли своих собственников, но эти сделки носили закрытый характер, совершались кулуарно, чаще всего «среди своих», отсутствовала какая-либо объективная информация о стоимости компаний и механизмах ценообразования. Положение усугублялось еще и тем, что при продаже малых предприятий доминируют нефондовые механизмы: акционерный капитал – удел большого бизнеса.

О существовании рынка готового бизнеса стало возможным говорить только после возникновения бизнес-брокерских компаний, поставивших своей целью сопровождение сделок по приобретению и отчуждению предприятий, – первой из них стала КГ «Магазин готового бизнеса». За время существования консалтинговой группы были отработаны процедуры оценки и предпродажной подготовки компаний, создана уникальная база данных, включающая в себя около трех тысяч продавцов и покупателей бизнеса – стало возможным характеризовать имеющиеся на рынке спрос и предложение, доходность инвестиций в покупку действующих предприятий.

В настоящий момент в России на продажу выставлено более 1200 компаний. Порядка 60% из них расположены в Москве и Московской области, что объясняется как высоким уровнем развития в этом регионе малого предпринимательства, так более ранним развитием инфраструктуры рынка готового бизнеса. Надо отметить, что в течение последнего полугода доля региональных заявок постоянно росла, составив в июле 70% от всех поступивших предложений о продаже. Лидерами здесь являются города-«миллионщики», расположенные в европейской части России. Некоторым отставанием характеризуется только Санкт-Петербург.

Если говорить о Нижегородской области, то на открытый рынок сейчас выставлено около 40 бизнесов. Ниже приведен перечень некоторых из них.

Предложения о продаже компаний, расположенных в Нижегородской области

Бизнес Расположение Стоимость, тыс. долларов Срок возврата инвестиций, месяцев

Завод по производству автомобильных аккумуляторов Нижний Новгород 250 12

Дистрибьюторская компания по продаже мороженного и замороженных продуктов Нижний Новгород 220 44

Завод по выпуску запорной арматуры г. Семенов 300 36

Деревообрабатывающее производство г. Бор 130 13

Производство окон из ПВХ-профиля Нижний Новгород 75 9

Молочный завод г. Вача 350 25

Средние данные по области 290 30

Сравнивая предложения о продаже готового бизнеса, поступающие из Нижегородской области, с аналогичными показателями по Москве, можно сделать следующие выводы.

1. В Нижегородской области существует очевидный дефицит предложения предприятий сферы услуг – на открытом рынке нет не одного предложения о продаже. Между тем, именно такие компании пользуются сейчас максимальным спросом среди частных инвесторов, составляющих основную часть покупателей. Для сравнения, бизнесами, работающими в промышленности или сельском хозяйстве, интересуются в основном компании-конкуренты, желающие расширить свою рыночную нишу, или инвестиционные структуры, рассматривающие покупку этих предприятий как спекулятивное вложение. Таким образом, на нижегородском рынке преобладают компании с ограниченной ликвидностью.

Очевидно, меньшая активность собственников тех же салонов красоты, ресторанов, автосервисов обусловлена слабой информированностью о возможностях, предоставляемых рынком готового бизнеса, и отсутствием соответствующей инфраструктуры.

2. Средняя доходность выставленных на продажу нижегородских компаний ниже среднемосковской, а установленные собственниками цены в большинстве случаев превышают рыночные (взаимосвязь между среднемесячной прибылью бизнеса, его стоимостью и сроком возврата инвестиций представлена в таблице). Это явление объясняется понятным стремлением собственника получить за свой бизнес побольше. Обратная сторона медали – незнание конъюнктуры рынка и технологий оценки компаний с целью продажи (в рамках данного цикла этой теме предполагается посвятить отдельный материал).

Факторы, влияющие на стоимость бизнеса

Средняя ежемесячная прибыль, $ Срок окупаемости, месяцев Стоимость бизнеса, $

2 – 3 тысячи 6-10 12-30 тысяч

4 – 6 тысяч 9-12 40 – 80 тысяч

7-10 тысяч 10-15 90-150 тысяч

11-15 тысяч 15-18 160-220 тысяч

16-20 тысяч 18-21 230-280 тысяч

21-25 тысяч До 24 300-380 тысяч

3. Выставляя на продажу свои компании, нижегородские предприниматели ориентируются в основном на инвесторов из-за пределов региона. Вероятно, предложения, интересные для внутреннего рынка, продаются при помощи иных механизмов.

4. Темпы роста количества выставленных на продажу бизнесов, расположенных в Нижегородской области, выше среднероссийских. При этом предприниматели региона в достаточной степени не обеспечены бизнес-брокерскими услугами. Фактически, у них отсутствует выбор между самостоятельной продажей компании и обращением к специалисту.

Сделай сам

Бизнес можно продавать самостоятельно. Для этого нужно подготовить его к продаже: провести юридическую экспертизу, оценить, организовать рекламную кампанию, ориентированную на поиск покупателя, разработать систему перепроверки доходов, приемлемую для потенциального инвестора, проработать схему смены собственника… Важную роль играет предоставляемых инвестору документов, описывающих бизнес. Чтобы сделать все это, надо собрать команду профессионалов, услуги каждого из которых в отдельности стоят довольно недешево.

Кроме того, нельзя забывать о том, что при продаже бизнеса большое значение имеет сохранение конфиденциальности. Информацией о том, что владелец компании ищет инвестора, конкуренты могут воспользоваться в своих целях, результатом чего будут проблемы с арендодателем и контрагентами. Персонал предприятия также воспримет такую ситуацию как стрессовую – могут уйти ключевые сотрудники. Большинство продавцов понимает это, в ход идут весьма оригинальные стратегии – кто-то показывает бизнес потенциальным инвесторам по ночам, кто-то общается с приобретателем исключительно по мобильному телефону и т.д.

Еще один фактор, препятствующий самостоятельной продаже бизнеса – боязнь мошенничества. Причем такая опасность действительно существует: компания может иметь внебалансовые обязательства, продавец, получив деньги, способен увести с собой ключевых сотрудников и начать аналогичное дело, не исключено, что здание, где размещено предприятие, через несколько лет пойдет на снос, а может быть где-то рядом планирует начать работу сильный конкурент… Создать защитную систему, гарантирующую от всех этих угроз, может только юрист, имеющий значительный опыт сопровождения сделок по приобретению и отчуждению бизнеса. Таких специалистов в России пока единицы.

Вышесказанное не означает, что самостоятельно продать бизнес невозможно – практика говорит об обратном. Но это очень трудоемкий проект, требующий немалых затрат времени, средств и нервов. При этом процесс продажи нередко строится на не вполне юридических процедурах, проще говоря, «на понятиях».

Организационный ресурс

По сравнению с самостоятельной продажей, работа с бизнес-брокерами имеет ряд преимуществ и недостатков. Основное из первых – всю работу по продаже компании выполняют профессионалы, затраты времени и сил со стороны собственника минимизируются. Главный из вторых – продавцу придется заплатить аванс и определенный процент от суммы сделки.

Эффективность продажи предприятий при помощи бизнес-брокеров обусловлена рядом факторов.

Команда профессионалов. Любая профессиональная бизнес-брокерская компания наряду с собственно специалистами по продаже действующих предприятий имеет в своем штате профессиональных оценщиков, юристов, рекламщиков. Особое внимание, пожалуй, стоит обратить на оценку – большинство оказывающих оценочные услуги компаний не обладает технологиями определения стоимости бизнеса с целью его продажи либо просто не занимается этим направлением деятельности.

База потенциальных инвесторов. В процессе работы бизнес-брокерской компании формируется список людей, желающих купить тот или иной бизнес. В итоге, после того, как на продажу выставляется очередное предприятие, потенциальные инвесторы оперативно получают информацию об этом, что намного упрощает и ускоряет совершение сделки. При этом база данных постоянно пополняется, начинает работать «ползучий маркетинг»: покупатель рекомендует фирму своему знакомому и т.д. Инвестор также получает информацию из постоянно пополняющегося списка предложений о продаже, что способствует скорейшему удовлетворению потребностей покупателей.

Доступ к информации. Компании значительно проще получить информацию о планах застройки местности, других возможных изменениях, способных повлиять на работу бизнеса. Со временем формируются технологии оценки и продажи отдельных компаний, что значительно сокращает время работы над проектами. Так, если два года назад для продажи салона красоты требовалось потратить три-четыре месяца, то сейчас это занимает не более пяти-шести недель.

Гарантия качества. Работая с бизнес-брокерской компанией инвестор чувствует себя огражденным от возможного мошенничества. Так, в практике «Магазина готового бизнеса» было сформировано несколько контуров защиты интересов покупателя, сочетающие в себя правовые и организационные моменты. Их суть сводится к тому, что продажа до самого конца находится под контролем обеспечивающей ее компании, которая может всегда приостановить ход сделки в том случае, если продавец не выполнит своих обязательств. Дополнительная гарантия – доброе имя бизнес-брокера, которому не имеет смысла рисковать своей репутацией ради разового получения дополнительного дохода.



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru