Браки, как известно, совершаются на небесах. Но посредниками
нередко выступают вполне земные конторы. Да еще и зарабатывают
на этом
«Русская» невеста – мечта иностранца
Мировой рынок брачных услуг в последние десять лет переживает
настоящий бум. Начало ему положили появление Интернета и падение
«железного занавеса» между капиталистическим Западом и
социалистическим Востоком. Всемирная паутина облегчила обмен
информацией, а «интеграция России в общеевропейское
пространство» (как это любят называть политики) позволила
зарубежным службам знакомств пополнить свои картотеки именами
девушек из стран СНГ.
Сейчас «русские» невесты приносят международным брачным
агентствам более половины оборота – исчисляемого, кстати, двумя
с лишним миллиардами долларов.
Однако в России этот бизнес до сих пор проходит стадию
становления. Яркий пример: в документах Минюста брачные услуги
вообще не зафиксированы, а Госкомстат не располагает данными о
том, сколько в России брачных агентств. По свидетельству их
владельцев, в Москве серьезно занимаются этим бизнесом только
около 30 фирм. Есть коммерческие службы знакомств во многих
других крупных городах – но, к примеру, в Орле нет ни одного.
Так что шансы заработать есть и у новичков.
Кто за что платит
Рынок брачных услуг четко поделен на два сектора. В одном
действуют онлайновые агентства, использующие возможности
Интернета. В другом – конторы, работающие с клиентами по
старинке, «живьем», так сказать, в режиме «офлайн». Впрочем,
смысл деятельности и тех и других сводится к получению платы за
предоставленную информацию и посредничество. Платят за все в
основном мужчины, и как правило, это иностранцы. – С женщин,
которые к нам обращаются, особо взять нечего, – откровенно
поделилась с «СБ» директор московского агентства «Шанс» Марина
Костомарова. А сотрудники старейшего агентства «Импульс»,
специализирующего на знакомствах между россиянами, по словам его
директора Натальи, «нередко остаются без зарплаты». И не потому,
что мало клиентов: многие наши соотечественницы были бы рады
найти счастье на родине. Но мужчин, которые могут и хотят
заплатить за сватовство более-менее ощутимую сумму, в нашей
стране раз, два и обчелся.
Доходы традиционных офлайновых фирм складываются из четырех
составляющих. Во-первых, это деньги, которые россиянки платят за
то, чтобы попасть в каталог агентства. В зависимости от набора
услуг сумма эта составляет от 500 до 6000 рублей. Если клиентка
хочет, чтобы фирма в течение года целенаправленно подыскивала ей
подходящую партию, то она платит по максимуму. Если же речь идет
только о размещении в альбоме фото и самых основных данных, то
плата взимается по минимальному тарифу.
Вторая статья дохода – продажа баз данных о невестах партнерам
или отдельным клиентам (как правило, из-за границы). В среднем,
адрес одной россиянки стоит $10.
Нередко брачные агентства устраивают для женщин групповой вояж
за границу, чтобы можно было более тесно познакомиться с
кавалерами. В этом случае поездку опять-таки оплачивают
иностранцы. А задача нашей конторы – все организовать и купить
турпутевки. Каждая невеста-туристка приносит посреднику с
российской стороны по $200 комиссионных, независимо от того,
увенчается тур свадьбой или нет. Это третий источник доходов
российских офлайновых агентств. Кроме того, в последнее время
традиционные службы знакомств приобщились к техническому
прогрессу и начали организовывать переписку женихов и невест в
Интернете. За отправку письма приглянувшейся женщине
мужчина-иностранец платит своей брачной конторе $6, и потом
полтора из них достаются российскому агентству.
– Ежедневно в небольшую брачную контору обращаются 3-4 человека.
Причем летом приток невест выше, чем зимой, – сообщила «СБ»
директор агентства «Вторая половина», представившая Татьяной
Олеговной.
Онлайновые фирмы обслуживают куда более широкий круг клиентов.
Для примера, ежедневная аудитория сайта знакомств Frog.ru
составляет около 7 тысяч пользователей. Frog.ru имеет как
бесплатный раздел, так и платную базу данных. Бесплатная часть
сайта используется для сбора данных о невестах, информация о
которых затем предоставляется уже за плату. Потенциальный жених
платит за адрес понравившейся девушки $5. При этом он может
сэкономить, заплатив $60 и получив доступ ко всей базе данных
сроком на три месяца. По аналогичной схеме построен и другой
сайт знакомств, dating.ru.
По словам Алексея Рубцова, генерального директора компании
«Русские веб-ресурсы», которая развивает проект Frog.ru,
основной доход проекту приносят плата клиентов за доступ к базе
данных виртуальной службы знакомств и приходы от рекламодателей.
При этом подавляющая масса аудитории предпочитает пользоваться
бесплатными разделами сайта. Однако чувствуется тенденция к
расширению круга клиентов, посещающих платный раздел, и это
вселяет оптимизм.
Свахи реальные…
Открыть офлайновое брачное агентство довольно просто. Необходимо
зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или как
юридическое лицо (в этом случае придется купить лицензию –
например, на предоставление информационных услуг). Затем следует
снять помещение, желательно где-нибудь в центре города,
оснастить его элементарной оргтехникой, составить базу данных
минимум на 500 женщин и установить контакт с партнерами –
брачными агентствами на Западе. Как правило, стабильно работать
удается с 5-6 иностранными фирмами, но для подстраховки
необходимо общаться с двумя десятками зарубежных агентств.
В штате офлайнового агентства обычно работают два менеджера на
твердом окладе. На договорных началах привлекаются фотограф,
психолог и визажист. Но с ними клиенты рассчитываются напрямую.
Выйти на зарубежных коллег можно через Интернет. Главное – знать
иностранный язык, хотя бы английский. Намного сложнее
подготовить каталог невест, который привлек бы внимание
женихов-иностранцев. Решить эту проблему по принципу «дешево и
сердито», переписав раздел «Знакомства» из рекламных газет, не
удастся. Во-первых, с авторами таких объявлений стоит
познакомиться лично, чтобы убедиться, насколько близок их
словесный автопортрет к оригиналу. Во-вторых, наверняка на эти
предложения уже положили глаз конкуренты. Поэтому, чтобы
регулярно подкидывать зарубежным партнерам что-то свеженькое,
агентству, работающему в Москве, требуется тратить на рекламу в
газетах и журналах около $1 тыс. в месяц.
Кроме того, ни один уважающий себя клиент не доверит судьбу
конторе, которая сидит в обшарпанной комнате где-нибудь на
окраине города. Придется снять дорогое помещение в престижном
районе. Нужен хотя бы один компьютер, принтер и сканер для
фотографий невест. В итоге, на раскрутку офлайновой службы
знакомств в московских условиях потребуется порядка $10 тыс. А
окупятся эти вложения года через полтора. Для бизнеса, в котором
работают традиционные брачные конторы, хороший показатель –
рентабельность в 20%. Максимальный доход, который удается
получить самым успешным из них, – $2-3 тыс. в месяц.
…и виртуальные
На первый взгляд, онлайновое брачное агентство можно создать
вообще «за копейки». Достаточно поставить дома компьютер ($500 и
дешевле), изготовить простенький сайт (максимум $600),
сориентировать его на какую-то одну страну (например, на женихов
из Испании) и арендовать место на чужом сервере за $50 в месяц.
Такую фирму можно даже не регистрировать, а деньги от
клиентов-иностранцев можно будет получать на личный счет с
помощью системы международных переводов и совсем не платить
налоги. Но, если сайт активно не рекламировать, ощутимых доходов
он не принесет. На его страницы будет наведываться не больше 100
человек в день, тогда как надо иметь хотя бы тысячу. А если
удастся добиться высокой посещаемости, возникнет новая проблема:
понадобится компьютерное оборудование, способное выдержать
тысячи одновременных визитов из разных точек планеты.
По словам Алексея Рубцова, в организацию службы знакомств на
сайте Frog.ru в течение последних двух лет вложены значительные
финансовые средства. Первоначально несколько десятков тысяч
долларов было потрачено на аренду и оборудование офиса,
разработку программного обеспечения, покупку компьютерной
техники и двух мощных серверов: на одном записана база данных по
невестам, другой обеспечивает общение клиентов в Сети. В период
экстенсивной раскрутки проекта над ним трудилась команда
численностью свыше 10 человек. Сегодня в виртуальной службе
знакомств полный рабочий день трудится два человека. Однако еще
пять сотрудников компании «Русские веб-ресурсы» тратят на
поддержку проекта часть своего рабочего времени.
В сегодняшнем своем виде служба знакомств Frog.ru была создана
не на голом месте. Сайт с таким названием и у тех же владельцев
существовал раньше, его не надо было раскручивать с нуля, однако
имидж не соответствовал поставленным целям. Новая команда немало
потрудились, чтобы придать своему детищу респектабельный имидж.
Реклама Frog.ru размещалась не только в Сети, но и в печатной
прессе, на общественном транспорте. Теперь цель достигнута,
рекламные и другие расходы значительно снижены.
Одной из основных статей расходов проекта Frog.ru остается
траффик – передача информации по Интернету между разными точками
России и мира. В некоторые месяцы на это уходило $2000-3000. В
последнее время многие накладные расходы удалось снизить. Но
даже сейчас, как сообщил «СБ» Алексей Рубцов, проект
нерентабелен и в значительной степени сориентирован на
перспективу.
Точные данные о финансовом обороте своего бизнеса владельцы
Frog.ru не сообщают. Но, по сведениям экспертов, опубликованным
в журнале «Деньги», уже в первые месяцы после начала работы
доходы ведущих виртуальных контор России составляли несколько
тысяч долларов в месяц, а ежемесячные денежные поступления росли
на 20%.
Сколько может заработать офлайн-агентство?
Cчет Долл. в ср. за мес. Процентов в ср. за мес.
Выручка 3690 100,0
В том числе:
- за размещение данных 20 клиентов в каталоге знакомств по 500
рублей с НДС ($15) 300 8,1
- размещение данных 1 клиента в каталоге знакомств по 6000
рублей с НДС ($190) 190 5,1
- за продажу 100 адресов невест 1000 27,1
- за организацию переписки с невестами через Интернет (400
писем) 600 16,3
- комиссионные за организацию поездки невест за рубеж (8 чел.)
1600 43,4
Расходы 3110 84,3
В том числе:
- аренда офиса (40 кв. м)
1200 32,5
- реклама 1000 27,1
- связь 50 1,4
- зарплата (2 чел.) 700 19,0
- налоги (для ПБОЮЛ, в первый год работы по упрощенной системе)
160 4,3
Чистая прибыль 580 15,7
Сколько может заработать онлайн-агентство?
Cчет Долл. в ср. за мес. Процентов в ср. за мес.
Выручка 3700 100,0
В том числе:
- за продажу 500 адресов 2500 67,6
- за предоставление в пользование 20 баз данных с адресами
невест 1200 32,4
Расходы 2100 56,8
В том числе:
- аренда офиса (1-комнатная квартира)
200 5,4
- выделенный канал в Интернете и телефонная связь 80 2,2
- траффик 100 2,7
- электричество и другие коммунальные услуги 20 0,6
- зарплата (2-3 чел.) 700 18,9
- реклама 1000 27,0
- налоги - 0,0
Чистая прибыль 1600 43,2
На такой результат может рассчитывать небольшое
интернет-агентство, работающее в Москве. Предполагается, что оно
имеет собственный сервер, все затраты на программирование сайта
и приобретение оборудования осуществило ранее, деньги от
зарубежных клиентов получает на личный счет владельца с помощью
системы American Express и пластиковых карточек, а налоги не
платит вообще. Расчет сделан на основе оценок экспертов "СБ".
© Alti.ru