Любая предлагаемая форма дает лишь общее представление. Любой
бизнес имеет свои особенности, следовательно, не может
существовать некоего "стандартного" плана, приемлемого во всех
случаях. Существует один испытанный принцип составления любого
бизнес-плана:
ОН ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ КРАТКИМ. Правда, иногда, чтобы адекватно
раскрыть суть проблемы, его делают достаточно пространным, но в
то же время, чтобы у читающего не ослабевал интерес, не
чрезмерно перегружают его. Большинство проектов ограничиваются
10-20 страницами. Ключевыми составляющими каждого бизнес-плана
являются три М - management, marketing, money. Разделы,
связанные с управлением, маркетингом и финансированием проекта,
обязательно присутствуют в любом бизнес-плане.
Другие разделы могут меняться в зависимости от специфики
деятельности фирмы и проекта. Представленное содержание
бизнес-плана является не более чем схемой. Тем не менее, оно
содержит все главные моменты, которые необходимо предусмотреть.
1. Резюме o Цель плана o Потребность в финансах, их
предназначение и для каких целей они необходимы o Краткое
описание бизнеса и его целевого клиента o Что делает бизнес
фирмы непохожим на бизнес конкурентов o Что именно должно
вызывать доверие к фирме и ее бизнесу (отчетные материалы,
квалифицированность руководителя группы и т.д.)
Выдержки из основных финансовых предложений 2. Цели и задачи o
Анализ идеи o Основные направления и цели деятельности o
Характеристика отрасли промышленности 3. Продукт (услуга) o
Описание продукции/ услуги и их применение o Отличительные
качества или уникальность o Технология и квалификация,
необходимые в этом бизнесе o Лицензии/патентные права o Будущий
потенциал 4. Анализ рынка o Покупатели o Конкуренты (их сильные
и слабые стороны) o Сегменты рынка o Размер рынка и его рост o
Оценочная доля на рынке o Состав клиентуры фирмы o Влияние
конкуренции 5. План маркетинга o Маркетинговая расстановка
(обеспечение конкурентоспособности продукции/услуг) - основные
характеристики продукции/услуг в сравнении с конкурирующими o
Ценообразование o Схема распространения товаров o Методы
стимулирования продаж 6. План производства o Расположение
помещений
Оборудование o Источники поставки основных материалов и
оборудования o Использование субподрядчиков 7. Управленческий
персонал o Основной руководящий состав o Вознаграждение
руководящего состава o Краткие выводы по планированию количества
и состава персонала 8. Источники и объем требуемых средств o
объем требуемых средств o откуда намечается получить эти деньги,
в какой форме и к каким срокам o сроки возврата средств 9.
Основные пункты финансового плана и оценка риска o Объем продаж,
прибыль, себестоимость и т.д. o Риск, и каким образом его можно
избежать
10. Детальный финансовый план (бюджет) o прогноз объемов продаж
o оценки прибыли и убытков o анализ движения наличности
(ежемесячно на первый год, а затем поквартально) o годовую
балансовую ведомость Резюме Бизнес-план должен начинаться с
выводов. Хотя пишутся они в самую последнюю очередь, но именно
они должны быть самым первым пунктом бизнес-плана. Выводы должны
быть краткими - не более 1-2 страниц. Резюме - это
самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся
основные положения всего бизнес - плана.
Это будет единственная часть, которую будут читать большинство
потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать
следующую информацию: размер кредита, для какой цели,
предполагаемые сроки погашения, кто еще собирается инвестировать
проект, какие собственные средства есть.
© Alti.ru