Создание новых проектов предполагает предварительное
экономическое обоснование их целесообразности, последующее
планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых
конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет
экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость
разработки того или иного инновационного проекта, но и
возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Основными объектами бизнес-планирования в свободных
экономических отношениях служат высокодоходные и
конкурентоспособные инновационные проекты. Как известно,
современный рынок, основанный на соблюдении всеми
производителями и потребителями равновесия между спросом и
предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда
будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем
производственным, предпринимательским или коммерческим
предложениям, которые в будущем дадут наибольший
социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном
предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок
высококонкурентных новых видов товаров и услуг.
Следовательно, любой инновационный бизнес-проект должен иметь
соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей
производства и продажи товаров и услуг как на отечественном, так
и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам
превращается в своеобразный товар, продвижение которого в
окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или
финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный
доход разработчикам нового проекта.
Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом
внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования,
получившим наибольшее распространение на малых и средних
предприятиях. Бизнес-планы разрабатываются на различные
инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием
или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и
поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией
предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием
технологии и организации производства, повышением качества
товаров и производительности труда. В них обосновывается
определенная социально-экономическая цель, как правило, имеющая
завершенный созидательный результат: рост прибыли, увеличение
доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение
оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д.
Выбранная социально-экономическая цель фирмы на предстоящий
период ее производственно-хозяйственной или иной деятельности
должна получить наиболее полное отражение в разрабатываемом
бизнес-плане. На вновь создаваемые или открываемые фирмы и
предприятия разрабатывается в соответствии с проектом
комплексный бизнес-план, включающий подробные
технико-экономические расчеты по всем разделам и показателям
проектирования, строительства и освоения нового производства
товаров и услуг. На действующих предприятиях бизнес-планы обычно
создаются с целью достижения соответствующих стратегических,
тактических или оперативных направлений или задач, связанных с
дальнейшим развитием производственных или функциональных
подразделений, реструктуризацией или расширением организации и
т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план
может быть направлен на обновление основных производственных
фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде
производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план
должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта
продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка
комплексных бизнес-планов, в других - локальных бизнес-проектов.
Бизнес-планы нужны на открытие любого нового проекта или своего
дела всем производителям и предпринимателям.
Бизнес-план представляет собой, по определению И. В. Липсица,
документ, который описывает аспекты будущего коммерческого
предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может
столкнуться, а также устанавливает способы их решения [30. С.
5]. Бизнес-план в конечном счете должен дать правильный ответ на
такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость
проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен
знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело
доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы
на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных
отношениях дает правильно составленный бизнес-план. Передовой
зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем
производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так
и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим
предпринимателям следует также иметь деловые планы. Составление
бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего
предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной,
коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого
плана требует не только всесторонней экономической оценки
будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и
непосредственного участия самих предпринимателей и высших
руководителей предприятия или фирмы. Совместное участие в
составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей
особенно необходимо на отечественных предприятиях, имеющих
многолетний опыт составления тактических и стратегических, в
частности пятилетних и годовых, планов. Поэтому возникает вопрос
о преемственности или соотношении широко известных в российской
промышленности систем и методов планирования
социально-экономического развития предприятий и новых
бизнес-планов.
В период становления рыночных отношений среди некоторых наших
экономистов стала распространяться и теория о том, что на смену
внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование.
Однако многолетняя практика подтвердила не только возможность,
но и необходимость совместного существования этих систем
планирования на отечественных предприятиях. Механизм делового
рыночного планирования, как справедливо считает В. М. Попов,
включает теорию, методологию и практику планово-управленческой
деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую
специфику рыночных экономических отношений. Изменились
ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых
положены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях
деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все
этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора
стратегической или тактической цели до ее полной реализации на
соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы,
как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее
реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат
и результатов, разработку детализированного бизнес-плана,
обеспечение выполнения запланированных мероприятий,
корректировку плановых показателей и уточнение фактической
эффективности использования бизнес-проекта.
Таким образом, практика планирования подтверждает тесное
взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов,
сложившихся на российских предприятиях в последние годы. Однако
между этими видами планов существуют и различия,
свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного
предмета и места как в сфере внутрифирменного планирования, так
и во всей системе рыночного хозяйствования.
Во-первых, бизнес-планирование, в отличие от
внутрипроизводственного или корпоративного планирования,
включает не весь комплекс общих целей предприятия или
корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное
содержание планирования нового вида деятельности или
бизнес-проекта. Бизнес-план ориентируется главным образом на
разработку новой стратегии или тактики развития предприятия,
тогда как социально-экономическое планирование может включать
различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.
Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются на инновационные
проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по
истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается.
Внутрифирменное планирование производится и осуществляется
непрерывно на всех уровнях управления хозяйством. По мере
выполнения одного годового плана фирмы после соответствующей
корректировки переходят к осуществлению очередного плана и т.д.
Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и более узкие
пространственные границы, тогда как любой внутрифирменный план
таких четких ограничений не имеет.
В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии
предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта
необходимых производственных ресурсов и в первую очередь
денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее
тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом
существующей степени риска не только во внутренней
производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних
кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные
планы необходимы в большей степени для собственного
использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних
инвесторов и кредиторов.
В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются непосредственно под
руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя
фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются
профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и
функциональных подразделений предприятия. Личное участие каждого
бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего
нового предприятия способствует не только выработке реальной
стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем
наиболее 'совершенную организацию выполнения бизнес-проекта на
основе соизмерения затрат и результатов.
В-пятых, отечественные специалисты пока не имеют научно
обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к
нашим условиям новых рыночных отношений, поскольку в большинстве
методических и учебных рекомендаций раскрывается преимущественно
опыт планирования на сложившемся зарубежном рынке. В то же время
на российских предприятиях в условиях спада производства
недостаточно широко используется имеющийся опыт
внутрихозяйственного планирования. Поэтому в настоящее время
требуется комплексный подход к развитию теории и практики не
только бизнес-планирования, но и всей системы
внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях
и фирмах с разными формами собственности и организационными
особенностями.
В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприятия
сводятся к решению следующих вопросов:
• какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на
отечественный и зарубежный рынок;
• каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и
как он будет изменяться;
• какие ресурсы и в каких количествах потребуются для
организации бизнес-проекта;
• сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных
поставщиков;
• каковы будут издержки на организацию производства и реализацию
продукции и услуг на соответствующих рынках;
• какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на
нее повлияют конкуренты;
• какими могут быть общие доходы и как их следует распределять
между всеми участниками бизнес-проекта;
• каковы будут показатели эффективности производства и как их
можно повысить.
На начальных этапах составления бизнес-планов на те или иные
бизнес-проекты достаточно приближенных ответов на основе
выполнения укрупненных расчетов экономистами-менеджерами. В
дальнейшем требуется проведение специалистами подробных или
уточненных расчетов основных планово-экономических показателей.
Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации
определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем
выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения,
уровень развития и масштабы производства, источник
финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п.
Для предварительного технико-экономического обоснования
бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика,
необходимы следующие рыночные показатели:
• общие исходные данные и условия выполнения проекта;
1. рынок сбыта продукции и производственная мощность;
2. материальные факторы производства и требуемые ресурсы;
3. местонахождение предприятия и транспортные связи;
4. проектно-конструкторская документация;
5. организация предприятия и накладные расходы;
6. потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;
7. планирование сроков осуществления проекта;
8. финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.
Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только
содержание, но и последовательность выполнения необходимых
планово-экономических расчетов. Поэтому для качественной
разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная
маркетинговая, производственная, финансовая и другая
планово-экономическая информация. В связи с этим рассмотрим
примерную структуру действующих на зарубежных фирмах
бизнес-планов, раскрывающих более подробно как исходную
информацию, так и разрабатываемые на ee основе плановые
показатели.
• Титульный лист: название и адрес фирмы; имена и адреса
учредителей; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.
1. Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.
2. Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции
ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые
потребители.
3. Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция;
выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и
оборудование; требуемый административный и производственный
персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.
4. Производстенный план: содержание технологического и
производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и
партнеры; стоимость основных производственных фондов;
номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых
материалов; поставщики сырья.
5. План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные
каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий;
целевые показатели.
6. Организационный план: форма собственности; сведения о
партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав
руководящих органов; организационная структура фирмы;
распределение обязанностей и функций.
7. Финансовый план: план доходов и расходов; денежные
поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости;
основные источники денежных средств; порядок использования
доходов.
8. Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность
появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность
партнеров и поставщиков.
9. Приложения: перечень основных документов.
В российском малом и большом предпринимательстве в последние
годы значительно расширилась практика составления бизнес-планов
с учетом специфики новых рыночных отношений. Приведем для
примера основные показатели бизнес-планов, разрабатываемых на
предприятиях Самарской области:
• наименование инвестиционного проекта и его краткое описание;
• цель проекта и сроки его реализации;
• срок окупаемости инвестиций;
• ожидаемые результаты от реализации проекта (прирост
производства продукции и прибыли, рост экспорта, повышение
качественных характеристик);
• предполагаемая стоимость проекта (общая стоимость, в том числе
привлечение средств из областного бюджета);
• предельно минимальный срок кредита;
• форма гарантии возврата ссуды (залог земли, недвижимость,
оборудование, страховка);
• план инвестиций и срок возврата ссуды по месяцам года;
• основные рынки сбыта продукции и конкуренты;
• результаты реализации проекта (новые рабочие места, закупка
технологии, оборудования);
• структура себестоимости по основным статьям расходов.
Наличие типового содержания бизнес-плана расширяет границы его
применения не только на больших, но и на малых предприятиях.
Вместе с тем следует иметь в виду, что действующее российское
законодательство не закрепляет не только формы и порядок
бизнес-планирования, но и саму обязательность разработки таких
планов. Однако бизнес-план уже занял свое прочное место в
российском предпринимательстве.
© Alti.ru