В Россию пришла мода на дорогие развлечения, и число их год
от года увеличивается. По прогнозам, в ближайшие пять лет
следует ожидать рост интереса к картингу.
В нашей стране картинг как спорт перестал существовать примерно
в конце 70-х, возродившись лишь два года назад благодаря живому
интересу соотечественников к "Формуле-1". Сейчас в Москве
действует около десятка частных картодромов (на открытом воздухе
и в помещениях). И это не предел: в Америке, например, их сотни.
Десятиминутная поездка по гладкому покрытию картодрома стоит в
столице от 250 до 400 рублей. Все больше предпринимателей
рассматривают картинг как доходный и сравнительно доступный
бизнес.
В зависимости от того, какого потребителя вы рассчитываете
привлечь, первоначальные инвестиции в этом бизнесе будут
существенно варьироваться. Самый экономичный вариант выглядит
так. Чтобы не финансировать стройку, предприниматель арендует
уже заасфальтированную площадку и обкладывает ее старыми
покрышками. Без учета аренды земли это обойдется примерно в 2 -
3 тыс. долларов. Потом нужно купить несколько подержанных машин
- и можно приглашать клиентов. Цена старого карта составляет
около 700 долларов, иногда меньше. При распродаже имущества
картодрома в Люберцах карт стоил всего 300 долларов.
Аренда
По мнению администратора клуба "10 дюймов" Дарьи Лутцевой,
искать место под картодром лучше всего в какойнибудь
индустриальной зоне с большим количеством промышленных помещений
и складов. Есть открытые и закрытые площадки. Сам клуб "10
дюймов" расположен в одном из цехов бывшего завода "Станколит".
Идеальным вариантом Дарья считает площадку в 3 - 4 тыс. кв. м:
этого достаточно, чтобы проложить трассу протяженностью 600 -
700 м - с правильными углами, поворотами и прямыми участками для
разгона.
Машина
По словам Сергея Кириллова, пресссекретаря Русской школы
картинга "Пилот", практически на всех российских картах
установлены моторы фирмы "Хонда", поскольку только эта фирма их
и продает. Интересно, что разработаны они были для газонокосилок
и генераторов. Клиенту, впервые севшему за руль, обычно
предлагают карт с мотором "Хонда 200" (6,5 л. с.). Для длинной
трассы и высокой скорости больше подойдет "Хонда 270". Есть еще
мотор "Хонда 340" (13 л. с.), однако он считается дефицитным и
встречается редко.
Новая машина стоит 1,5 - 2 тыс. долларов, а с мощным двигателем
- на 1 - 2 тыс. дороже. Однако век карта недолог, поэтому машины
и запчасти придется докупать регулярно. Тот же "Пилот" к моменту
открытия в октябре прошлого года закупил двадцать автомобилей. С
тех пор их осталось только три, причем собраны они из деталей
других картов - это обычная практика.
Рамы для картов производят в России только три фирмы: одна в
Москве и две в Санкт-Петербурге. Особой популярностью среди
профессионалов они не пользуются. В клубе "10 дюймов", к
примеру, покупка отечественных рам считается напрасной тратой
денег: местные картингисты предпочитают отовариваться в датской
фирме DINO.
Со сменой деталей дело обстоит хуже. В нашей стране
картинг-индустрия только начинает развиваться. Некоторых деталей
нет в продаже, качество других оставляет желать лучшего. Однако
детали можно заказать любому заводу по обработке металлов:
предприятия в этом очень заинтересованы. Оптовые покупатели
вправе рассчитывать на скидки.
Персонал
Искать механиков лучше всего в среде спортсменов-картингистов.
Подойдут также автослесари с опытом ремонта отечественных машин.
Специалисты по иномаркам тут не годятся: нужны люди со смекалкой
и уверенностью в том, что большинству деталей можно найти
достойную замену. Начальная зарплата такого мастера - 300 - 400
долларов.
Кроме того, в штате обязательно должны быть работники трассы,
которые несут ответственность за безопасность клиентов.
Экономить на них (примерно по 100 долларов каждому) не
рекомендуется: страдает имидж заведения. Желательно также
наладить сотрудничество со страховой компанией. Хотя случаи
травматизма в картинге редки, следует предусмотреть и худший
вариант.
Одежда
К числу дополнительных расходов относится покупка спецодежды -
летних и зимних комбинезонов для клиентов. Продается она в
одноименном магазине и стоит недорого: 50 рублей за летний
(одноразовый) комбинезон и 500 рублей - за зимний. Понадобятся
также шлемы. Здесь возможен выбор: китайские за 500 рублей или
итальянские - за 60 долларов.
Трасса, покрытие
Трасса длиной около 300 м считается короткой; оптимальная
протяженность составляет более 700 м. Однако на рынке
встречаются оба варианта. Первый можно увидеть в крытом
двухуровневом карт-центре, расположенном под гостиницей
"Россия". Его собственноручно спроектировал Нариман Бабаев -
владелец центра, строитель по образованию. Подобный комплекс (с
бильярдом, рестораном и т.д.) предназначен в первую очередь для
комфортного времяпрепровождения. Как правило, со временем
появляются постоянные клиенты, которым приятнее потягивать
коктейли в холле клуба, чем у себя дома.
Другой пример - школа "Пилот" (длина трассы - 976 м, площадь
картодрома - 40 тыс. кв. м). Под стать масштабам подобного
комплекса и стоимость строительства - порядка 80 тыс. долларов.
Опытный хозяин со временем может надеяться на месячный доход в
40 - 50 тыс. долларов, две трети из которых придется тратить на
ремонт автопарка.
Большое значение для этого бизнеса имеет покрытие трассы: чем
оно хуже, тем быстрее изнашиваются шины. Иногда для
окончательного износа хватает трех часов.
Хронометраж
Любой уважающий себя картодром должен иметь систему электронного
хронометража. Датчики определяют скорость движения, а на табло
выводятся результаты каждого заезда. Если вы скажете об этом
клиенту, он наверняка пожелает улучшить свои показатели. А
значит, вернется. Стоит хронометраж недешево - около 5 тыс. евро
(дополнительную информацию можно найти на сайте www.amb.nl).
Приобрести его лучше заранее, до того как вы начнете укладывать
асфальт, поскольку датчики закатываются прямо в него. Вентиляция
Система вентиляции необходима только в крытом картодроме, где
нет выхода для выхлопных газов, и выложить за нее придется около
10 тыс. долларов.
Итого (без учета аренды)
Микрокартодром: 300 метров "чужого" асфальта, три старые машины,
покрышки, униформа, зарплата механику, сарайчик вместо
административного здания - 3 - 4 тыс. долларов минимум. В
качестве рекламы - железный щиток у входа. Разумеется, прибыли в
таком случае хватит лишь на обеспечение жизнедеятельности самого
проката. Рекомендуемая площадь - от 2,5 до 3 тыс. кв. м.
Картодром среднего уровня: 300 - 400 м заасфальтированной вами
трассы (общая площадь картодрома - около 3 тыс. кв. м), скромное
здание администрации, десяток машин, небольшой штат сотрудников.
Такой вариант обойдется в 25 - 35 тыс. долларов.
Спортивная трасса: 900 м, административное здание, система
хронометража, несколько механиков, десяток рабочих, душевые
кабинки, фонтан в холле- Тысяч 100 долларов.
Советуем арендовать от 6 до 40 тыс. кв. м. Последнее -
правильнее.
Как это было у них...
Считается, что изобретение картинга - это заслуга американских
летчиков, развлекавшихся таким образом в перерывах между
полетами во время второй мировой войны. Наскоро сваренные
трубки, маленькие колеса, двигатель - и машина готова.
Тогда никто не мог представить, что спустя несколько лет забава
авиаторов превратится в популярный вид автоспорта, который даст
миру много великих гонщиков.
Инициатива исходила от Арта Ингельса, механика отделения фирмы
"Куртис крафт компани", которая выпускала гоночные автомобили в
Индианаполисе. В августе 1956 года Ингельс построил первый карт
- несложный, высокий, с примитивным ручным тормозом. Роль
силовой установки играл двигатель от газонокосилки "Уэст бэнд"
мощностью 1,84 кВт.
Бурное развитие картинга в Европе началось в 1958 году - после
того, как в Англию привезли пять картов. Моментально появилось
множество фирм, специализирующихся на производстве картов, стали
строиться специальные картодромы, возникли дискуссии о правилах.
О темпах развития картинга и его огромной популярности
свидетельствует такой факт: в 1960 году только в Англии было 120
фирм, выпускающих карты. Картинг стал не только развлечением, но
и спортом.
...и у нас
В СССР началом развития картинга как вида автомобильного спорта
считается 3 декабря 1960 года, день утверждения Федерацией
автомобильного спорта СССР правил проведения соревнований,
классификации и технических требований к микроавтомобилям типа
"Карт".
Соревнования по картингу проводились в разных городах страны
главным образом на велосипедных треках и беговых дорожках
стадионов, спортивная география постоянно расширялась. В 1962
году состоялись первые Всесоюзные соревнования картингистов.
Начиная 1963 года ежегодно (летом и зимой) проводились
чемпионаты СССР, союзных республик, городов Москвы и Ленинграда
среди взрослых и юношей. С 1964 года советские картингисты
участвуют в международных соревнования, а с 1966 - в
многоэтапных международных соревнованиях на "Кубок Дружбы"
социалистических стран.
В 70-е годы картинг в СССР достиг пика популярности и стал самым
массовым видом автомобильного спорта.
Картинг - прекрасное средство обучения
Во всем мире на специальных картинговых трассах за небольшую
плату можно получить карт напрокат. Посетители знакомятся с
азами управления автомобилем, а также с конструкцией и
эксплуатацией двигателя и шасси. Правда, больших скоростей такие
карты не развивают, но на первом этапе знакомства с техникой это
не столь важно.
Некоторые характеристики
Максимальная длина карта без коробки передач составляет 1,5 м, с
коробкой передач - 2,5 м.
Ширина трассы: минимальная - 8 м (в отдельных случаях
допускается 6 м, но только для трасс, построенных до 1992 года),
максимальная - 13 м.
Уклоны (максимальные): продольные - 5%, поперечные - 10%;
обратные поперечные уклоны не допускаются.
Длина прямых участков: для картов без коробки передач - 170 м, с
коробкой передач - без ограничений.
Допустимое число картов на трассе: при длине до 1000 м - 26 (на
тренировке - 40), при длине до 1500 м - 34 (на тренировке - 51),
при длине более 1500 м - 60.
Покрытие: асфальт по всей длине трассы, уложенный согласно
требованиям к автомобильной дороге 4 категории. Не допускается
изменение качественных показателей асфальта на поворотах и в
зонах торможения. Рекомендуется не пользоваться трассой ранее,
чем через месяц после укладки асфальта.
Повороты могут иметь постоянный или увеличивающийся радиус. На
внутренней стороне поворотов рекомендуется устройство бетонных
бордюров с уклоном 15% на длине 25 см и горизонтальной частью
длиной 25 см.
Обочина: на прямых участках она должна быть на уровне полотна
трассы. Обочина может быть из песка или мелкого гравия,
разрешается также засеять ее травой. В пределах 6 - 10 м (зона
безопасности) недопустимы никакие локальные препятствия, деревья
и строения, резкое изменение профиля поверхности.
Если эта зона меньше указанного размера, следует установить
защитные устройства из легкого и прочного материала - тюков
прессованной соломы, блоков пенопласта, поролона или стопок шин
легковых автомобилей. Такая защита усиливается на поворотах и в
местах, где полосы встречного движения проходят на расстоянии
менее 10 м друг от друга. Применение автомобильных шин для
разделения встречных потоков запрещено. Места для зрителей
располагаются минимум в 10 м от края трассы. Если эти места
находятся напротив закруглений трассы или на расстоянии 6 - 10 м
от нее, необходимо предусмотреть эффективную защиту (отбойную
стенку) высотой не менее 1 м. Край трассы, как правило,
размечается широкой (10 - 20 см) белой линией.
© Alti.ru