Большинство заметок о парикмахерском бизнесе в российских СМИ
наводят на мысль, что самое надежное вложение средств - это
открытие салона средней руки, стоимостью 30 - 40 тысяч долларов.
Но другого мнения придерживается, к примеру, известный стилист
Сергей Зверев, который считает, что только самая маленькая и
непритязательная парикмахерская никогда не пропадет. Судя по
тому, что рассказал "Бизнес-журналу" Константин, владелец трех
небольших парикмахерских в спальных районах Москвы, именно так и
обстоят дела.
Почему я выбрал этот бизнес?
У меня всегда было стойкое ощущение, что в любые времена, при
любом строе, будь то капитализм или социализм, нужны
определенные профессии: строитель, сапожник, и, конечно же,
парикмахер - потому что стричься нужно всем.
Почему я не открыл салон в центре Москвы?
Если оставить в стороне вопрос о наличных средствах, то открыть
что-либо внутри Садового кольца возможно, только привлекая
клиентов с доходами выше средних. А это достаточно сложно: чтобы
заво - к примеру, Раменки. Чем больше многоэтажных домов, тем
выше потребность в парикмахерских и салонах. И наличие в
соседнем доме еще одной парикмахерской пугать не должно. Давайте
посчитаем: возьмем большой салон - 15 кресел; допустим, что
парикмахеры заняты полностью - работают по 8 часов, затрачивая
по полчаса на клиента (хотя, в действительности, стопроцентной
посещаемости не бывает никогда), - за день такой салон сможет
обслужить 240 человек, за месяц - 4800. А теперь представьте,
сколько человек живет в микрорайоне и часто ли встречается столь
быстрое обслуживание? Грубо говоря, парикмахерские можно
открывать через подъезд. И не проблема, что, когда по выходным в
одной из них очередь, клиенты пойдут в другую. Могу привести
пример из собственного опыта: в салоне, расположенном в соседнем
доме, стрижка стоит 120 рублей , в парикмахерской за углом - 250
рублей, в моей парикмахерской - еще выше, а люди все равно идут.
Допустим, вы нашли деньги и решили открыть парикмахерскую.
Лицензии не потребуется: для того, чтобы оказывать
парикмахерские услуги, достаточно получить сертификат.
Сразу возникает вопрос: где взять помещение? Вариантов, как
показывает практика, - масса. Один из них - это приехать в
здание, которое еще строится, заплатить часть арендной платы, и
помещение будет зарезервировано. Следует отметить, что в
квартире парикмахерскую открыть нельзя, за исключением случаев,
когда квартира переведена в нежилой фонд и в нее устроен
отдельный выход.
Сама сертификация стоит недорого - от 1000 до 4000 рублей. Самое
главное, чтобы сертификаты были у мастеров (для получения этой,
столь необходимой в дальнейшем бумажки мастеру достаточно
окончить трехмесячные курсы).
Начинать процедуру сертификации нужно с писем в санэпидемслужбу
округа и пожарным, в ГПН, следующего содержания: "Прошу Вас
разрешить мне открыть парикмахерскую в таком-то месте".
Пожарные либо дают добро, либо нет. В случае с СЭС все чуть
сложнее: им необходимо предоставить договор аренды и медицинские
книжки мастеров (для начала достаточно двух). Услуга платная,
стоит около восьмисот рублей, но можно уложится и в пятьсот,
используя известные приемы: бутылка шампанского, коробка конфет,
улыбка и последние анекдоты. И все. Как таковых, норм, мешающих
намерению открыться, не существует. Есть лишь детали: пожарники,
к примеру, требуют ставить открывающиеся решетки на окна -
поставьте рольставни - 7 долларов за квадратный метр, и вам же
спокойнее - ночью окна защищены. Также могут потребовать
повесить светящуюся табличку с надписью "Выход" или приобрести
огнетушители. У СЭС тоже есть свои требования: утилизация волос,
стирка полотенец и наличие санитарных книжек у всех работников.
Вещи, сами по себе, необходимые.
Если первая ступень пройдена и необходимые письма получены,
можно смело идти с ними в управу (а парикмахерская уже может
начать работу), заблаговременно подготовив несколько красивых
листов, дающих 50%-ную скидку на обслуживание. Пригласите
госслужащих в гости и в ходе разговора предъявите свой основной
аргумент - 30-40 талонов в месяц на льготное обслуживание
жителей района. Это не будет вам в убыток, поверьте. Как итог -
люди в управе будут пострижены, вторая ступень пройдена. Все
довольны, все смеются.
Единственное, что может поколебать ваши начинания, - арендная
плата. Хотя, спешу успокоить, в Москве это вещь довольно
сложившаяся. Максимальные колебания в стоимости составляют 40
долларов за квадратный метр в год. Можно зарегистрироваться в
комитете по малому бизнесу - это будет стоить 1600 - 1100 рублей
за юридический адрес и 500 рублей за оформление документов, -
тогда вы сможете претендовать на помещения с льготной арендной
ставкой. Парикмахерская в любом спальном районе окупает себя,
если за 700 долларов в месяц вы снимаете помещение в 40
квадратных метров (а это оптимальный размер парикмахерской на 3
- 4 места). Тогда десять дней вы будете работать на аренду, а
все оставшееся время - на себя и на зарплату администратора и
бухгалтера.
Подбор оборудования.
В Москве имеется 30 - 40 компаний, которые могут оказать помощь
в комплектации парикмахерских. Некоторые из них могут вам
предложить золотое кресло с вертикальным взлетом, но есть и
нормальные. Вам лишь необходимо понять, какой формы и какого
цвета вы хотите оборудование, затем сделать заказ и подождать
недели две - месяц.
Оборудование нужно заказывать одновременно с отправлением письма
в СЭС, то есть когда фирма уже зарегистрирована, договор аренды
заключен и назад дороги нет. Прежде, чем покупать оборудование,
поговорите с будущими коллегами по бизнесу, спросите совета -
вам все объяснят: и какое кресло не удобное, и за что не стоит
переплачивать, и куда лучше обратится в той или иной ситуации.
Посетите также и нескольких продавцов оборудования, обращая
внимание, где вам улыбнулись, где угостили кофе, где предложили
скидку или гарантию на два года. Если определены финансовая
граница и класс парикмахерской, которую вы хотите открыть, то
важны будут именно перечисленные факторы. Другое дело, когда вы
открываете уже не первую парикмахерскую, - тогда вы будете знать
наверняка, что одни "итальянские" кресла собирают в Люберцах,
другие - в Жуковском, причем последние выигрывают по соотношению
"цена-качество".
На оборудование первой парикмахерской уйдет 3800-4000 долларов.
Список необходимых предметов не такой уж большой. Указанная
сумма рассчитана на покупателя-мужчину. Если же оборудование
выбирает женщина, то зачастую в ход идут требования к дизайну, и
на парикмахерское место можно потратить и 600-800 долларов
вместо обычных 80-120 долларов. Общая цена соответственно
растет.
Как выбрать мастера?
Существует множество способов поиска мастеров - универсального
метода здесь нет. Учебных центров в Москве сотни, но самым
лучшим считается тот, что в Измайлово - бывшее ПТУ, которое
держится за счет традиций. Выпускники идут нарасхват. Можно
также пытаться искать через Интернет - кому как удобней. Кроме
того, после открытия парикмахерской к вам станут заглядывать
мастера и предлагать свои услуги. Очевидно, что без людей вы не
останетесь. Обычный мастер может обслуживать до 14 человек в
день, если не брать в расчет особые случаи - вечерние прически,
прически на свадьбу и т.д. Платят мастерам - парикмахерам в
Москве 20 - 40% от выручки, мастерам, делающим маникюр и педикюр
- до 50%. График работы вы можете установить по желанию. У меня,
к примеру, работают два дня через два.
Когда я открывался в первый раз, я просто представлял свою маму
и бабушку - была идея открыться именно для таких людей. С ценами
я поступаю следующим образом. Стрижка у меня стоит 80 рублей,
мойка головы - еще 10. Если это все, что нужно, выходит очень
недорого. Кстати, если приходит бабушка - "божий одуванчик",
сколько даст - столько и ладно. Даже если ничего не даст, не
беда - таких случаев немного.
Но вернемся к расценкам. Базовые услуги стоят недорого. Разница
между мужской и женской стрижкой составляет всего 40 рублей. Но
дополнительные пожелания требуют дополнительных расходов. В моем
случае меня устраивает, что при низких ценах мастера начинают
много зарабатывать на чаевых, может быть, даже больше, чем
парикмахерская. Но когда цена на услуги высокая, чаевых уже нет.
Доход у парикмахера в других местах может быть и выше, но у него
всегда будет подспудное подозрение, что работодатель его
обманывает. А у меня и мастера идут на работу с удовольствием, и
я получаю свои деньги.
Итак, что получается. Сняли помещение в 40 квадратных метров (на
парикмахера по нормам надо 7-8 метров). Обычная арендная плата
при этом - 500-550 долларов. На оборудование уходит 3800
долларов, как я уже говорил. С расходными материалами и мелочью
- красками, лаками, кисточками, фенами и машинками плюс ремонт
помещения - в общей сложности выйдет 5000-6500 долларов.
Начало работы.
В первый месяц дохода не будет. Не экономьте на рекламе. Можно
печатать объявления и относить на почту - это выходит не дороже
300 рублей за 3000 листовок (хватит на 3-4 дома). Многие дают
рекламу на местном кабельном телевидении.
Салон начинает приносить доход обычно со второго месяца.
"Грязными" 3 - 4 кресла приносят две - две с половиной тысячи
долларов. Из них следует вычесть арендную плату (500 - 700
долларов), коммунальные расходы (100 долларов), зарплату
бухгалтера (100 - 150 долларов; работы для него немного, дня на
три) и администратора (200 долларов). Еще надо предусмотреть
расходы на уборщицу, но ее можно и не нанимать, доплачивая за
эту работу мастерам. Если нет телефона, можно купить "Сонет".
Это еще расходы. Будущие доходы подсчитать легко - от 1000
долларов в месяц. Окупаются вложенные средства через полгода -
максимум год.
Я открываю уже третью парикмахерскую. Первая сейчас у меня
занимает полтора часа времени в месяц. На самом деле, больше,
конечно. Недавно съездил в "Лумумбу". Нашел девчонку негритянку,
которая за 100 долларов плетет африканские косички. А везде они
300 долларов стоят.
Порядок сертификации и основные положения установлены в
документе "Правила сертификации услуг парикмахерских". Документ
утвержден Постановлением Госстандарта России от 16 ноября 1999
года № 58, зарегистрирован Минюстом России 23 декабря 1999 года
(рег. № 2025) и зарегистрирован в Государственном реестре
Госстандарта России 19 января 2000 года (рег. № РОСС
RU.0001.01УЦОО).
Сертификации подлежат услуги по уходу за волосами (с применением
химических препаратов и без оных), косметические услуги, в том
числе услуги по декоративной косметике, услуги по уходу за кожей
лица и тела, массаж, маникюр, педикюр, за исключением услуг,
связанных с нарушением целостности кожных покровов, требующих
врачебного контроля, постижерные работы. Нормативными
документами при сертификации являются ГОСТ Р 51142 - 98 "Услуги
парикмахерских. Общие технические условия", "Правила бытового
обслуживания населения в Российской Федерации", а также
санитарные нормы и правила и строительные нормы и правила,
ссылки на которые приведены в этих документах.
Сертификация складывается из 3 - х основных моментов: оценки
квалификации исполнителей, оценки оборудования рабочего места и
оценки инструмента, косметических препаратов, вспомогательных
материалов.
Для получения сертификата исполнитель услуг может обратиться в
любой орган по сертификации, аккредитованный по сертификации
данного вида услуг. Орган по сертификации рассматривает заявку и
выбирает схему сертификации, которая включает оценку оказания
услуги, проверку ее результата , определяет процедуру
сертификационной проверки, включая инспекционный контроль.
Функции Центрального органа Системы сертификации (ЦОС) выполняет
Московский государственный университет сервиса (МГУС). При ЦОС
создан научно-методический центр Системы - его функции выполняет
Федеральное государственное унитарное предприятие Центральный
научно-исследовательский институт бытового обслуживания (ФГУП
ЦНИИбыт) при поддержке Союза парикмахеров и косметологов России.
Консультации по порядку и процедурам сертификации услуг
парикмахерских можно получить по контактным телефонам ЦОС: (095)
241-3428; (095) 241-34-19; (095) 241-34-02.
ДЛЯ ПАРИКМАХЕРСКОЙ НЕОБХОДИМ СЛЕДУЮЩИЙ НАБОР ОБОРУДОВАНИЯ:
рабочие или парикмахерские туалеты (это все, что стоит перед
клиентом во время стрижки);
кресла (основная характеристика, по которой судят о креслах, -
это тип подъемника; различаются: стационарный, пневматический,
гидравлический, под сушуар и другие типы подъемника);
мойки (керамика и пластик );
сушуары ("сушилки" для волос), климазоны (приборы, улучшающие и
ускоряющие процессы химической завивки и окраски волос), фены,
профессиональные машинки для стрижки волос, а также всевозможные
щипцы, плойки, инструменты;
инструменты: расчески, ножницы, щетки, зажимы, бигуди, машинки,
спецодежда, бритвы, полотенца, различные мелочи, которые
облегчают жизнь парикмахера;
расходные материалы (выбор тут весьма велик, поэтому
предоставьте его мастеру).
© Alti.ru