План или рынок... Надо ли планировать предпринимательскую и
любую другую деятельность или невидимая рука рынка все
рационально расставит по своим местам и автоматически обеспечит
экономическую безопасность общества в преемственности поколений?
В этой логической операции союзу «или» российские реформаторы по
незнанию или умышленно придали только исключающее значение, при
котором если истинно одно утверждение, то ложно другое, а все
предложение не верно даже тогда, когда оба положения
действительны.
На самом же деле результат логического объединения двух
аргументов в соединительно-разъединительной дизъюнкции может
приобретать истинное значение и в тех случаях, когда каждый из
них действительный. Поэтому вполне закономерно, эта кажущаяся, а
скорее ложная, чем действительная дилемма давно уже опровергнута
многолетним опытом развитых стран мира и жесточайшим затяжным
кризисом российской экономики, одной из фундаментальных причин
которой явилось поспешное разрушение плановых начал в стране.
Ведь сама жизнь убедительно доказала, что общественный прогресс
достигается не на пути противопоставления плана и рынка, а
разумного и уместного их сочетания.
Планирование - не столько и не только одно из сущностных
элементов социализма, а скорее всего закономерный результат
поиска человеческим обществом наиболее рациональных и
эффективных инструментов и способов своего исторического
развития и выживания. Оно имело место и существует в той или
иной форме и соответствующих нормах во всех
общественно-экономических системах, на любых предприятиях, в
семье с самого начала ее появления и даже у каждого отдельного
человека.
Мировой опыт подтверждает, что распределение ограниченных
ресурсов и производимой продукции может эффективно
осуществляться тремя способами:
- на основе рыночной саморегуляции;
- системой адекватных плановых механизмов;
- путем одновременного использования рыночных и плановых начал.
Не случайно автор японского экономического чуда С. Окиото
настойчиво указывал на необходимость комбинирования рыночных
механизмов и государственного планирования и регулирования.
Планирование вообще как величайшее достижение человеческого
разума является практически естественным и необходимым элементом
поведения людей и в быту и на производстве. Труд человека всегда
предполагает осознанную целенаправленную деятельность по
достижению желаемого результата, образ (план, проект) которого
он идеально имеет в самом начале любой работы, в том числе и в
бизнесе. Так же известно, что самоорганизация не есть первичное
свойство вещей, как дезорганизация (хаос) и требует особой
заботы -управления, важнейшая функция которого состоит в
планировании. Поэтому планирование можно рассматривать как
проектирование процесса создания из беспорядка порядка и
повышения его степени, который уменьшает неопределенность или
энтропию в данном случае системы предпринимательства.
Планирование производственной и коммерческой деятельности не
только возможно, но и жизненно необходимо для всех
организационно-правовых форм предприятий. Рынок не подавляет и
не отрицает плановость вообще, а только перемещает ее в основном
в первичное производственное звено - предприятия и их
объединения. Даже в стране в целом область необходимого
планирования не заменяется полностью невидимой регулирующей
рукой рынка. И на Западе и на Востоке государства определяют
стратегии своего экономического развития, глобальные
экологические проблемы, крупные социальные и научнотехнические
программы, распределение бюджета страны, оборону и др. На уровне
же предприятий осуществляется не только стратегическое
(долгосрочное) самопланирование, но и детальная разработка
оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже
рабочему месту. В календарных планах (месячных, декадных,
квартальных, полугодовых) детально конкретизируются цели и
задачи, поставленные перспективным и среднесрочным планом.
Календарные планы производства включают сведения о заказах,
обеспеченность их материальными ресурсами, степень загрузки
производственных мощностей и их использование с учетом сроков
исполнения каждого заказа. В них также предусматриваются расходы
на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования,
обучение работников и др. В рыночных условиях стабильные
предприятия широко используют преимущества планирования в
конкурентной борьбе.
Не разделительная дизъюнкция «план или рынок», а интегративная
формула «и рынок и план» по своей сути более полно отвечает как
личным интересам бизнесменов, так и общим региональным и
государственным задачам подъема экономики и ускоренного выхода
из кризиса.
Многочисленными специальными исследованиями в США давно уже
выявлена высокая положительная корреляция между планированием в
рыночных условиях и успехам ведения дела в различных сферах
бизнеса. Достоверно известно, что при планировании своей
деятельности фирмы имеют значительно более высокие экономические
результаты, чем без систематического планирования.
Поэтому всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской
деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь
хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план -
документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса,
выбор цели, техники, технологии, организации производства и
реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана
позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать
инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также
возможность:
- определить пути и способы достижения поставленных целей;
- максимально использовать конкурентные преимущества
предприятия;
- предотвратить ошибочные действия;
- отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и
использовать их в своей деятельности;
- доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и
реализуемость проекта;
- смягчить влияние слабых сторон предприятия;
- определить потребность в капитале и денежных средствах;
- своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
- полнее использовать инновации в своей деятельности;
- объективнее оценивать результаты производственной и
коммерческой деятельности предприятия:
- обосновать экономическую целесообразность направления развития
предприятия (стратегия проекта).
Одновременно план является руководством к действию и исполнению.
Он используется для проверки идей, целей, для повышения
эффективности управления предприятием и прогнозирования
результатов деятельности. По мере реализации и изменения
обстоятельств план может уточняться путем корректировок
соответствующих показателей.
Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми
условиями дает возможность использовать его в качестве
инструмента оценки практических результатов работы предприятия.
Следовательно, для преодоления системного кризиса в России
необходимо рыночные механизмы сочетать с индикативно-договорным
планированием и разработкой бизнес-планов в системе
взаимоувязанных прогнозных показателей, которые служат основой
заключения долгосрочных контрактов между предприятиями и
формирования бюджетов всех уровней управления в стране.
Но только в 1999 г. Министерство Экономики России признало выбор
стратегии и разработку планов развития производства и реализации
продукции в условиях рынка в качестве одного из приоритетных
направлений реформирования предприятий, и в первую очередь,
бюджетообразующих, что позволяет:
- реально прогнозировать поступления в бюджет на основе
финансовых планов ключевых предприятий региона;
- повысить эффективность управления государственными
предприятиями и предприятиями с долевым участием государства
путем контроля исполнения их планов;
- разрабатывать качественные бизнес-планы инвестиционных
проектов и подготовить специалистов и руководителей предприятий
к привлечению инвестиций;
- создать условия для рационального использования бюджетных
ресурсов, предназначенных для государственной поддержки
предприятий;
-повысить культуру управления предприятиями в рыночной среде.
В Тульской, Калужской и ряде других областей были успешно
реализованы программы внедрения системы стратегического
планирования и разработки бизнес-планов на предприятиях. Широкое
осуществление таких программ может обеспечить повышение
эффективности использования производственного потенциала в
стране на 20-30%.
К сожалению, многие, особенно начинающие, российские
предприниматели, склонны недооценивать роль внутрифирменного
планирования вообще и подготовки обоснованного бизнес-плана в
частности. При этом они полагаются на собственную интуицию и
опыт, установившиеся неформальные связи в деловых кругах,
кажущиеся хорошими рыночные перспективы и другие обстоятельства.
И многие из них испытывают серьезные затруднения при попытке
четко и в определенной системе изложить свое видение бизнеса да
еще с обоснованием экономических и финансовых показателей.
Подготовка и составление детального бизнес-плана превращается
для них в тяжелейшую обязанность, которую все-таки надо
исполнять и не кое-как, а на высоком профессиональном уровне.
Разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев
процесс творческий, основанный на учете не только общих
закономерностей бизнеса но и специфических условий, личного
опыта и знаний предпринимателя. В зависимости от реальных
обстоятельств подготовка бизнес-плана может быть организована
различным образом:
- самим предпринимателем, имеющим соответствующий опыт:
- командой предпринимателя, которая будет в дальнейшем
реализовывать проект;
- сторонней специализированной компанией за определенную плату.
Во всех случаях неоценимую методическую помощь студентам при
подготовке курсовых и дипломных работ, а также разработчикам
могут оказать профессионально составленные примерные
бизнес-планы как типовые образцы, которые могут служить им
известным примером для подробного обоснования своего
собственного плана. Конечно, в каждом конкретном случае любой
план имеет свою специфику как в предмете деятельности и порядке
его осуществления, так и в качественном и особенно
количественном отношении - ценах, нормах затрат ресурсов, рынках
сбыта и других показателях. Поэтому потребуется вносить
соответствующие коррективы в приведенные в настоящем разделе
нашего сайта примерные планы, которые могут послужить хорошим
ориентиром, базисной основой, канвой технико-экономического
обоснования своего проекта, и позволяют сэкономить время, силы и
средства предпринимателя или обучающегося.
Практика использования типовых проектов, которые учитывают
специфику различных сфер и отраслей бизнеса, довольно широко
распространена не только среди начинающих предпринимателей, но и
в профессиональной среде разработчиков бизнес-планов. Однако в
опубликованных в России книгах и брошюрах излагаются в основном
различные общие методические приемы составления бизнес-планов,
раскрывается их роль и значение в достижении поставленных целей
и мало приводится систематически обоснованных образцов проектных
решений.
© Alti.ru