бизнес портал Алти.ру

Аналитика готового бизнеса за 2005 год


Аналитика готового бизнеса за 2005 год

Анализ итогов прошедшего 2005 года показал, что рынок инвестиций в готовый бизнес по-прежнему сохраняет тенденцию к росту. В этом году рост российского рынка покупки-продажи малых и средних предприятий по отношению к предыдущему году в процентном соотношении составил 50 % . Если в течение 2004 года на продажу было выставлено свыше 5 тыс. компаний, то в 2005 году уже более 7,5 тыс.
Такая тенденция сохраняется на протяжении последних трех лет и вряд ли в ближайшие годы она как-то изменится. Рынок инвестиций в готовый бизнес еще только набирает свои обороты, его резервная мощность далеко не исчерпана.

Возросло и общее количество сделок. В этом году оно достигло 200 (двухсот), из них больше половины состоялось в ценовом диапазоне до 100 тыс. у.е., на втором месте по числу совершенных сделок находятся бизнесы от 100 тыс. у.е. до 1 млн. у.е. - 75 сделок, а продажи бизнесов свыше 1 млн. у.е. составляют 15 предприятий.
По специализации продаваемого бизнеса наиболее активный рост демонстрирует производственный сектор, сфера услуг и общепит. Из общего числа совершенных сделок производственные предприятия составляют цифру 65, предприятия общественного питания – 60 компаний и сферы услуг – 50 фирм.

Средняя доходность инвестиций в покупку компании в 2005 году снизилась (до 60 % годовых), а средняя стоимость предприятий, напротив, увеличивается год от года.

Все эти обстоятельства позволяют говорить о том, что риски вложения средств в готовые бизнесы постепенно снижаются. Вкладывая средства в успешный бизнес, новый собственник сегодня также понимает, что сохранение высоких показателей развития его компании в дальнейшем зависит не только от вложения средств, но и от хорошего менеджмента. В секторе малого бизнеса инвесторы уже не настаивают на возвращении инвестиций в течение года, они понимают, что при минимизации рисков срок окупаемости вложенных инвестиций возрастает, поэтому уже более взвешенно подходят к своему бизнесу, ориентируясь на долгосрочное развитие приобретенных компаний.

Тенденции предложения.

Ничего не изменилось с прошлого года относительно лидирующей роли Москвы и Московской области по числу выставленных на продажу бизнесов, на их долю приходится, как и в 2004 году, около половины всех предприятий, выставленных на продажу в России.
Но регионы не стоят на месте и в этом году они не просто обозначили свое присутствие на рынке, но и увеличили его практически в 5 раз по сравнению с прошедшим годом. Большой рывок в освоении рынка сделал Северо-Западный федеральный округ (20,8%), далее наиболее динамично развивающимися в 2005 году можно назвать Приволжский (11,2%), Центральный (11,2 %) и Южный (3,2%) федеральные округа.
Из областей стоит выделить Ленинградскую, Нижегородскую, Ростовскую, Калининградскую и Пермскую. В этих регионах рынок готового бизнеса развивается наиболее активно. Следом идут Омская, Саратовская и Белгородская области, Башкирия, Краснодарский край, Чувашия.
Существенный рост предложений для инвесторов в Екатеринбурге явился причиной расширения партнерской сети «Магазина готового бизнеса - Deloshop» и создания в Свердловской области очередного представительства консалтинговой группы. Это обстоятельство заслуживает особого внимания в связи с тем, что буквально в прошлом году наблюдался обратный эффект – рынок Свердловской области демонстрировал отрицательную динамику, сократившись на целых 20 %.
Все наиболее развивающиеся в экономическом плане регионы уже давно почти сформировали рынок инвестиций в готовый бизнес, чего, как ни странно, не скажешь о таком продвинутом регионе как Новосибирская область, там рынок покупки-продажи малых и средних предприятий до сих пор развивается хаотично.

Этот год удивил участников рынка смещением количества предложенных на продажу бизнесов по отраслям. В отличие от прошлого года, когда лидировала сфера торговли, наибольшее число предложений в 2005 году поступило из сферы производства – 1900. В основном среди предложений оказались: производители продуктов питания (молочные, сырные заводы), которые не выдерживают конкуренции с крупными западными компаниями типа Вимм – Билль - Дамма, мебельные фабрики, производство пластиковых окон и пр., а также наукоемкие, например, инжиниринговые компании, организующие последующее производство на условиях субконтракта. Наиболее распространенная причина продажи в этом секторе экономики – это недостаточное количество средств для последующей работы структуры. Зачастую такие компании просто не справляются с потоком поступающих заказов, их потенциальное количество может превышать возможности предприятия в 2-3 раза. Для того чтобы дать такому бизнесу новый толчок для развития и получить необходимые вливания в виде инвестиций, собственники бизнеса продают часть акций. Доля, которую они могут предложить инвестору может достигать 90 %. Из-за специфики бизнеса – наличие многих активов: оборудования, персонала и пр. - продать производственное предприятие значительно сложнее, чем компанию на рынке услуг.

Сохраняет свои позиции и традиционно остается на втором месте среди отраслей, представивших в 2005 году наибольшее количество предложений о продаже, сфера сервиса и услуг. Для вложения инвестиций было предложено порядка 1800 действующих предприятий. Преобладающее большинство из них сосредоточено в Москве, в регионах такой бизнес продается нечасто. В 2005 году авангард бизнесов в сфере сервиса и услуг представляют салоны красоты и туристические компании.
Салоны красоты в этом году были также чрезвычайно востребованы, как и в 2004 году, когда спрос на них вырос почти на 200 %.
Наибольшее количество предложений в сфере турбизнеса поступило на продажу в зимний и осенний период, так как реализация туристических компаний наиболее успешна летом, когда на рынке складывается устойчивый дефицит, в остальные сезоны на рынке, наоборот, предложение существенно превышает спрос.

В этом году количество предложений в сфере торговли уступает предложениям из сферы производства, сервиса и услуг и по числу заявок находится уже не на первом месте, а на третьем. В перечне объектов, выставленных на продажу в этом сегменте, по-прежнему, преобладают небольшие розничные магазины.

В 2005 году сохранилась ситуация увеличения средней стоимости компании на рынке. И это объясняется, прежде всего, тем, что с каждым годом растет общее число предложений о продаже среднего бизнеса. Причем, если раньше многие бизнесмены избавлялись от непрофильных активов, компаний, приносящих по тем или иным причинам небольшую прибыль, то сегодня на рынке доминируют предложения эффективного бизнеса. Кроме того, существенно снижаются риски вложения средств в малые компании, срок окупаемости которых в связи с этим возрос до 2,5 - 3 лет.
На повышение стоимости бизнеса, безусловно, влияют и другие факторы, которые с каждым годом в ситуации выравнивания и появления более цивилизованного рынка обретают особое значение. При совершении сделок немаловажную роль играют прозрачность компаний, выставляемых на продажу, а также участие в сделке третьей независимой стороны - представителя бизнес-брокерской компании, которая поможет наладить процесс правильной предпродажной подготовки, построения структуры сделки, организацию Due Dilligence и т.д. Сегодня время профессионалов, поэтому, чтобы успешно продать, стоит привлекать специалистов, которые смогут в этом помочь.

Тенденции спроса.

Понятие спроса в отношении рынка инвестиций в готовый бизнес достаточно условно по причине его особой специфики. Этот рынок характеризуется отсутствием постоянной востребованности предприятий, находящихся в разных отраслевых сегментах со стороны инвесторов. Желание сегодня вложить средства в тот или иной вид бизнеса завтра может смениться отказом от своего намерения. Поэтому по поводу спроса на рынке инвестиций в готовый бизнес можно говорить лишь как об определенных массовых предпочтениях, которые сохраняются на протяжении длительного времени.

Скажем, если приводить данные по географическому принципу, то наибольший интерес со стороны инвесторов традиционно вызывают московские компании. Они пользуются особой популярностью, как у столичных фирм, так и у инвесторов из других регионов России.
Кроме того, большим спросом отличаются предприятия из Санкт-Петербурга, крупнейших областей Приволжского федерального округа и юга России.
Особо стоит отметить сохранение прошлогодней тенденции в отношении региональных компаний, которые активно приобретаются московскими холдингами, строящими единые производственные и сбытовые цепочки. Именно в связи с этим растет число межрегиональных сделок, что является основной тенденцией рынка готового бизнеса в последние два года. Отсутствие в регионах квалифицированных специалистов по сопровождению сделок с действующими бизнесами тормозит развитие региональных рынков готового бизнеса, однако, консалтинговая группа «Магазин готового бизнеса-Deloshop» решает эту проблему в рамках программы партнерства «Deloshop». Разветвленная сеть представительств в регионах позволяет оперативно отслеживать информацию по имеющимся предложениям и консультировать партнеров на местах в период проведения сделки.

По отраслевому принципу наибольшей востребованностью в течение 2005 года отличались предприятия сферы услуг, торговли и общепита, однако, самыми высокими темпами рос спрос на производителей продуктов питания, а также на наукоемкие, например, инжиниринговые фирмы. Кроме того, существует группа инвесторов, заинтересованных не в покупке бизнеса как такого, а просто в приобретении производственной площадки, на основе которой они планируют организовать уже свой производственный цикл.

Анализ спроса компаний по ценовому диапазону в 2005 году опровергает устоявшиеся стереотипы прошлых лет. Раньше справедливым считалось следующее утверждение: чем дешевле бизнес, тем больше покупателей обращают на него внимание. В 2005 году положение коренным образом изменилось: инвесторы стали более основательно подходить к покупке действующих компаний, чаще стали привлекаться кредитные средства для приобретения предприятий, повысились требования к чистоте сделки и прозрачности продаваемой компании, увеличился срок окупаемости, что повлекло за собой смещение акцента спроса в сторону средних компаний стоимостью $3-7 млн.
В 2005 году спрос на действующие предприятия увеличился на 120%. При этом наибольшие темпы роста (150%) продемонстрировала ценовая группа $1,5 млн. – $4,5 млн., значительно вырос (более 100%) интерес к компаниям, стоящим $5-8 млн. Ценовая группа до $50 тыс. - в 2005 году значительно снизила темпы роста сделок в связи с тем, что инвесторы, интересующиеся подобными предприятиями, все чаще предпочитают покупать франчайзинговые предложения, сопоставимые по инвестициям, но более привлекательные на момент старта бизнеса. Рост сделок здесь не превышает 60%, зато во франчайзинге спрос превышает предложение в несколько раз.

Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время завершается изменение структуры рынка готового бизнеса: увеличилось число средних компаний, которые вызывают активный интерес у инвесторов, а также вырос спрос на франчайзинговые предложения в низком ценовом сегменте, которые вытесняют с рынка микро-бизнесы.

Такая трансформация в структуре спроса – смещение интересов инвесторов в сторону средних предприятий - обусловлена их желанием войти в уже состоявшийся бизнес. Кроме таких очевидных материальных активов, как недвижимость, существуют еще и нематериальные активы, схема ведения бизнеса, которые способствовали созданию успешной компании на рынке. К тому же эффективно работающее предприятие обслуживает часть какого-то рыночного сегмента, соответственно, приобретение уже хорошо работающей компании дает возможность получить контроль над долей рынка, на котором она работала под началом старого собственника.

Увеличение спроса на прибыльный бизнес характерно не только для Москвы и Московской области, но и для регионов в целом. Если раньше основную ценность региональных компаний, выставленных на продажу, представляла коммерческая недвижимость, то сегодня распространена ситуация, при которой большой интерес у инвесторов вызывают компании, не имеющие дорогостоящих материальных активов, но генерирующие стабильно высокую прибыль.
Необходимое условие успешной продажи таких компаний: предпродажная подготовка и выработка портрета потенциального инвестора. Собственник должен быть морально готов к длительной, структурированной сделке.

Прогноз на 2006 год: предложение и спрос.

Можно спрогнозировать, что значительный рост сделок купли-продажи малых и средних компаний в 2006 году может вызвать приход на рынок большого числа частных инвесторов, приобретающих бизнес в кредит. Сегодня политика банков этому существенно способствует. Кроме того, крупные компании на рынке с каждым годом ведут себя более активно, осваивая новые рыночные ниши, пытаясь, таким образом, диверсифицировать свой портфель вложений, а также провести политику вертикальной интеграции.
В этом году будет также зафиксирован рост числа добровольных поглощений. Это базовая тенденция на рынке продаж средних компаний в регионах России. В последнее время специалистов консалтинговой группы «Магазин готового бизнеса – Deloshop» довольно часто привлекают как операторов сделки для того, чтобы независимые эксперты обеспечили баланс интересов сторон.



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru