бизнес портал Алти.ру

Бизнес план лёд и прибыль СБ


На протяжении двух недель съемочную площадку фильма «Ночной дозор – 2» украшала пара лебедей, изваянных изо льда. Правда, под яркими софитами скульптуры таяли уже через пару часов, но мастера из московской компании «Ледоруб» к следующему утру создавали новых чудо-лебедей. Вторая часть нашумевшего блокбастера выйдет на экраны 1 января 2006 года, и тогда зрители сами смогут оценить красоту необычных птиц изо льда и заодно узнать, зачем они понадобились создателям фильма. Пока это большой секрет, но в компании «Ледоруб» уверяют, что их лебеди по-настоящему удивят кинозрителей.
Скульптуры изо льда «Ледоруб» начал создавать пять лет назад, хотя «ледяным бизнесом» владельцы компании занялись намного раньше, основав в 1995 году фирму «ACT + AЙС», которая производила и поставляла пищевой лед для баров, ресторанов и магазинов. Со временем, когда компания заняла прочные позиции на рынке, руководителям «ACT + AЙС» захотелось как-то разнообразить свою деятельность. Фирма решила принять участие в очередной зимней выставке ледяных скульптур, которые тогда только завоевывали популярность у столичных жителей. Привлекли к работе профессиональных художников, обеспечили их всеми необходимыми инструментами, самым лучшим льдом – и ледяные скульптуры от «ACT + AЙС» оказались ничуть не хуже произведений маститых заморских асов-ледорубов. Начало было положено. Спустя два года такие выставки производили фурор во всех крупных российских городах, и «ACT + AЙС» старалась по возможности принимать в них участие.

Но пока в России зимними месяцами любовались снежными городками, населенными сказочными персонажами изо льда, в Северной Европе, США, Канаде и, как ни странно, в Австралии активно развивался новый, круглогодичный вид «ледового бизнеса» – изготовление скульптур изо льда для ресторанов, рекламных агентств и даже частных клиентов. Поняв, что новогоднюю и рождественскую сказку можно продлить, в «ACT + AЙС» в 2000 году решили перенять западную технологию и создать новое направление бизнеса. Так появился филиал фирмы, который назвали просто – «Ледоруб».
Ищите ледоруба
Чтобы наладить «ледовый бизнес», нужно не так уж много: пригласить на работу художника по льду и заняться сбором заказов. По такой схеме работают большинство небольших фирм. Однако заказы у них эпизодические, поэтому бизнес таких предпринимателей почти не развивается.

– Самая большая трудность в нашем деле – даже не поиск клиентов, а поиск льда, – рассказывает Сергей Храмцов, генеральный директор «ACT + AЙС». – В подмосковных озерах и реках лед очень низкого качества. Он очень мутный, и если для изготовления больших уличных скульптурных проектов такой лед еще подходит, то изящную скульптуру для интерьера можно делать только из кристально чистого материала. Самый лучший природный лед везут из водоемов Сибири. Но транспортные расходы при этом очень велики, себестоимость скульптур получается высокой, и рассчитывать на солидный доход не приходится.

Поэтому в «ACT + AЙС» изначально сделали ставку на пищевой лед собственного производства, для изготовления которого компания в свое время закупила льдогенераторы у итальянской фирмы Migel, а оборудование для очистки воды – у американской компании ECOWATER.

– На таком оборудовании можно производить так называемый «художественный» лед. Он как горный хрусталь – прозрачный и идеально чистый. Сначала мы просто дробили глыбы льда на мелкие кусочки и поставляли пищевой лед в бары и магазины. А теперь делаем из него скульптуры и композиции, – поясняет Сергей Храмцов.

Кроме специального оборудования, у компании уже был свой низкотемпературный транспорт и холодильные склады. В отдельную статью расходов выделили затраты на рекламу, без которой найти первых покупателей на необычный товар было бы практически невозможно. Для начала создали интернет-сайт и занялись его раскруткой, затем начали размещать рекламу в прессе. Оставалось только найти нужных специалистов. На международных конкурсах ледовых скульптур чаще всего побеждают умельцы из Швеции и Финляндии. Но в «Ледорубе» решили не приглашать дорогостоящих иностранных специалистов, поскольку, как показала практика, в ледоруба-художника легко может переквалифицироваться любой талантливый скульптор – а незаурядных ваятелей и зодчих немало и у нас в стране. Кроме того, в компании решили не создавать постоянный штат ледорубов, а размещать заказы среди высококлассных мастеров.

Хиты-2005
Как уверяют в «Ледорубе», заказы на изготовление фигур изо льда компания получает ежедневно. В Москве достаточно фирм, которые устраивают корпоративные праздники, промо-акции, банкеты, вечеринки для состоятельных людей. Среди других клиентов «Ледоруба» – рестораны, бары, яхт- и гольф-клубы.

– К примеру, московские яхт-клубы заказывают у нас ледовые скульптуры круглый год, – рассказывает Михаил Волков, заместитель директора компании «ACT + AЙС». – Летом – фигуры в виде водных мотоциклов, яхт, катеров, моторных лодок. А зимой в клубах устраивают ледяные шоу-выставки, для которых мы изготавливаем фигурки сказочных персонажей и животных. Наши изделия привлекают клиентов клуба, и это прекрасный «пиар» для заказчиков наших изделий.

В «Ледорубе» утверждают, что ледовая реклама в силу своей новизны сейчас пользуется большим спросом. Например, для рекламной кампании одного из дилеров европейских автомобилей был изготовлен ледяной автомобиль. Машина простояла в автосалоне несколько дней, и эффект от этой акции был потрясающим: в автоцентре признавались, что во время рекламной кампании не только увеличились продажи, но и расширился круг потенциальных клиентов. Люди, зайдя в салон подивиться на автомобиль изо льда, затем шли изучать реальные экспонаты, выставленные в автоцентре.

Один из самых популярных трюков – «одеть» рекламируемый продукт в ледовый «панцирь», то есть вморозить его в абсолютно прозрачный ледяной блок. Один из девизов «АСТ+АЙС» так и звучит: «Вы предлагаете – мы замораживаем». В кристально чистом блоке изо льда практически все выглядит произведением искусства: цветы, фрукты, фотографии, бутылки и даже… книги.

Большой интерес к ледовым «сюрпризам» проявляют состоятельные люди. Русская душа традиционно просит размаха, и клиенты, не задумываясь о цене, заказывают фигуры изо льда «побольше» и «повнушительнее». Если порыв такого заказчика вовремя не охладить, то созерцать красоту ему придется у подъезда дома или у порога собственного офиса: трехметровая скульптура может и не вписаться в проем двери.

Огромной популярностью у клиентов пользуются скульптуры лебедей и жениха и невесты для свадебных церемоний, посуда изо льда (вазы для фруктов, ведерки для охлаждения напитков, икорницы, рюмки, стопки, бокалы, подставки для бутылок) для банкетов. В ресторанах и барах растет спрос на ледяные рюмки для необычных напитков со льдом – водочного шота с перцем, абсента и коктейля «фламбэ». Такие заказы компания выполняет всего за два-три дня. А вот на изготовление больших скульптурных проектов у мастеров-ледорубов может уйти 1-2 недели. В последнее время растет спрос на цветные скульптуры: при изготовлении изделия в лед добавляют пищевые красители, и подарок начинает переливаться всеми цветами радуги.

Нашествие конкурентов
Как признается Михаил Волков, основная проблема ледового бизнеса – стереотипное представление о том, что скульптуры изо льда недолговечны и уже через пару часов будут выглядеть неэстетично. Однако современные технологии изготовления фигур позволяют льду подолгу не таять даже летом. К примеру, ледяной лебедь весом в 60 кг в летний день «проживет» 4-5 часов. Столько же времени будет украшать праздничный стол ваза для фруктов или блюдо изо льда. Осенью при температуре 10 градусов по Цельсию фигуры высотой больше метра могут простоять на улице до трех дней.

Есть и еще один ложный стереотип, мешающий развитию ледового бизнеса. Люди уверены, что все без исключения изделия изо льда безумно дороги. Между тем, тот же «Ледоруб» выпускает вполне доступную продукцию. Например, вазочки для фруктов высотой 30 см и диаметром 46 см стоят всего 50 у. е., а ледяной лебедь (75 см в высоту) — 150 у. е.

– Мы планируем наращивать свои мощности, – говорит Михаил Волков, – чтобы открыть «ледовый» рынок для жителей других городов России.

Сейчас в Москве работают около десяти компаний, которые занимаются изготовлением фигур изо льда (самые крупные из них, помимо «Ледоруба», «Московский лед» и «Вьюговей»). И хотя в наступающем году ожидается появление на рынке новых компаний, в «Ледорубе» утверждают, что не боятся конкуренции.

– Большинство новичков – люди, далекие от нашего бизнеса, – говорит Сергей Храмцов. – А в «ледовом» бизнесе надо быть профессионалом своего дела. Чтобы выстоять на рынке, необходимо постоянно находить новые идеи. Пока мы не воплотили в жизнь и сотой доли своих задумок. У нас еще все впереди.

БИЗНЕС-ПЛАН
$300 тыс. – первоначальные вложения в организацию «ледяного» бизнеса
20-25% – рентабельность «ледяного» бизнеса
5-7 лет – срок окупаемости
$1,5 млн. в год – совокупный оборот московских компаний-«ледорубов»
ЛЕДЯНОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО
Крупнейшую в мире ледовую гостиницу возле шведского города Юккасъярви ежегодно посещает 60 тыс. человек. В ней можно не только пожить, но и заключить брак в специально пристроенной к отелю ледовой часовне. Скоро гостиница изо льда появится и в России – туристическая фирма «Гама» планирует вложить $30 тыс. в строительство отеля на четыре номера в Нижнем Новгороде.



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru