«За всё надо платить». Это мудрое изречение мучает обычных
граждан и звучит сладкой музыкой для тех, кто решил расширить
свой розничный бизнес, организовав прием платежей за
коммунальные услуги, свет и связь.
С каждой операции по приему платежей можно класть в карман от
0,5 до 10%, а главное, никаких лицензий и сертификатов. Красота!
Конечно, язык не поворачивается назвать этот бизнес
самостоятельным, основным. Скорее, речь идет о дополнительном
источнике заработка. Поучаствовать в этом празднике жизни, в
принципе, может каждый предприниматель. Не так давно Центробанк
выпустил очередное письмо, в котором подтвердил, что платежи
могут принимать даже киоски с мороженым — при наличии
соответствующего соглашения с оператором или его агентами.
Буквально все это означает, что скоро за связь и «коммуналку»
люди привыкнут платить не только с помощью карточек предоплаты
или в банке, но и, например, в ближайшей аптеке, в газетном
киоске или в кафе.
Предпосылок для развития бизнеса по приему платежей немало:
всеобщая мобильная телефонизация, рост популярности IP–телефонии,
растущий спрос на коммерческое телевидение, необходимость
регулярно платить за свет, газ, стационарный телефон, домофон и
многое другое. Главный же козырь — легкий шанс переманить тех,
кто до сих пор томится в очередях, чтобы оплатить те или иные
услуги в отделениях банков: многие готовы немного переплатить в
обмен на ускорение процесса и возможность внести средства там,
где это удобно.
— Мы ведем статистику клиентов нашей платежной системы, —
говорит директор ООО «Амега телеком» (платежные системы Empay)
Кирилл Казанцев. — И в последнее время наблюдаем тенденцию:
платежи плавно перетекают из салонов связи в
неспециализированные розничные точки — продуктовые магазины,
заправки, книжные лавки, в булочные. У этого явления есть
простое объяснение: темп жизни в городах ускоряется, а с ним
растет и количество различных платежей. Потребители выбирают
удобство. Действительно, зачем специально идти в салон связи или
Сбербанк и стоять в очереди, когда оплатить услуги можно
буквально на ходу — по пути на работу или совершая покупки в
ближайшем супермаркете!
Что касается возможности заработать на приеме платежей у
населения, то здесь два основных варианта: организация
собственной «точки» или вступление в ряды субдилеров действующих
в стране платежных систем. В последнем случае остается лишь
приобрести POS–терминалы и начать перепродажу услуг платежной
системы, с которой вы заключили соглашение. В этом смысле самое
выгодное — выступать в качестве оптовика, выплачивая субагентам
— розничным точкам — часть комиссии, но не связываясь напрямую
собственно с приемом платежей. «Это намного проще и выгоднее,
чем ставить «бандуры», — говорит Кирилл Казанцев, имея в виду
автоматы для приема платежей. — В целом же, несомненное
достоинство бизнеса по приему платежей — простота и прозрачность
его организации. Скажем, в Казани платежи через POS-терминалы
легко проводят бабушки-продавцы в газетных киосках».
На каждом углу
Как устроена бизнес–схема? Все просто. Предприниматель заключает
договор с одной из платежных систем — E–port, e–pay, Suntel,
Empay, «Бюрократ» — и получает право принимать платежи, согласно
оговоренной комиссии. Разумеется, для начала следует тщательно
изучить условия, на которых работают различные платежные сети.
Так, E–port взимает с дилера 30 копеек за каждый платеж, а
Platina требует открыть отдельный счет в банке. Тарифная
политика, необходимое аппаратное и программное обеспечение,
удобство работы — все это, естественно, должно стать предметом
изучения предпринимателя, задумывающегося о запуске такого
бизнеса. В конце концов, если бы на рынке присутствовала
одна–единственная, идеальная по всем параметрам платежная
система, другие, вероятно, вымерли бы, еще не родившись.
Для запуска бизнеса от ПБЮОЛ потребуются копия свидетельства о
госрегистрации, копия паспорта и ИНН, от юрлиц — копия документа
о госрегистрации в ЕГРН, ИНН, заверенные печатью предприятия
реквизиты, а также копия приказа о назначении директора с правом
подписи.
Средний заработок владельца торговой точки составляет от 2 до 8%
от всех сумм платежей, причем комиссия автоматически начисляется
в режиме реального времени. Участники рынка утверждают: обычно
оборот пункта по приему платежей составляет от 7 до 15 тысяч
рублей в день, редко опускаясь ниже 5 тысяч. Что касается
верхней планки, то владельцы пунктов приема платежей осторожно
говорят примерно о 100 тысячах рублей в день. Что важно —
предприниматель уплачивает налоги исключительно со своего
вознаграждения, то есть не с оборота, а с прибыли, даже если
применяется «упрощенка».
Пункт приема платежей в деталях
Инвестиции. Основное преимущество бизнеса — низкий старт. Для
того чтобы начать принимать платежи, достаточно 20 000 рублей.
Дополнительный плюс — возможность развиваться пошагово — step by
step.
Форматы. 1) мобильный телефон с GPRS или POS-терминал на
действующей торговой точке (не специализированной); 2)
специализированный пункт приема платежей (компьютер, стол,
продавец, доступ в Интернет по выделенной линии или настроенный
GPRS); 3) сеть автоматов по приему платежей.
Форма собственности. ПБОЮЛ, ООО. Отличается лишь пакет
документов, необходимых для покупки sim-карты.
Срок окупаемости. От полутора месяцев (POS-терминал) до двух лет
(сеть автоматов по приему платежей).
Сертификаты и лицензии. Согласно письму Центробанка России,
платежи за сотовую связь, коммунальные услуги, Интернет,
коммерческое телевидение не являются платежами в пользу третьих
лиц, поэтому принимать их может любой предприниматель,
заключивший договор с оператором или посредником — платежной
системой.
Аудитория и цены. Активные пользователи сотовой связи (больше
100 миллионов в России), Интернета, коммерческого телевидения.
Потенциал коммунальных платежей — все взрослое население страны.
Прибыль каждой точки составляет от 1 до 8% совокупного месячного
объема платежей.
Средства продвижения. Для рекламы достаточно внешней навигации —
вывески, лайтбокса.
Требования к помещению. Торговая точка, возможность выхода в
Интернет.
Персонал. Экстремально простая система, с которой справится
любой продавец.
Принимаем деньги
POS–терминал. Считается идеальным решением для владельцев
розничных точек по приему платежей. Стоит аппарат 500–600
долларов, а дефицит места — не проблема: крохотное устройство
легко умещается на свободном пространстве около кассового
терминала. Не нужно тратиться на зарплату дополнительного
сотрудника: принимать платежи будет тот же продавец, который уже
трудится в штате. В вашей торговой точке «нет Интернета» и часто
бывают перебои с электричеством? Не проблема. Главное, чтобы в
помещении ловился сигнал оператора мобильной связи (GPRS); да
придется следить за уровнем заряда аккумулятора.
Сегодня на рынке доступно несколько моделей POS–терминалов. Так,
компания Empay предлагает сертифицированные POS–терминалы под
торговой маркой NURIT (производитель — компания Lipman).
Благодаря беспроводному соединению с сервером, эта маленькая, но
бойкая машинка в компактном и легком корпусе (220x100х70 мм, вес
750 г) обещает быстрый, безопасный и безошибочный прием
платежей.
— Смотрите, как удобно, — демонстрирует систему в действии
Кирилл Казанцев. — Ставим «малыша» при кассе, вставляем
SIM–карту сотового оператора и SIM–карту платежной системы
(именно она обеспечивает связь с платежным сервером. — Прим.
авт.), набираем номер, и встроенный термопринтер печатает чек.
Теперь проверяем, корректно ли записан номер, и отправляем
платеж. Деньги зачисляются на счет абонента в течение нескольких
секунд.
Специалисты Empay советуют в дополнение к терминалу приобрести
световую вывеску, лайтбокс, за 2–5 тысяч рублей, чтобы
информировать прохожих о доступности в вашем заведении услуги по
дистанционной оплате. Ежемесячные расходы на связь и кассовую
ленту не должны превысить 10 долларов, так что, по статистике,
такой аппарат окупает себя в среднем за полтора-три месяца.
Мобильный телефон. Этот способ приема платежей не требует почти
никаких затрат и удобен для владельцев торговых точек, которые
не могут похвастаться обилием клиентов. В таком случае хватит
сотового телефона с подключенными услугами GPRS и WAP. Схема
примерно та же: предприниматель заключает договор с провайдером
платежной системы (E–port, Empay и т. п.), а каждому кассиру
выдается уникальный пароль. Клиент заполняет специальный бланк,
указывая номер телефона и сумму платы. Оператор принимает
деньги, после чего подключается через мобильный телефон к
WAP-сайту платежной системы, вводит необходимые данные, и через
минуту деньги попадают на счет абонента, а выручка оседает в
кассе.
По мнению участников рынка, такая схема работы идеально подходит
для организации выездных пунктов приема платежей. Представьте
себе: лето, пляж, киоск с прохладительными напитками, обученный
в течение одного дня продавец с мобильным телефоном в кармане и
яркий стикер «Прием платежей», — вы готовы к приему. «Сегодня в
каждом дачном поселке есть ларек, лоток, розничная точка.
Повесьте вывеску, заключите договор с провайдером платежной
системы, получите код, и всё! Дополнительные 500 долларов в
месяц гарантированы», — уверяет Кирилл Казанцев.
Компьютер, стол, продавец. Все еще встречающаяся форма
организации приема платежей, прежде всего, в бизнес-центрах. В
небольшом арендуемом «закутке» устанавливаются стол и
подключенный к Интернету компьютер с инсталлированной программой
платежной системы. За компьютером — продавец, которому в Москве
нужно платить ежемесячно около 9 тысяч рублей, а в регионах 5–6
тысяч. Клиент заполняет квитанцию, указывая номер телефона,
своего оператора и сумму платежа, после чего продавец вводит эти
данные в компьютер. Через одну-две минуты они попадают на счет
абонента.
Основные затраты здесь приходятся на арендную плату за «метры».
По словам Семена Холода, менеджера направления «Организация
пунктов приема платежей» компании «Кардз–сервис», в Москве
средняя ставка аренды составляет сегодня около 1 200–1 500
рублей за кв. м (6–9 метров вполне достаточно). Собственно
говоря, в этом–то и состоит главный минус: необходимость платить
за помещение сводит на нет все очарование этого направления
бизнеса. Действительно, зачем платить больше, если можно
приобрести POS-терминал и, используя имеющуюся в наличии площадь
(сувенирную лавку, магазинчик канцтоваров или кафе) получать на
50–100 долларов больше, да еще и экономить 300 долларов на
продавце! Лишний аргумент к тому, что прием платежей — не
основной, а скорее, дополнительный источник заработка.
Сеть автоматов. «Платежному» вендингу свойственны все
преимущества и недостатки автоматической торговли. Достоинства —
мобильность, легкость в использовании, возможность менять
местоположение, устанавливать автоматы в бизнес–центрах и
крупнейших универмагах с колоссальной проходимостью. Входной
билет на этот рынок стоит 5–7 тысяч долларов — цена автомата. В
России такие агрегаты сегодня предлагают уже более сорока
производителей, так что выбрать подходящий вариант — не
проблема. Недостаток же в том, что здесь срабатывает железное
правило вендинга: сеть всегда более рентабельна, чем
один–единственный автомат (если вы «промазали» с местом, то
автомат не окупится никогда). Увы, применение автоматов
сопряжено и с частыми поломками, а также с возможными актами
вандализма. В этом смысле POS–терминал выглядит куда более
безопасным вариантом. Что касается условий размещения автономных
автоматов по приему платежей, то за право установить один
агрегат владельцы столичных торговых и бизнес-центров просят от
2 тысяч рублей в месяц. Аренда одного квадратного метра в
проходном месте обходится в 250–300 долларов, а прибыль
составляет, в среднем, от 500 до 1 000 долларов ежемесячно.
Вот такой простой дополнительный бизнес, к которому явно следует
присмотреться владельцам уже действующих торговых точек.
© Alti.ru