Описаны цели написания бизнес плана, его место среди других форм
планирования и роль в работе предприятий.
За последнее время у нас в стране возник повышенный интерес к
написанию бизнес планов отдельных организаций и предприятий.
Однако в публикациях по данному вопросу практически не
рассматриваются вопросы определения места бизнес плана в системе
планирования предприятия, его связи с другими планами
предприятия.
Хотя для малых предприятий может разрабатываться только один
бизнес-план, для большинства предприятий бизнес-план только один
из планов их производственно-хозяйственной и сбытовой
деятельности. Бизнес-план производственно-хозяйственной и
сбытовой деятельности предприятия, занимающий промежуточное
положение между стратегическим планом предприятия и его годовым
планом маркетинга. Целью бизнес-плана является установление
достаточно широких целей и стратегий деловой активности для
стратегических хозяйственных центров на период времени до пяти
лет. В этом аспекте бизнес-план подобен стратегическому плану,
который также ориентирован на достаточно длительный интервал
времени. Другой общей чертой этих двух планов является
стратегическое рассмотрение вопросов разработки или приобретения
новых продуктов, освоения новых рынков с целью достижения
желаемых финансовых целей. Бизнес-план, как и план маркетинга,
основан на глубоких маркетинговых исследованиях. Однако первый
не содержит программ действий, что является характерной
особенностью планов маркетинга, а излагает только в обобщенном
виде основные направления действий. Например, если в число
выбранных стратегий входит стратегия разработки нового продукта,
то в бизнес-плане приводятся также обобщенные данные о поддержке
реализации этого решения. Однако констатация данной стратегии не
сопровождается планом разработки нового продукта. Разработка
бизнес-планов приобрела особую актуальность в нашей стране в
последнее время в связи с открытием финансирования отдельных
проектов российских предпринимателей со стороны зарубежных
инвесторов. Обязательным документом для участия в конкурсе
проектов является бизнес-план организаций, принимающих участие в
таком конкурсе. Бизнес-план может включать в свой состав
следующие разделы: реквизиты организации; описание бизнеса,
включая характеристику форм собственности; его текущее состояние
и перспективы развития; управление организацией, включая краткие
автобиографические справки на руководителей; характеристику
выпускаемой продукции; цели и стратегии развития; исследование
рынка (рыночные сегменты и их емкость, характеристика
потребителей, конкуренты, рыночная доля, барьеры проникновения
на рынок); стратегии маркетинга; прогнозные оценки объемов сбыта
на несколько лет (возможно, на 5 лет) с погодовой разбивкой;
фонды и их использование с подробным обоснованием требуемых
валютных средств; обоснование сроков возврата кредита. Можно
рекомендовать разработку двух бизнес-планов. Первый составляется
для тех, кто может занять вам деньги или вложить их в ваш
бизнес. Этот план призван вызвать у инвестора уверенность, что
приводимые прогнозы реалистичны, а цели достижимы. Второй план -
для самого предприятия. Этот план является более детальным и
более объективно и откровенно описывает текущее состояние и
открывающиеся возможности. Он помогает осуществлять контроль за
деятельностью предприятия, сравнивать текущую деятельность с
прогнозами и объяснять различия. Составляют бизнес-план обычно
сотрудники данного предприятия при методической помощи и участии
экспертов-консультантов. Действительно, никто, кроме сотрудников
предприятия, лучше не знает производственных и иных возможностей
этого предприятия, поставщиков, потребителей, торговых
посредников и т.п. При составлении бизнес-плана в ряде случаев
целесообразно проводить экспертные опросы и социологические
исследования (или использовать результаты таких исследований,
проведенных другими организациями), касающиеся различных
аспектов деятельности предприятия и состояния рынка.
Целью настоящей работы является разработка методических
рекомендаций по формированию бизнес-плана для компании на
примере СП "ОККО". В ходе реализации поставленной цели решаются
следующие основные задачи:
1. Определение роли и места бизнес-плана в системе планирования.
2. Анализ источников информационного обеспечения процесса
разработки бизнес-плана.
3. Выработке конкретных рекомендаций по разработке отдельных
разделов бизнес-плана для СП "ОККО".
В соответствии с определенными целями и задачами в дипломной
работе последовательно раскрывается сущность и значение
разработки бизнес-плана для деятельности компании в условиях
рынка, структура бизнес-плана и его назначение (глава 1).
Во второй главе анализируются источники информации, необходимой
для составления бизнес-плана на примере СП "ОККО".
Третья глава содержит рекомендации по составлению трех разделов
бизнес-плана для СП "ОККО" - структура управления компанией,
план маркетинга, производственный план.
Оглавление
ГЛАВА 1. БИЗНЕС-ПЛАН В СИСТЕМЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Планирование как функция управления
1.2. Назначение бизнес-плана
1.3. Состав бизнес-плана
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ
БИЗНЕС-ПЛАНА
2.1. Исходная информация для написания бизнес-плана
2.2. Анализ маркетинговой среды
2.3. Производственная информация
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ДЛЯ СП "ОККО"
3.1. Рекомендуемая система управления компанией
3.2. План маркетинга
3.3. Финансовый план
Литература
1. Густав Берл, Пол Киршнер. Мгновенный бизнес-план, двенадцать
быстрых шагов к успеху. - М., 1995.
2. Колосов М.П. Практическое пособие по составлению
бизнес=плана. Компьютерная программа "Дело".
3. Экономика и жизнь. Журнал, 1994,N 34-36.
4. Маркетинг. Журнал, 1994, N 4.
5. Биржевые вести, 1993, N 42-44
6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 1994. - С. 685.
7. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: прогресс,
1985.
8. Гребнев Е.Г. Управленческие нововведения. - М.: Экономика,
1985.
9. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и
хозяйственная политика. - М.: Прогресс, - С. 23-28.
10. Котлер Ф. Управление маркетингом //Пер. с англ. - М.:
Экономика, 1980.
11. Титова Н.Е. Основы теории маркетинга и менеджмента. - М.: РА
гос. службы при президенте РФ центра проблем рыночной экономики,
1994.
12. Экономическая стратегия фирмы /Под ред. Градова А.П. - СПб.:
Спецлитература, 1995.
13. Шапиро В.Д. и др.Управление проектами. - Спб.: "ДваТри",
1996.
© Alti.ru