В статье рассматривается цель планирования в конкурентной
борьбе. Даны рекомендации по составлению бизнес планов.
Одним из основных факторов успешного выживания предприятия в
конкурентной борьбе является умение своевременно и адекватно
реагировать на изменения, происходящие, как во внешней, так и во
внутренней среде организации. Такая способность, в свою очередь,
достигается несколькими путями.
В современных условиях одним из ключевых элементов организации
бизнеса является система планирования и управления коммерческой
организацией. В быстроменяющейся экономической ситуации
невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих
действий и, не прогнозируя последствий. Процесс планирования
позволяет увидеть весь комплекс будущей деятельности организации
и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно
планирование при разработке долгосрочной перспективы развития
предприятия. Работая без плана, вы не можете оперативно
реагировать на совершающееся событие, и становитесь заложником
обстоятельств. Действуя на основе разработанного плана, вы
можете быстрее реагировать на предвиденные и запланированные
явления.
Успех в бизнесе главным образом зависит от трех составляющих:
понимания общего состояния дел на данный момент;
представление того уровня, которого Вы собираетесь достичь;
планирование процесса перехода из одного состояния в другое.
Решить эти вопросы позволяет бизнес-планирование, которое
включает: разработку целей и задач, оценку текущего состояния
предприятия, выявление сильных и слабых сторон, анализ рынка и
информацию о потенциальных потребителях. В бизнес-плане дается
оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.
На сегодняшний день, едва ли не каждая компания хотя бы раз
пыталась заниматься составлением бизнес-плана. В подавляющем
большинстве случаев к этому вынуждает необходимость привлечения
инвестиций. Но это лишь его внешняя функция. Более важной
является его внутренняя направленность - как важнейшего
инструмента внутрифирменного планирования. Однако очень часто
составленные специалистами предприятий бизнес-планы (в т.ч. при
помощи специализированных компьютерных программ) оказываются в
лучшем случае на полке, или в мусорной корзине инвестора.
Как быть? Бизнес-план можно разработать и самостоятельно,
воспользовавшись специально созданными для этого программными
продуктами или обратиться за помощью в одну из компаний,
специализирующихся в данной области. В любом случае, нужно
отойти от формального подхода к разработке бизнес-плана.
Обложившись литературой, технологией составления бизнес-плана
можно овладеть за несколько дней. Можно даже воспользоваться
готовым шаблоном, подставив в него данные о своей фирме. Но
конспектирование методической литературы - это только полдела.
Главное правильные и достоверные расчеты.
Конечно, финансовую часть можно составить при помощи программных
продуктов. Например, таких как: Project Expert, "Альт-Инвест"
или "ИНЭК-Аналитик". Однако стоимость этих программ достаточно
высока и иногда сопоставима со стоимостью заказа на
бизнес-планирование. К тому же многие инвестиционные организации
с осторожностью относятся к бизнес-планам сгенерированным только
при помощи компьютерной программы. Такой бизнес-план может
потребовать дополнительной и тщательной доработки.
Серьезный инвестор будет оценивать и то, что называется
корпоративной культурой компании, профессионализм руководителя и
его команды, их видение настоящего и будущего своего бизнеса.
Кроме того, кредиторы настороженно относятся к бизнес-планам
разработанным самостоятельно. Объясняя это тем, что
неспециалисты упускают многие важные моменты и не учитывают
возможные риски, юридические аспекты деятельности, тонкости
отношений с поставщиками и прочее. В любом случае, они оставляют
за собой право запрашивать дополнительную информацию и
настаивать на доработке проекта. А некоторые кредитные
организации настолько тяготеют к красиво написанным
бизнес-планам, что всегда найдут к чему придраться, если
бизнес-план был составлен без помощи экспертов из консалтинговых
фирм.
Обращение к специалистам консалтинговой фирмы наиболее
приемлемый вариант. Консультанты помогут учесть все нюансы и не
совершить ошибок. Однако не стоит считать, что от вас
потребуется только заплатить и получить готовый вариант. Ваше
активное участие в составлении бизнес-плана - залог того, что на
выходе вы не получите формальный и отвлеченный вариант, который
не будет вдохновлять не только инвестора, но и вас самих. К тому
же, иногда инвесторы требуют, чтобы бизнес-план представлял
лично руководитель предприятия.
Бизнес-план как инструмент внутрифирменного планирования поможет
увидеть, как благоприятные, так и неблагоприятные возможности и
последствия. Именно поэтому в таком бизнес-плане должны быть
правдивые оценки, которые не исключают и то, что иногда честная
информация может быть очень чувствительна и болезненно
воспринята предпринимателем. Потому что правдивый и грамотно
составленный бизнес-план может значительно изменить
представление о перспективах занятия данным видом бизнеса. Но
лучше заранее отказаться от возможных негативных экономических
последствий, чем потом, когда уже весь бизнес будет поставлен
под удар.
Что необходимо учесть при разработке бизнес-плана проекта?
Бизнес-план должен быть тесно увязан со стратегией предприятия,
ведь именно он является инструментом реализации стратегических
целей (при условии, конечно, что они правильно сформулированы).
И конечно, должен содержать достоверные, фактические и
планируемые финансовые показатели.
Следует трезво оценить имеющиеся ресурсы и препятствия на
выбранном пути. Здесь возможен возврат к выбору новых путей
достижения желаемого состояния. Если препятствия во всех случаях
настолько значительные, что не могут быть преодолены с помощью
имеющихся ресурсов или изменения внешней среды, то возможен даже
возврат к определению нового (возможно, более скромного)
желаемого состояния.
Инвестор будет тщательно проверять достоверность представленных
ему расчетов и предположений. А он зачастую располагает не
меньшей информацией, чем сам разработчик. Это одно из неизменных
требований любого инвестиционного института. Поэтому не стоит
вводить инвестора в заблуждение, показав слишком оптимистичный
бизнес-план, лучше честно изложить текущую ситуацию. В противном
случае можно очень легко попасть в весьма щекотливое положение и
возможно, что больше ни одна кредитная организация не захочет
иметь с вами дело.
Безусловно, существует риск того, что бизнес-идеи проекта могут
быть банально украдены самим инвестором. Однако, репутация на
рынке иногда стоит дороже, и украв бизнес-идею один раз, такой
инвестор может потерять репутацию навсегда.
В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана
привлечения инвестиций, для привлечения партнеров, для персонала
фирмы и т.п.) его разделы могут разрабатываться с той или иной
степенью конкретизации. В любом случае, для предварительной
рассылки потенциальным инвесторам, лучше сделать сжатый
бизнес-план объемом до 10 страниц (против 30-50 страниц полного
плана). В таком варианте, он может состоять из основного резюме,
резюме каждого большого раздела со всеми показателями, и не
содержать конфиденциальной информации.
Конечно, в реальной жизненной ситуации трудно сделать, в
точности все как было запланировано. И бизнес-планирование не
панацея от всех бед - это серьезное исследование, требующее
много времени и сил, которых у вас может и не быть. Однако,
используя бизнес-планирование в современном бизнесе, Вы можете
быстро выявить природу отклонений и с наименьшими затратами
(финансовыми и временными) произвести необходимую корректировку
стратегии достижения такого состояния будущей реальности
предприятия, которого желаете добиться собственными усилиями.
© Alti.ru