Для чего необходим бизнес план? В чем состоит цель бизнес
планирования? Что должен предсказывать бизнес план? - Эти
вопросы обсуждаются в данной публикации. Кроме того, в статье
рассматриваются области применения бизнес планов.
Безусловно, хорошо разработанный бизнес-план должен раскрыть все
сложные вопросы планирования проекта и просчитывать не только
финансы предприятия в перспективе, но в значительной степени
предсказать развитие ситуации по проекту:
*как будет развиваться производство;
*как будет реализовываться товар или услуга;
*что принесет данная идея в будущем;
*какие шаги необходимо предпринять предприятию, при
благоприятной обстановке (экономической, политической,
конкурентной) и при непредвиденных обстоятельствах.
Наш опыт показывает, что, к сожалению, фирмами-разработчиками
бизнес-планов уделяется недостаточно внимания такому важному
разделу в планировании как маркетинговый анализ и его
результаты. Причину непонимания этого важного вопроса мы видим
не только в фирмах-разработчиках, но и в значительной степени
недооценки данного вопроса самими заказчиками бизнес-планов, а
также недостоверностью материалов, которые порой печатаются в
наших экономических изданиях, с которыми автор статьи
неоднократно сталкивалась в течении работы. Статьи, в которых
приводится статистический материал, порой носят откровенно
заказной характер и не могут использоваться для анализа. И
только опыт, который уже накопился за годы работы, и
практическое знание направления развития основных отраслей и
рынков в российской экономике позволяют определять уровень
достоверности статьи.
Говоря о главных направлениях в планировании бизнеса, можно
сказать, что бизнес-план представляет собой документ
внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты
планирования производственной и коммерческой деятельности
предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может
столкнуться, а также определяющий способы решения
финансово-хозяйственных задач.
Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную
деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в
соответствии с потребностями рынка и возможностями получения
необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить следующие
проблемы:
определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые
рынки и место фирмы на этих рынках;
сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы,
стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных
за реализацию стратегии;
выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые
будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и
торговые издержки по их формированию и реализации;
выявить соответствие имеющихся кадров фирмы;
определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка,
рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и
др.;
оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся
финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения
поставленных целей;
предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому
выполнению бизнес-плана.
Обобщение опыта составления бизнес-плана отечественными
предприятиями и организациями позволяют выделить следующие
области их применения:
подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь
создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих
банках;
обоснование предложений по приватизации предприятий
государственной и муниципальной собственности;
разработка проектов создания частных фирм, без чего риск
разорения новых предпринимателей оказывается чрезмерным;
выбор экономически выгодных направлений и способов достижения
положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами,
находящимися сегодня в новых условиях работы, сбыта продукции,
общей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;
составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций)
предприятий;
привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия.
© Alti.ru