бизнес портал Алти.ру

Финансовый план


Финансовый план - последний раздел бизнес плана. Финансовый план поможет вам и каждому потенциальному инвестору определить, как много потребуется наличности и когда, чтобы начать и сохранить прибыльный бизнес. Вы также должны быть в состоянии оценить, какую прибыль вы можете получить при том размере капитала, который готовы или собираетесь инвестировать. Рассмотрены все основные отчеты финансового плана:

1. Отчет о прибылях и убытках;

2. КЭШ или план по наличности;

3. Прогнозный баланс;

4. Основные фонды;

5. Финансовые коэффициенты.




Финансовый план поможет вам и каждому потенциальному инвестору определить, как много потребуется наличности и когда, чтобы начать и сохранить прибыльный бизнес. Вы также должны быть в состоянии оценить, какую прибыль вы можете получить при том размере капитала, который готовы или собираетесь инвестировать. Составление финансовых прогнозов прибыли компании, потока наличности и финансового положения заставит вас детально обдумать финансовые операции, которые вы планируете осуществить. В ходе этого процесса ясно выявится любое противоречие, расхождение или нереалистическое предположение. Информация, которая будет нужна, чтобы объединить финансовые прогнозы, в большей своей части уже собрана в предыдущих разделах, когда составлялись планы продаж, текущей деятельности и трудовых ресурсов.

Данный раздел покажет вам, как объединить все прогнозы в финансовый план. Поскольку многообразие информации, с которой вы будете работать, может привести к ее недостоверности, вам, чтобы не ошибиться, необходимо разработать три варианта прогнозов:

• пессимистический,

• наиболее реальный,

• оптимистический.

Различия в прибылях и наличности при переходе от одного варианта к другому покажут степень риска, с которым вы, возможно, встретитесь.





1. Отчет о прибылях и убытках (The Income Statement)

Подготовьте график, показывающий прогнозируемые поступления от продаж на следующие два года. Форма 23 показывает вариант применительно к компании "Икс". Пункты от "а' до "е" отражают справочный материал, который поможет составить отчет о прибылях и убытках.


ФОРМА 23

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ (в долл.) 



2. Комментарии к отчету о прибылях и убытках (Notes for Income Statement)





а) Выручка от реализованной продукции (sales) — запишите наиболее реальный вариант продаж, который был рассчитан в разделе о продажах бизнес-плана. Осуществите аналогичные действия для оптимистического и пессимистического сценариев.

6) Стоимость проданных товаров (cost of goods sold) — вы можете получить эти параметры по данным оперативного плана и организационной структуры бизнес-плана. Эти затраты будут включать все трудовые затраты и прямые затраты на сырье и материалы, а также амортизацию (они рассчитываются в разделе "Балансовый отчет") и планируемые затраты на аренду, налоги на недвижимость, расходы на коммунальные услуги и эксплуатацию оборудования.

в) Затраты, на продажи (sales expenses) — включите сюда комиссионные и заработную плату продавцов, расходы, связанные с продажей товара и рекламой, а также другие расходы, рассчитанные в разделе плана по маркетингу и продажам. Заметьте, что в компании "Икс" президент отвечает за продажу, поэтому сюда включается его/ее заработная плата.

г) Административные расходы (administration expenses)— внесите сюда административные расходы, включающие зарплату сотрудников и накладные расходы. Сюда также относятся расходы на любое прогнозируемое увеличение количества руководящих сотрудников, что может быть необходимо для увеличения объема продаж, телефонные переговоры, амортизацию офисного оборудования.

д) Затраты на выплату процента и издержки по банковским операциям (interest expense) — выплата процентной ставки по всем долгам, предусмотренным в ваших прогнозах (см. краткосрочные и долгосрочные долги в разделе о балансовом отчете). Сюда надо включить издержки по банковским операциям.

е) Обязательные налоги (taxes payable)— налоги, которые выплачивает ваша компания, зависят от множества факторов. Поэтому при заполнении этой графы проконсультируйтесь с вашим бухгалтером. 3. План по наличности (Monthly Cash Flow Statement)





Определите помесячно поступления и расходы наличности для своей компании в течение следующего (первого) года работы. Помните о том, что наличность может не поступать в течение одного или более месяцев после осуществления продажи, а также о том, что некоторые расходы, такие, как оплата страховки, выплачиваются единовременно, создавая подъемы и спады в потоке наличности. Накопление или дефицит наличности при подведении итогов за каждый месяц покажет рост или сокращение потребности в получении кредитов из банка в течение года. Вы должны иметь набросок плана по наличности на второй год. Форма 24 показывает поступления и расходы компании "Икс" *.

* В месячном плане по наличности отражен тот факт, что оплата отгруженной продукции поступает на предприятие через 30 дней. Поэтому итоговая за год сумма полученных денежных средств на х х х долл. меньше суммы выручки от реализации за год в отчете о прибылях и убытках (ф. 23). Аналогично годовые расходы на материалы на х х х долл. (величина стоимости товарно-материального запаса на месяц — ф. 25) превышали годовые расходы на материалы в отчете о прибылях и убытках (ф. 23). — Ред.





ФОРМА 24

ПЛАН ПО НАЛИЧНОСТИ



4. Балансовый отчет (Balance Sheet)



Подготовьте схему, показывающую прогнозируемое состояние активов и пассивов на предстоящие два года. Форма 25 иллюстрирует, как компания "Икс" разрабатывает эту схему. Комментарии к каждому пункту балансового отчета следуют ниже.



ФОРМА 25

ПРОГНОЗНЫЙ БАЛАНС (б долл.)

5. Комментарии к балансовому отчету (Notes for Balance Sheet)



а) Денежные средства (cash) — эта величина состоит из суммы наличности, имеющейся при открытии предприятия, плюс приращение или дефицит, который получается ежемесячно, как это показано в Форме 24. Аналогично баланс денежных средств на второй год будет состоять из наличности на начало второго года плюс ежемесячные приращения или дефицит на второй год.



б) Счета дебиторов (счета к получению) (accounts receivable) — рассчитайте прогнозируемый объем продаж за первый год и вычтите из него сумму наличности, полученную ежемесячно от продаж в течение первого года, с тем чтобы определить величину неоплаченных счетов к получению, или дебиторской задолженности. На второй год счета к получению должны быть рассчи­таны аналогичным способом и прибавлены к дебиторской задолженности за первый год.



Счета дебиторов должны быть уменьшены на сумму, которую, по вашему мнению, невозможно будет получить. Это — безнадежные долги (bad debts).



в) Товарно-материальные запасы (inventory) — определяются тем, какую продукцию вы планируете продать. Это решение зависит от множества вещей, включая скорость исполнения заказов клиентов и равномерность их. Если вы сделаете это, то к концу года у вас будет запас готовой продукции. Если вы делаете закупки материалов заранее, также необходим запас сырья. Вам нужно проконсультироваться со своим бухгалтером относительно стоимости ваших запасов. На примере компании "Икс" мы рассматриваем только запасы сырья. Расчет ведется на основе разницы между стоимостью материалов (отчет о прибылях и убытках) и фактическими затратами на закупку материалов (поток наличности).



г) Основной капитал (fixed assets) — показывает главные затраты, которые вы планируете сделать на закупку недвижимости в течение предстоящих двух лет. Форма 26 демонстрирует пример компании "Икс". Имейте в виду: ваш бизнес-план может иметь какие-либо другие дополнительные детали относительно планов вашей компании, которые могут поощрять кредиторов и инвесторов выделить вам соответствующие фонды.



д) Амортизация (depreciation) — показывает норму амортизации, которая применяется к большинству категорий основного капитала. Форма 27 составлена на примере компании "Икс".



Путем умножения первоначальной стоимости элементов основного капитала, подверженных амортизации, на норму амортизации вы сможете рассчитать величину амортизации, чтобы вычесть ее при составлении отчета о прибылях и убытках за первый год. Полученная остаточная величина должна быть умножена на ту же величину нормы, чтобы рассчитать амортизационные расходы на второй год. Эти затраты (за один год) вычитаются в сводном отчете о прибылях и убытках, и накопленные амортизационные затраты вычитаются из балансового отчета.



е) Балансовая (остаточная) стоимость основного капитала (net fixed assets) — используйте нормативы предыдущей Формы, чтобы рассчитать остаточную стоимость основного капитала, и включите полученные величины в прогнозируемый балансовый отчет.



ж) Другие активы, (other assets) — включают стоимость инвестиций в другие виды бизнеса (материальные активы) и приобретенные патенты (нематериальные активы). В книгах по эккаунтингу имеется перечень примеров других активов.




ФОРМА 26

ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ (ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ)


ФОРМА 27

НОРМЫ АМОРТИЗАЦИИ


з, к) Краткосрочная и долгосрочная задолженность (short-term and long-term debt)— показывает сумму краткосрочного и долгосрочного кредитов, которые предполагается получить от банков и инвесторов. Опишите сумму каждого займа, величину текущей процентной ставки за кредит, которую надо будет выплатить, дату, когда предполагается получить эти кредиты, и вид обеспечения каждого займа. Форма 28 показывает, что компания "Икс" имеет плавающую кредитную линию, основанную на уровнях дебиторской задолженности и материально-товарных запасах.



Процентная ставка за невыплаченный кредит будет определять затраты на выплату процентов, которые вы должны будете показать в отчете о прибылях и убытках (и потоке наличности).



Расчет невыплаченных краткосрочных и долгосрочных долгов может быть сделан путем вычитания годовых обязательных платежей (Б) из невыплаченного баланса за прошлый год (А). Форма 29 показывает схему расчетов применительно к компании "Икс". (Для того чтобы быть более точным, обязательные (основные) платежи и процентные ставки должны рассчитываться ежемесячно, а не раз в год, как это показано в таблице.)



и) Расчеты с поставщиками и разными кредиторами (счета к оп­лате) (accounts payable)— запасы (сырье и материалы) желательно покупать при условии оплаты через 30 дней после получения товаров. В этом случае неоплаченные счета к оплате в конце каждого года равны стоимости всех товаров, купленных в последнем месяце года. Оплата за товары будет производиться в январе следующего года и будет показана в балансе выплат наличности за январь второго года.



л) Задолженность по выплате налогов, отложенные налоги (de­ferred taxes) — являются разницей между расходами на налоги, которые показаны в вашем прогнозируемом отчете о прибылях и убытках, и реальными налогами, которые вы обязаны выплатить в бюджет государства на основании закона о налогах. Главное отличие заключается в расчете суммы амортизации (затраты, разрешенные для налоговых целей), которую вы можете вычесть из прибыли, подвергаемой налогообложению.



м) Собственный/акционерный капитал (owners'/shareholders' capital) — эта величина образуется из суммы, первоначально инвестированной собственниками бизнеса, плюс любые инвестиции других собственников, минус суммы, взятые обратно собственниками.



н) Полученная прибыль к распределению (retained earnings) — эквивалентна кумулятивной (остаточной) прибыли (или потери), полученной компанией со времени ее образования, минус все дивиденды, выплаченные акционерам.




ФОРМА 28

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ



6. Показатели финансовой деятельности (Overall Financial Conditions)



В этом заключительном разделе рассматривается прогноз финансового состояния вашей компании в течение последующих двух лет. Рассчитывайте все показатели состояния компании на будущее, беря за основу наиболее реальный вариант развития. Форма 30 содержит показатели компании "Икс". Для сравнения своих показателей со среднестатистическими по отрасли можно обратиться к профессиональным консультантам, чтобы определить, соответствуют ли ваши показатели норме. Такое сравнение поможет вам в расчетах оборота ваших инвестиций и успеха вашего бизнеса.




ФОРМА 30

ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru