Сегодня рынок услуг по «обустройству окружающей среды» медленно,
но верно формируется, и производство архитектурных проектов
стало отлаженным процессом. Появляются ниши и отдельные
сегменты, которые стремительно заполняются.
О том, что, помогая человеку обустраивать жилище, офисы и
сад-огород, можно неплохо заработать, свидетельствует и обилие
специализированных журналов — их в России сейчас около двух
десятков. Для развития рынка определенно есть все условия:
строительный бум, стабильный платежеспособный спрос,
ограниченные возможности насыщения импортной продукцией, низкий
порог входа, не требующий глобальных инвестиций, и обилие
безработных кадров. «Если раньше люди редко заказывали проект, в
основном «евростандарт» делали бригады шабашников, то сегодня
большинство владельцев квартир приходит к пониманию, что проект
нужен с точки зрения не только идей, но и документации, полезной
для строительства», — считает Михаил Иванов, генеральный
директор компании «Бау-Групп». Архитектура и дизайн определенно
выделяются в отдельный рынок.
Свободные и несвободные художники
Архитектурно-дизайнерский рынок вмещает немало игроков: здесь
находят приют и крупные комплексные бюро (как государственные,
так и частные), свободные художники или индивидуальные
предприниматели, фирмы средней руки, избравшие проектирование,
выполнение функций представителя заказчика и традиционный
авторский надзор за строительством. Во главе высится фигура
архитектора-дизайнера, специалиста, которому по силам понять
заказчика, предложить ему будущий интерьер в наиболее доступном
виде (3D-визуализация, эскизы, чертежи), знающего толк в
отделочных материалах и умеющего оперативно подбирать «детали».
Служба дизайнера интересна, креативна и многообразна, отношения
с клиентом сложны и порой требуют серьезных психологических
навыков.
Независимо от вида собственности и организационно-правовой формы
игроки на этом рынке занимаются средовым дизайном — по сути,
самыми разными по классу и типу объектами. Есть те, кто успешно
осваивает «индивидуальные» заказы, решая самые сложные задачи;
есть склонные к «типовым» предложениям (5 вариантов проектов для
«панелек»). Одни игроки предлагают широкий спектр услуг, удел
других — узкая специализация. Так, например, «Первый макетный
цех» успешно занял особую нишу — производство макетов: в любом
масштабе и из любых материалов — картона, пенокартона, пластика,
пенопласта, дерева, металла. Они изготавливают бумажные и
начиненные механизмами, цельные и разборные макеты. Однако, по
мнению экспертов, большинство компаний движется к комплексности
услуг.
В этом бизнесе нередко встречаются «смежные»
строительно-архитектурные фирмы, когда дизайнерский отдел
организуется внутри «застройщика». В строительной компании «Бау-Групп»
своего архитектурного отдела нет, как следствие, им приходится
общаться с огромным числом смежников. «Если клиенту нужен
архитектор, мы помогаем ему найти специалистов, а выбор делает
он сам», — говорит Михаил Иванов.
Обратный сценарий: архитектурное бюро «обрастает»
строительно-отделочными подразделениями, которые занимаются
поставками эксклюзивного оборудования и материалов. Подобные
«слияния» — очевидное требование рынка, оба бизнеса достаточно
рентабельны (15—25%), потенциально привлекательны. И еще одна
причина, уверен Михаил Иванов: «Есть два мнения: удобнее
получать услуги «в одном флаконе», когда заказчик работает с
одним и тем же коллективом. Они согласовывают бумаги, сами
закупают стройматериалы, выполняют отделочные работы, и эта
услуга более качественна с позиции защитников «комплексности».
Клиент получает все в одном окне, ремонтные работы значительно
удешевляются (но не всегда). Мы думаем иначе (и, кстати, до сих
пор спорим): если архитектурная фирма существует сама по себе,
самое главное — она выдает проекты не под конкретных строителей,
а готовит пакет тендерной документации, с которым может работать
любой строитель».
Качество архитектурного проекта изначально другое: это более
адекватный путь. Второй момент: строителей выбирают, исходя из
четких понятий — цена, качество, сроки, рекомендации,
архитекторов же находят по пониманию стилистики, здесь играет
больше творческий, нематериальный фактор. Михаил Иванов: «Если
держать архитекторов у себя в штате, то они будут «закрывать»
лишь небольшой спектр, мы попросту не сможем удовлетворять всех
заказчиков. И третья причина, по которой, полагаем, неразумно
смешивать два этих ремесла: архитектор — все же представитель
заказчика. Он делает проект и ведет его, осуществляя «авторский
надзор» над строителями. А если строители будут организовывать
архитекторов-дизайнеров, то связь между заказчиком и строителями
теряется».
Типология участников рынка, на первый взгляд, прозрачна:
проектные институты специализируются на городских объектах,
малые архитектурные фирмы занимают значительную и относительно
стабильную долю рынка частных и офисных интерьеров, большинство
имеет в среднем 3—5 сотрудников (2 директора-архитектора, один
бухгалтер, проектировщик), реже 10—15 человек, остальные игроки
— бесчисленная орда свободных «художников» самого разного
профиля и происхождения. В регионах мало-помалу формируется своя
лига профессионалов, однако пока три четверти «громких» и
бюджетных проектов выполняют столичные мастера. «Причина в том,
что московский уровень, несомненно, выше, здесь фирмы начинают
ощущать друг друга, и «теснота»» положительно сказывается на
качестве дизайн-проектов, заказчику есть из чего выбирать», —
рассказывает Михаил Иванов.
Цена пространства
В этой отрасли за прошедший десяток лет обозначились вполне
конкретные расценки на работы дизайнеров, проектировщиков,
архитекторов, декораторов. Сформировался спектр услуг, которые
способны оказывать архитекторы и дизайнеры заказчику: это
«объект под ключ», «проект до гвоздя», разовые работы,
разработка макета или только проектирование и визуализация.
Офисные помещения, а также бутики, рестораны некоторыми игроками
считаются более интересными и денежными — больше бюджет, а
соответственно и проценты, свобода творчества.
Идеальна ситуация, когда есть некое помещение (типовые квартиры
в панельных и монолитных домах, элитные квартиры, коттеджы,
офисы), которое необходимо обустроить, и возникают четыре
персонажа: Заказчик — заказывает музыку, Архитектор — старается
привести планировку объекта в соответствие с желаниями
Заказчика, Строитель — совершает акт воплощения придуманного
архитектором, и, наконец, Дизайнер — исправляет все, что плохо
нарисовал архитектор и построил строитель. В жизни нередко
многое смыкается, но Заказчик и Исполнитель, как правило,
остаются. Они-то вместе и проходят по всем уровням и кругам рая
или ада, в зависимости от сложившихся обстоятельств и характеров
обеих сторон.
Однако свобода творчества (ибо и сама отрасль является
наполовину производством, наполовину креативным процессом)
остается, в том числе и в отношении self-promotion: хороший
дизайнер берет за работу столько, за сколько способен свой труд
продать. За проценты от строительства или за гонорар. «Имя» и
«брэнд», неважно — частного архитектора или бюро, здесь не
пустой звук, и хорошее портфолио — это прямые инвестиции в
светлое архитектурное будущее.
Некоторые скептически настроенные специалисты уверены, что тут
царит дух «друг моего друга» — «классный дизайнер»,
«раскрученные» профи зарабатывают гораздо больше собратьев по
цеху.
Есть в архитектурной среде и «откат», когда дизайнер получает
проценты, сотрудничая с поставщиками строй- или отделочных
материалов. Проворные дизайнеры-предприниматели создают целую
сеть таких партнеров, от поставщиков сантехники до строительных
бригад, за выбор именно их товара или услуги получая скромные
проценты
Некоторые игроки не скрывают — определить цену не просто, очень
индивидуально рассчитывается каждый проект. Вот что говорят в
«Первом макетном цехе»: «Каждый наш макет — это штучная вещь,
поэтому мы не говорим здесь о конкретных ценах. Мы не скрываем,
что производство макета — трудоемкий и дорогостоящий процесс, но
никогда не берем лишних денег, уже по ходу подсказываем клиенту,
на чем можно сэкономить». Диапазон цен действительно очень
широк: разница между 20 и 100 долларами за квадратный метр
ощутима, однако вполне объяснима — это цена репутации и
профессионализма, помноженных на талант и знакомства.
В принципе условия позволяют сосредоточиться исключительно на
проектировании, выполнении функций представителя заказчика и
традиционном авторском надзоре за строительством. Как правило,
прибыль зависит от объема и масштаба выполняемых заказов,
сложности работ, поэтому выручка может различаться на несколько
порядков. «Иногда «выход» заказа — 10 тысяч долларов, но
возиться с ним приходится три месяца, а то и полгода, — сетует
Наталья Клешнина, частный дизайнер-архитектор. — Недавно
договорилась на подготовку дизайн-проекта будущего коттеджа в
Крыму, невысокая стоимость работ (5 долларов за квадратный метр)
окупается теплым апрельским солнышком». По опыту действующих
дизайнеров, одновременно можно вести 2—3 проекта, не больше. И
то если речь идет о типовых «квартирных» проектах в панельных
домах. Коттедж и монолитные «площадки» — это трудоемкий процесс,
который требует мобилизации и постоянных поездок.
Подготовка полного пакета документации дизайн-проекта —
достаточно нудная работа, без терпения, повышенного
внимания и профессиональных навыков здесь не обойтись. Однако
кто сказал, что во главе таких успешных бюро и студий стоят
архитекторы или выпускники Строгановки? Вовсе нет, ваша задача —
организовать бизнес, проинвестировать его запуск и искать
заказчиков (как нередко происходит в рекламном креативном
агентстве). Расходы на штат из 3 человек (бухгалтер, архитектор,
чертежник) составят 1 500 долларов в столице и около 1 200 в
регионах. Прибавьте к этому аренду офиса (100—200 долларов в
месяц), затраты на лицензию и оргтехнику (см. далее).
Параллельно можно искать субподрядчиков — бригаду строителей.
«Работать со «своей» бригадой очень удобно, — уверена Наталья
Клешнина, — за качество можно отвечать полностью, а процесс
легко контролировать». Бригады бывают русские, югославские,
эсэнгэшные и интернациональные. Задача архитектора — ознакомить
со стилем работы, любимыми материалами, типичными проектами.
Гораздо легче выбирать строителей для конкретных клиентов под
конкретные заказы по ценовому уровню (средний уровень одного
квадратного метра общестроительных работ — от 350—450 долларов)
и исполнению (около трех месяцев на 150-метровую квартиру).
Я в дизайнеры пойду
Прежде чем идти, нужно решить куда. Это зависит от склонностей,
образования (художественного, архитектурного) либо от
конъюнктуры рынка. Так, проектировщик, дизайнер-архитектор
«окучивают» среду человеческого обитания. Дизайнеры-оформители
или, говоря русским языком, декораторы доводят ее до ума, затем
подключаются дизайнеры по интерьеру. Еще одна возможная сфера
применения талантов — ландшафтный дизайн и оформление выставок.
Выставочные дизайнеры обычно берут 5—10% от стоимости монтажа.
Учитывая, что выставки в среднем «стоят» от 50—200 тысяч
долларов, один заказ прибавит около 5 тысяч честно заработанных
евро или больше. Иногда используется другая система
ценообразования — когда за единицу берется квадратный метр, и
проценты господина оформителя считают исходя из этой цифры (от
60 до 100 долларов).
Как видим, море возможностей для человека, обладающего такой
тонкой материей — вкусом, набитой рукой, и владеющего искусством
облагораживать наш мир.
Начинать можно интуитивно — строительство идет, квартиры есть, а
интерьеров нет, значит, нам туда. Есть и другой путь, который
избрала два года назад саратовская фирма «ZODчество», заказав
НИЦ «Миромак» небольшое исследование конкурентного окружения
(досье на функционирующие архитектурные организации), потенциала
рынков архитектурных, дизайнерских и ремонтно-отделочных услуг
как в корпоративном секторе, так и в секторе физических лиц
(динамика, характеристики и тенденции, мотивация лиц,
принимающих решения о выборе фирмы, выполняющей архитектурные,
дизайнерские и ремонтно-отделочные работы; выявлены
характеристики подобной фирмы, наиболее значимые для
руководителей саратовских предприятий, максимально эффективные
коммуникационные каналы для воздействия на целевой рынок,
проанализированы позиции конкурирующих брэндов).
И хотя затраты на такое исследование составляют около 1 500—5
000 долларов и выше, компания вышла на незанятые привлекательные
сегменты рынка и значительно увеличила прибыль благодаря
«точечному» попаданию.
Проектировать дома — бизнес не капиталоемкий. Чтобы организовать
свой скромный «архитектурный» бизнес, грандиозных вложений не
требуется — дизайнеры-свободные предприниматели обходятся без
офисных трат, работая дома и порой без лицензии. Бюро или студию
положение обязывает иметь лицензию на осуществление деятельности
по проектированию зданий и сооружений (а получить ее, по мнению
игроков, не так уж сложно) и офис не только и не столько из-за
юридического статуса, а скорее из имиджевых соображений.
«Архитекторы — это прежде всего идеи. Если подходить к бизнесу
серьезно, а не «сшибать деньгу», то офис — олицетворение их
идей. Он должен быть интересным, не просто набором комнат, где
сидят мальчики и девочки-проектировщики. В нем должны быть
качественный и необычный дизайн, хорошая мебель», — убежден
Михаил Иванов, генеральный директор «Бау-Групп».
Компьютеры и программное обеспечение — вот основные затраты
начинающего дизайн-бюро. Хороший компьютер стоит около 3 тысяч
долларов, плюс принтеры, сканеры и программы (в России, по
понятным причинам, в основном контрафактные).
Кроме того, есть три вещи, на которые стоит обратить особое
внимание на старте и в дальнейшем развитии небольшого
архитектурно-дизайнерского бюро (обустройство коттеджей и дизайн
квартир или офисных помещений). Это — управление, проектирование
и работа с клиентом.
Вообще же российский рынок дизайна, значительная доля которого
находится в тени, тем не менее постепенно приобретает структуру,
свойственную развитым странам: наибольшее количество компаний
занимается промышленным дизайном (82%), графическим (60%),
дизайном мультимедиа (16%) и дизайнерскими исследованиями (около
20%). Дизайн среды и интерьера занимает в этой галерее ни много
ни мало — 48%. По данным Министерства строительства и
архитектуры, разработка дизайн-проекта обходится сегодня в 4—5%
от общей стоимости ремонтно-строительных работ (включая затраты
на строительные материалы). На Западе же доля интерьерного
дизайн-проектирования в цене несравненно выше — как минимум 10%.
Как все происходит: достойные идеи, достойная технологическая
проработка.
Предпроектное предложение: выясняются концепция и детали
На первой встрече после рекомендации, как обычно и бывает в
архитектурно-дизайнерской практике, клиент знакомится с
портфолио (то есть набором разработанных, осуществленных
проектов) дизайнера-архитектора. Если ваша кандидатура заказчика
устроила, можно делать эскизы нескольких вариантов, пытаясь
выразить на бумаге то, чего хочет клиент. Дальше — план БТИ или
работа замерщика и составление обмерного плана; полученные
параметры лягут в основу дизайн-проекта.
Договор на проектирование
Договор необходим, чтобы все требования были прописаны, только
так вы можете застраховаться от восклицаний: «я так вижу» и
«такого не говорил никогда!» Дизайн-проект — это комплект
документации, максимально отражающий характеристики будущего
жилья, модель, в которой учтены все пожелания заказчика. На
этапе обдумывания заказчик может вносить коррективы в замысел
дизайнера, рабочим же удобнее работать по грамотно составленным
чертежам. Эскизный проект, как правило, включает обмерный чертеж
с привязкой инженерных коммуникаций, варианты планировочных
решений, схематичный план расстановки мебели, план пола с
указанием типа покрытия, план потолка (без размеров и разрезов),
план размещения сантехники без привязки выпусков, перспективы
помещений, выполненные в программе ArchiCad.
Консультации по выбору мебели, сантехники, напольных, настенных
и потолочных покрытий в каждое помещение, плюс совместные
поездки в поисках этих материалов (впрочем, по свидетельству
самих дизайнеров, иногда они предпочитают ограничиться
подготовкой пакета и несколькими выездами). Такое обслуживание
приносит обычно около 10—15 долларов за квадратный метр
обустраиваемой жилплощади.
Рабочий проект и авторский надзор
Разработка рабочего проекта и проекта инженерных коммуникаций —
следующие этапы работы, оцениваются они обычно тоже каждый в
5—10 долларов за метр. Визуализация в программе 3D Studio Max
позволяет клиенту не только узреть свое обиталище, но и
побродить по нему, поиграть с цветами, практически ощутить, где
он будет жить. Декорирование и ландшафтный дизайн (если речь
идет о загородном коттедже) — не всегда входят в обязанности
архитектора-проектировщика, он может работать с субподрядчиками
либо предоставить клиенту самому выбирать исполнителей. Однако
авторский надзор — очень важная услуга, которая, во-первых,
оплачивается дополнительно (10 долларов) и ее, по идее, должен
оказывать каждый профессионал, взявшийся за гуж, — понятие в
этой среде растяжимое. Одному достаточно создать пакет
документации и один раз появиться на месте, получить деньги за
проект и отправиться в дальние края со спокойной совестью.
Другие, более сознательные творцы следят за процессом воплощения
строителями своих идей, и это, разумеется, положительно влияет
на их имидж и отношения с заказчиком. Не жалейте времени, ведите
проекты, и заказчик вас не забудет. Архитектурный рынок, ко
всему прочему, очень специфичен: огромную роль на нем играют
рекомендации прежних клиентов, наличие связей во всевозможных
бюрократических средах. Частные заказы — это, как правило,
доступ к конфиденциальной информации об уровне доходов и прочих
тонкостях клиентской биографии. Любую деятельность лучше сдавать
поэтапно, соответственно же брать с клиента деньги. Однако надо
помнить, что проект после согласования с заказчиком становится
обязательным для исполнения документом и в конфликтных ситуациях
является единственным доказательством вашей невиновности.
© Alti.ru