Термином «боди-арт» сегодня объединены все виды творческих работ
«по телу» — пирсинг, татуирование, перманентный макияж, создание
живописных картин на одну вечеринку. Однако пусть вас не вводит
в заблуждение слово «арт»: в подавляющем большинстве случаев эти
«народные промыслы» являются, в первую очередь, весьма
прибыльным бизнесом и уж потом — искусством на продажу.
Конвейер по производству индивидуальности
Все виды боди-арта стары, как мир. Древнейшие тату, датируемые
четвертым тысячелетием до нашей эры, были найдены на египетских
мумиях. Практика нанесения постоянных рисунков под кожу была
широко распространена среди многих народов. Например, у древних
славян это было привилегией замужних женщин — хранительниц
очага.
Резко негативное отношение к татуировкам в Европе стало
культивироваться с распространением христианства. Но уже в XVIII
веке с далеких островов, куда направлялись миссионеры, моряки
стали привозить на память о путешествии затейливые узоры на
коже. Немалый вклад в возрождение татуировки внес печально
известный капитан Джеймс Кук, который привез в 1769 году с
острова Таити само слово tattoo и полинезийца, ставшего живой
галереей.
С «открытием» Японии в 1868 году в страну хлынули иностранцы.
Очарованные прелестью ирэдзуми (японской татуировки), многие из
них обращались к мастерам-татуировщикам. Не избежали этого
поветрия и весьма титулованные особы — греческая королева Ольга,
будущий английский король Георг V. Не удержался от соблазна и
российский цесаревич Николай, посетивший Японию в 1891 году. Он
увез на себе образчик творчества Хоритё, знаменитого мастера
ирэдзуми из Кобе.
Новая эра в искусстве tattoo началась в 50–60-е годы, после
появления ярких красок. Сейчас только в Москве работают около
десятка тату-салонов и сотни частных татуировщиков. Причем мода
диктуется теперь не «зоной», а западными журналами. Одно время
были очень популярны японские сюжеты с драконами и карпами,
потом кельтские, ацтекские орнаменты, сейчас многие заказывают
«биомеханику» — «андроидные» мышцы с механическими частями.
Пирсинг — тоже старая забава человечества. В Египте прокалывать
пупки дозволялось только знатным дамам и жрицам. Древние римляне
довольно практично использовали кольца, продетые в соски, для
фиксации своих плащей. Благодаря усилиям мастеров «высокой
моды», особенно Жана-Поля Готье, искусство пирсинга плавно
перекочевало из категории «отвязной» панк-стилистики в разряд
вполне фешенебельного вида декорирования тела. Теперь проколотый
пупок, выглядывающий из-под короткого топика, — едва ли не
классика.
Но в первую очередь возрождением интереса к себе боди-арт обязан
звездам шоу-бизнеса и киноиндустрии. Очень многие поклонники
желают украсить себя такими же тату, как у Шона Коннери,
проколоть пупок, как Наоми Кэмпбелл и Бритни Спирс. Когда
Мадонна украсила свои руки татуировкой из хны, восточная
традиция родом из Индии стала глобальной модой. Новый всплеск
интереса к тату вызвала недавно околоспортивная сенсация:
папарацци на одной из вечеринок засняли тату у Анны Курниковой.
Секретная татуировка (узор в этническом стиле размером с
CD-диск, наколотый, как выразился немецкий журнал Bild, «на
самом мягком месте Анны») каждый раз при выходе на корт
прикрывалась пластырем телесного цвета. Чтобы избежать ненужных
вопросов, Анна регулярно жаловалась на боли в позвоночнике, и
пластырь на спине практически стал ее визитной карточкой. Теперь
фанаты Курниковой имеют возможность заказать себе такую же
картинку.
В результате раскрутки во всем мире боди-арт приобрел характер
четко налаженного бизнеса. Регулярно проходят всемирные встречи
мастеров татуировки и пирсинга, издаются десятки журналов, над
производством оборудования для создания татуировок, органических
красителей, колец, игл и шпилек для пирсинга работает целая
индустрия. Законодателем мод на пирсинг и тату-стили считаются
США, где татуировано 12 миллионов человек, а среди студентов
более половины имеют пирсинг. Кстати, и первая электрическая
машинка для татуировки была запатентована в США еще в конце XIX
века, что позволило поставить процесс на поток.
Самим татуировщикам в последнее время стало тесно на выбранном
ими материале: среди последних мировых новинок — татуировки на
ногтях и на коже курток, чехлов и бумажников. Многие
переключаются на аэрографию (роспись автомобилей). Иметь такой
автомобиль сейчас ультрамодно и за рубежом, и в России.
Красота писаная
Если татуировка — это, скорее, философия, то боди-арт в виде
живописи ближе к игре. В Москве рисовать по телу для вечеринок
начали еще в 1973 году. Сейчас в России во многих клубах роспись
по телу стала изюминкой развлекательной программы. Для этого
клубы приглашают художников, которые проводят там ночи напролет,
обслуживая гостей.
Причина растущей популярности этого вида боди-арта кроется в его
недолговечности. Смывающийся рисунок позволяет перевоплощаться
хоть каждый вечер: были бы деньги, и можно стать сегодня
египетской царицей, а завтра лебедью. Есть совершенно странные
заказы — так, один гражданин попросил сделать его негром.
«Всегда ношу с собой фотоаппарат и делаю фото на память для себя
и для клиента, ведь многие разрисовываются именно для снимка, —
рассказывает «художник по телу» Елена Зеленцова. — Кстати, это
касается и наших «звезд». Например, я рисовала бабочек на Наташе
Королевой для съемок на календарь».
По словам Лены, в Москве художественной росписью салоны
практически не занимаются, в основном, мастера работают дома.
Всего в городе не меньше полутора сотен таких специалистов.
Многие начинают в клубах, набирают клиентуру и потом уже сидят
по домам, обслуживают заказчиков. Сама Елена Зеленцова увлеклась
этим делом четыре года назад. На одной из картин Бориса Валеджо
она увидела роспись на руках у женщины и решила попробовать
сделать такую же.
Сначала казалось все очень просто: купи краски, и вперед!
Оказалось, что рисовать на теле гораздо сложнее, чем на бумаге,
необходимы практика и инструменты.
Например, чтобы рисовать на теле, требуются, как минимум, 3
силиконовых кисти по 25 долларов, 4 жестких типа белки по 350
рублей, набор красок как минимум 60 цветов. Самые дешевые стоят
200 рублей, получше — от 40 долларов. Чтобы краска держалась на
коже, добавляют в нее масло. Цена небольшой бутылки «Мелабио»,
которой хватает на троих клиентов, — до 40 долларов. Нужна также
пластиковая бумага для трафаретов.
Стоит она 45 рублей за лист и используется только один раз.
В месяц при нормальной работе уходит не один десяток таких
листов. И еще 150—300 долларов тратится на краски. Так что
первое время человек работает не на свой карман, а на краски,
кисти и, конечно, на собственное имя.
Но овчинка стоит выделки. В среднем роспись размером в полторы
сигаретных пачки (стандартная единица измерения во всем
боди-арте) стоит 500–600 рублей, минимум — 300–400. Клубные
клиенты достаточно богатые люди. Они в состоянии заплатить за
рисунок на теле, который продержится всего вечер, от 70 долларов
и выше. Отдельной статьей доходов является разрисовка танцовщиц
в клубах. С трафаретами можно за вечеринку обслужить человек
20—30.
«Пока я работаю, может собраться весь клуб, каждый хочет
получить какой-нибудь рисунок на коже, — рассказывает Лена. — В
клубе я обычно провожу ночь. Особенно мои услуги востребованы на
вечеринках секс-меньшинств». По рассказам Лены, так же охотно
разрисовываются танцоры, музыканты и байкеры. Среди ее
постоянных клиентов музыканты группы «Ария». «Но зато мою работу
не приемлют так называемые деловые люди, — говорит она. — Не те,
кто много зарабатывает по-настоящему, а те, кто пока только
стремится попасть в эту когорту. Люди богатые гораздо более
свободны, не комплексуют, не стесняются своего тела. Мне часто
приходится разрисовывать пышных дам необъятных габаритов, и они
охотно демонстрируют потом всю эту красоту в полуобнаженном
виде».
Что примечательно — за границей популярней пирсинг и тату, куда
более опасные виды украшения тела, чем роспись. Хотя
мотивировкой отказа от росписи является, как правило, боязнь
аллергии на краски. «В России для боди-арта настоящее раздолье,
— говорит Лена. — А вот в Нью-Йорке, где я работала в прошлый
сезон, работать скучно. Взрослые относятся к росписи
настороженно. В основном, сидела в центральном парке и
разрисовывала лица детей под зверюшек. Приходили целыми семьями,
по 3–4 поколения, чтобы прабабушка могла полюбоваться на потомка
в виде енотика или львенка».
В дальнейшем Лена мечтает стать мастером татуировки. «Тату — это
настоящая профессия, особое мировоззрение и хорошие заработки.
Имея 30 клиентов в месяц, можно спокойно купить машину! И сейчас
на жизнь, конечно, хватает. Первое время было трудно, а теперь
ко мне обращаются уже знакомые знакомых. Не я звоню — меня зовут
в клубы: «Не хотите ли прийти к нам разрисовать известных
танцоров?» Очень тянет и аэрография. Дорого, трудно начать
работать, машинка-аэрограф стоит немало. Но за расписанную
машину мастера берут от 4–5 до 20–30 тысяч долларов. Вот они
тоже, в основном, на дому работают. Такие деньги!..»
© Alti.ru