Корея – страна кофейных автоматов. Они есть практически
везде: на городских улицах, в учрежденческих корридорах, в
заводских курилках и у небольших сельских магазинчиков.
Автоматы эти продают кофе в небольших бумажных стаканчиках –
где-то по 50 граммов порция. При этом можно выбрать, желаешь ли
ты кофе черный или с молоком, с сахаром или без оного, а в
наиболее продвинутых устройствах – еще и отрегулировать крепость
напитка или выбрать один из нескольких сортов.
Конечно, автоматы по продаже того и сего есть сейчас во многих
странах, но мало где они пользуются подобной популярностью.
Ближайшие аналоги корейского кофейного автомата можно,
разумеется, найти по соседству – в Японии. Действительно, как и
многие друшие традиции современной Кореи, пристрастие к кофе из
автоматов пришло в Корею из Японии. Произошло это сравнительно
недавно - в конце 1970-х годов.
В самой Японии автоматы привычного в Корее типа – с бумажным
стаканчиком – появились в начале 1960-х годов. Сейчас, кстати,
ими там пользуются реже: японцам с их исключительной
чистоплотностью подобная система в последние годы стала казаться
недостаточно гигиеничной. Однако в свое время кофейные автоматы
пользовались в Японии огромным успехом, и не удивительно, что
корейцы решили этот успех повторить.
В 1977 году концерн "Лотте", который традиционно имеет очень
близкие отношения с Японией, закупил первые 400 автоматов,
которые и были установлены в Сеуле. Вскоре две другие крупные
корейские фирмы приобрели у японцев лицензии на изготовление
кофейных автоматов: LG (в те времена известная в Корее как "Кымсон",
а за границей как "Голдстар") приобрела лицензии у "Фудзи", а "Самсунг"
договорился с "Саньё". Кстати, эти две фирмы и поныне являются
главными производителями кофейных автоматов в Корее.
Поначалу автоматы стоили дорого, и встречались на корейских
улицах достаточно редко. В 1981 г. во всей Корее их было всего
3123 штуки. Две трети из них продавали "кофе в стаканчиках", а
остальные – всякую всячину. Эта пропорция сохранилась и до наших
дней: и сейчас примерно две трети торговых автоматов Кореи –
кофейные.
Кстати, в начале 1980-х годов действовал закон, который требовал
от операторов кофейных автоматов, чтобы в подведомственных им
устройствах в обязательном порядке продавалось не только кофе,
но и корейские чаи – всяческие травяные настои (я их,
признаться, терпеть не могу). Этот закон был призван "поддержать
отечественного производителя", и проводился в жизнь с
решительной генеральской суровостью – в стране правил военный
режим. Предпринимателя, который не озаботился продажей
"правильных" напитков, ждал штраф в полмиллиона вон. По тем
временам это были немалые деньги – по покупательной способности
они примерно соответствовали нынешним пяти миллионам. Если
владелец автомата не мог или не хотел заплатить штраф, то его
могли посадить в тюрьму на год!
По-настоящему бум автоматической торговли начался в середине
восьмидесятых. К тому времени корейские фирмы наладили массовое
производство автоматов, которые резко подешевели и стали быстро
распространяться по стране. В олимпийском 1988 г. в Корее было
уже 17 тысяч торговых машин, в том числе 12 тысяч кофейных. По
нынешним меркам это – довольно скромные цифры, ведь сейчас
автоматов по продаже кофе в Корее в 30 раз больше. Однако именно
с конца восьмидесятых кофейный автомат стал обычной частью
корейского городского пейзажа.
Рост этой индустрии был вызван двумя причинами: во-первых,
автоматы удобны потребителям; во-вторых, они выгодны владельцам.
Кофейный автомат стоит примерно 5 миллионов вон – и приносит
200-300 тысяч вон в месяц, полностью окупая себя года за
полтора. Впрочем, очень многое в этом бизнесе зависит от
удачного расположения автомата.
Конечно, инфляция сказывается и здесь. Я еще хорошо помню
времена, когда стаканчик кофе в метро стоил 200 вон, а в
служебном автомате ео можно было купить за 100 и даже за 50 вон.
Сейчас цены – совсем другие (впрочем, и зарплаты – тоже). На
автоматах рядом с прорезями для монет появились и прорези для
банкнот. Впрочем, жаловаться на дороговизну не приходиться. В
США или Австралии стаканчик кофе стоит 60-80 центов, то есть в
два-три раза больше, а качество напитка, скажем прямо, не идет
ни в какое сравнение с корейским.
На конец 2001 года в Южной Корее действовало 350 тысяч автоматов
по продаже кофе. При этом специалисты считают, что резервы рынка
далеко не исчерпаны. Рост продолжается – и я, старый поклонник
кофейных автоматов, этому обстоятельству только рад.
© Alti.ru