Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трех элементов:
1. Понимания состояния дел на данный момент; 2. Ясного
представления того уровня, которого фирма собирается достичь; 3.
Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.
Проанализировав и оценив идею, руководитель тем самым определяет
свое состояние (сильные и слабые стороны, возможности и
опасности) на данный момент. Закончив оценку, приступают к
формулированию целей и задач.
Этот процесс состоит из 2х этапов. Во-первых, устанавливается,
какой именно бизнес ведется - задача более трудная, чем может
показаться на первый взгляд, и затем определяются главные,
количественно определенные цели на перспективу, отражающие
стремления фирмы в бизнесе, и выделяются те, которые из них
реально достижимы. Решив проблему с целями и задачами, находятся
пути достижения этих целей. Для этого вырабатывают стратегию и
формулируют оперативные планы. Формулировка цели бизнеса должна,
прежде всего, содержать основные направления деятельности фирмы.
Они очерчивают границы бизнеса фирмы, определяемые его сильными
и слабыми сторонами.
Формулировка основных направлений деятельности должна быть, с
одной стороны, достаточной узкой, чтобы давать конкретное
направление деятельности и фокусировать внимание на главном, а с
другой стороны - охватывающей достаточную область, чтобы
оставить простор для роста. В конечном счете, здесь должно
содержаться нечто такое, что коренным образом отличало бы фирму
от конкурентов. Также сюда включают определенные элементы,
отражающие то, каким видится этот бизнес в будущем. Эти элементы
могут включать в себя рост, прибыльность, какие-то другие
показатели.
Они должны передавать некий образ бизнеса, к которому
руководители фирмы и ее работники стремятся. Как правило, фирма
наиболее уверенно чувствует себя при ответе на вопрос о ее
занятиях, делах: что мы делаем и как мы это делаем. Труднее
рассуждать - кто мы, в каком мы бизнесе, ради чего мы то делаем.
Фирмы с первой ориентацией ("делать") понимают вопрос "кто мы"
как просто описание чего-то очевидного, тогда как фирмы со
второй ориентацией ("быть") видеть этот вопрос как шанс к
творчеству и достижению преимуществ в конкуренции. Если фирма
решает, например, так:
"Мы посвящаем себя поддержке молодых матерей" (а не просто
"производим одноразовые пеленки") - то диапазон возможных
будущих продуктов значительно расширяется. Этот образ должен
быть подкреплен некоторыми количественными характеристиками,
иначе никто не будет знать, когда же он будет достигнут. Он
должен быть реалистичным, иначе к нему никто и стремиться не
будет. Цели также должны быть выражены количественно и отражать
не только то, что
ХОТЕЛОСЬ БЫ достичь в бизнесе, но также и то, что МОЖНО достичь
в данной экономической ситуации. Цели, которые ставит перед
собой фирма, должны быть: конкретными, количественно
определенными, достижимыми, реальными. Сравнивая эти цели с
результатами деятельности, руководитель может судить об
эффективности своей деятельности. Основные направления и цели
говорят о том, ЧЕГО фирма хочет достичь. Следующая стадия -
формулирование их так, чтобы они показывали,
КАК она планирует этого достичь, и определение при этом задач,
которые необходимо решить. Скоординированная совокупность задач,
направленная на достижение поставленных целей, составляет
стратегию. Стратегия не должна быть слишком сложной и
перегруженной, она должна состоять из серии простых задач.
Иногда эти задачи разбивают на еще более мелкие составные части.
Такой уровень детализации называют планом действий.
© Alti.ru