Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 


Популярные бизнес планы:

Бизнес план магазина

Бизнес план предприятия

Бизнес план кафе

Как составить бизнес план

Бизнес план салона

Бизнес план ресторана

Типовой бизнес план

Бизнес план парикмахерской

Бизнес план автосервиса

Бизнес план - примеры
 


Основные подразделы рубрики

Бизнес планы :

Бизнес план компьютеры

Бизнес планы общепит

Бизнес планы услуги

Бизнес планы авто

Бизнес планы торговля

Бизнес план предприятия

Бизнес планы туризм

Бизнес планы спорт

Бизнес планы здоровье

Бизнес планы прочие

Бизнес планирование

Как составить бизнес план

Архив бизнес планов

 

 

Готовый бизнес

Разделы: Франчайзинг, Покупка бизнеса, Продажа бизнеса, Оценка бизнеса, Обзоры готового бизнеса, Аналитика готового бизнеса, Советы по готовому бизнесу, Статьи про готовый бизнес.

Бизнес планы

Готовые бизнес-планы по различным отраслям бизнеса, составление бизнес плана, бизнес планирование.

Кредитование

Разделы: Ипотечное кредитование, Потребительское кредитование, Кредиты для бизнеса, Условия кредитования, Кредитные карты, Автокредит, Банки, Лизинг.

Инвестиции

Разделы: Инвестирование, Советы инвестору, Инвестиционные фонды, ПИФ, Доверительное управление, Управляющие компании, Инвестиционные компании, Финансирование, Иностранные инвестиции, Налоги инвестора.

Финансы

Разделы: Финансовый менеджмент, Финансовый маркетинг, Финансовые расчеты, Кассовые операции, Личные финансы, Автоматизация бизнеса, Безопасность финансов, Аудит,Управленческий учет, Зарплата, Командировочные расходы, Бухучет, Кредит, Вклады.

Договора

Трудовые договора, Договора аренды, Договора купли-продажи, Договора на оказание услуг, Договора поставки, Договора подряда, Типовые договора, Образцы договоров.

Бизнес идеи

Разделы: Идеи бизнеса, Свой бизнес, Идеи малого бизнеса, Архив бизнес идей.

Должностные инструкции

Типовые должностные инструкции и образцы должностных инструкций различных работников.

Страхование

Разделы: Рынок страхования,        Авто страхование, Медицинское страхование, Страхование недвижимости, Страхование вкладов.

Публикации

Разделы: Реклама, Маркетинг, Брэнды, Маркетинговые исследования, Карьера.




Бизнес план предприятия производства грибов



Этот бизнес можно начинать, что называется, с нуля. Например, предприниматель из Белоруссии Виктор Чикуенок в 2000 году затратил на организацию производства
всего около 350 долларов. В подмосковном же Дмитрове Сергей Панфилов взялся за дело шесть лет назад с большим размахом. Он утверждает, что для налаживания предприятия средней мощности на арендуемых площадях достаточно пяти тысяч долларов.

Конечно, потребуется оформление документов - обычного пакета, необходимого для производства любого продукта питания. Понадобится помещение. Здесь простор для выбора большой - подойдет и деревенский дом, и сарай, и подвал, и теплица, и заброшенное промышленное здание. В конце концов, на первых порах грибы можно выращивать даже в городской квартире.

Сам процесс грибоводства состоит из четырех самостоятельных этапов: производство посевного материала (мицелия), подготовка субстрата или, проще говоря, мешков с питательной средой и грибницей и, наконец, реализация, в нашем случае, вешенок. Начинающие предприниматели—грибники чаще всего берутся за
выращивание грибов. Более крупные производители, помимо этого, занимаются еще подготовкой субстратных блоков. Но и они приобретают мицелий отдельно, у
специализированных фирм—лабораторий. Важно, чтобы посевной материал, выражаясь языком сельхозтружеников, “имел хорошую всхожесть“. На этом этапе не стоит рисковать: пусть продукция будет дороже, но с гарантированным качеством. На грибном рынке этот товар зачастую венгерский - например, от фирмы “Сильван“, но есть и отечественные семена. Среди их производителей известна саратовская “Сантана“. И хотя ее мицелий уступает по всхожести венгерскому, зато имеет веское преимущество: дешевле в четыре раза. Сергей Панфилов отдает предпочтение “Сантане“, вносит пять процентов посевного материала вместо положенных полутора—двух и считает, что это выгоднее.

Вешенки - дереворазрушающий гриб, растет на лиственных породах деревьев и их опилках, но ничуть не хуже чувствует себя и на соломе, на шелухе подсолнечника и даже на кочерыжках кукурузы. Большей частью грибоводы для приготовления субстратных блоков используют солому или костру (отходы льна). В хозяйстве Панфилова тщательно следят за тем, чтобы сырье было надлежащей влажности, не засоренное, не зараженное. Блоки производят в специальном стерильном помещении, и весь состав проверяется в собственной небольшой лаборатории. Виктор Чикуенок о производстве субстрата рассказывает проще: запариваются в горячей воде измельченная солома или опилки, затем в полиэтиленовый мешок (40х80см) укладывается остывшее сырье вперемешку с мицелием (общий вес 10-12 кг), упаковка завязывается и ставится на стеллаж в темноте при температуре 18-20 градусов. А дальше - процесс выращивания вешенок: через 16-20 дней в сделанных на мешках прорезях появляются маленькие гроздья. В это время все блоки переносят в другой отсек, где их 12 часов в сутки освещают, постоянно проветривают, соблюдают температуру 10-16 градусов и необходимую влажность. За неделю грибы вырастают до товарного размера. Можно снять урожай и вернуть мешки в исходное помещение. Неделя отдыха - и блоки снова готовы плодоносить. Одно и то же сырье дает три волны урожая, после чего субстрат необходимо менять.

Конечно, мы говорим только об общей схеме процесса. Важно знать все детали. Для этого издается специальная литература, существуют обучающие курсы,
межрегиональная Ассоциация грибоводов проводит семинары по обмену опытом. Но многие и не берутся за весь цикл выгонки грибов сразу. Есть хозяйства, торгующие уже готовыми субстратными блоками, и начинающие грибоводы часто занимаются лишь выращиванием грибов и сдачей готовой продукции в те же хозяйства. На первый взгляд, прибыль от такой деятельности невелика. Вот приблизительный расчет: фирма Панфилова продает блоки по 60 рублей за десятикилограммовый мешок. При этом гарантируется получение двух килограммов грибов за три волны плодоношения, то есть за полтора месяца. Здесь же продукцию принимают от дочерних производителей по 40 рублей за килограмм. Таким образом, за указанный период можно выручить по 20 рублей с мешка.

Действительно, немного. Но надо учесть, что на первых порах предпринимателю важно не столько быстро окупить производство, сколько безубыточно запустить
процесс, наработать собственные каналы сбыта, получить опыт. И когда дело полностью отлажено, думать о расширении. Впрочем, на те же цифры можно взглянуть с другой стороны. По десять мешков редко кто покупает, а большие объемы дают и более значительную прибыль: к примеру, 400 блоков - уже 8 000 рублей. И эта сумма может быть утроена, если освоить все этапы производства. Ведь в случае покупки готовых блоков вся прибыль делится на троих: ее получают и производители субстрата, и те, кто выращивает грибы, и те, кто их перепродает. Еще одна важная составляющая успеха - опыт. Знающим грибоводам удается сократить сроки плодоношения до месяца, добиться себестоимости одного килограмма, равной 12,6 рубля, и реализовать продукцию в четыре раза дороже.

И еще о доходе. Виктор Чикуенок рассказывает о так называемых “сопутствующих возможностях“ его получения. Белорусский грибовод, помимо непосредственного
выращивания вешенок, занимается еще и продажей “грибных пеньков“: в деревянных чурках сверлит отверстия, кладет в них мицелий - и вот вам летний вариант разведения грибов. По его утверждению, за такими пеньками дачники в очередь записываются. А отработанные мешки с грибницей у него раскупает население на корм домашним животным и как удобрение для огородов (урожай огурцов при этом повышается на 30 процентов). Кто—то налаживает собственную переработку: соление и консервирование. Кто—то открывает платные курсы, на которых обучает желающих выращивать вешенки в домашних условиях. Многие, как Панфилов, берутся за продажу готовых субстратных блоков и организацию на предприятиях подсобного грибоводческого хозяйства - путей повышения доходности много. Все зависит от возможностей и желания взявшегося за дело. Как признается тот же Чикуенок, его фирма работает со 100—процентной рентабельностью. Для сравнения, близлежащий продовольственный магазин имеет всего лишь однопроцентную доходность, местный молокозавод - семипроцентную, а все агрофирмы округи вообще убыточны.

Подмосковный же грибовод Панфилов считает, что прибыль напрямую зависит от степени технического оборудования производства. Имея инженерное образование, он самостоятельно сконструировал автоматические системы полива, воздухообмена, поддержания температурного режима, установил специальный источник пара и т.п.

Но даже самое перспективное дело можно считать пустой затеей без отлаженного сбыта. Большой плюс отечественного грибоводства - почти полное отсутствие
конкуренции. Этот бизнес распространен пока не слишком широко, поэтому грибы берут с охотой и рестораны, и кафе, и сети продовольственных магазинов, и
рыночные оптовики. Причем наибольшим спросом пользуется продукция в холодное время года, когда собственные запасы населения истощаются. Если осенью можно говорить о закупочной цене приблизительно по 50 рублей за килограмм, то в зимние месяцы она поднимается минимум до 60.

Возможности для дальнейшего развития грибного рынка в России необычайно высоки: согласно статистическим данным, до сих пор россиянин съедал в месяц всего 300 граммов грибов, тогда как бельгиец успевает потребить за тот же период 4 килограмма. Не принимая даже во внимание гигантскую разницу между населением России и Бельгии, получим более чем тринадцатикратную разницу в среднедушевом потреблении! Соответственно, российский рынок готов, как минимум, к тринадцатикратному расширению и ждет своих новых игроков.