Выбрав свое дело, необходимо спланировать, как его
организовывать. Этот план нужен всем: тем, у кого собираются
просить деньги на реализацию своего проекта, - банкирам и
инвесторам; сотрудникам фирмы, желающим понять свои перспективы
и задачи; а главное - руководителям, чтобы тщательно
проанализировать идеи, проверить их разумность и реалистичность.
Без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую
деятельность, иначе возможность неудачи будет слишком высока.
Бизнес-план - это документ, который описывает все основные
аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с
которыми оно может столкнуться, а также определяет способы
решения этих проблем.
Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете
отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело
и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и
средств и принесут прибыль? Очень важно сделать это именно на
бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести
специальные расчеты - это помогает увидеть будущие проблемы и
понять, преодолимы ли они и где надо заранее "подстелить
соломку". Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана
настолько велико, что многие зарубежные банки и инвестиционные
фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение
средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до
конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель
лишь подписал.
Включаясь в работу лично, он как бы моделирует свою будущую
деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя.
Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам: 1. Для
внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее
выгодном свете людям извне, например, инвесторам. 2. Для
внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми
сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется
постоянно как инструмент управления. Можно достигнуть
существенных преимуществ, если начать с бизнес-плана для
внутреннего использования.
В процессе его написания рассматриваются многие вопросы,
которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем варианте
бизнес-плана. Однако инвесторы наверняка зададут подобные
вопросы, чтобы "почувствовать" серьезность проработки. Те, кто
не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном положении.
Например, может выясниться, что не был проработан вопрос о том,
действительно ли нужен инвестор или лучше сконцентрироваться на
увеличении производительности.
Попытка привлечь инвестора может быть планом, основанным на
восприятии его как Деда Мороза, а не хорошо обдуманным
стратегическим решением. Когда, в конечном счете, руководитель
поймет, что фирма могла бы выжить и преуспеть и без того, чтобы
отдавать 30% доходов инвестору, то будет чувствовать себя
обманутым и эксплуатируемым, а инвестор не будет понимать, в чем
проблема.
Все варианты и стратегия развития должны быть проработаны
заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если
привлечение инвестора окажется оправданным, тогда и инвестор, и
фирма будут иметь твердую основу для сделки. Таким образом,
составление в первую очередь внутренне ориентированного
бизнес-плана - в интересах обеих сторон. Большой грех в бизнесе
- обман самого себя.
А бизнес-план, составленный только для внешнего пользования,
часто приукрашивает реальность. Вера в собственную пропаганду
может оказаться разрушающим фактором.
© Alti.ru