Где еще можно забыть на время о личных комплексах и проблемах,
курсе доллара, ссоре с любимым человеком и, наконец, просто
убить время? Только в одном из ночных заведений, ставших в
последние годы символом красивой и беззаботной жизни. А что бы
вы сказали насчет возможности каждый вечер бывать здесь
бесплатно, да еще зарабатывать на подобных визитах? Спросите,
как такое может быть? Очень просто: нужно открыть свой
собственный клуб.
Первые ласточки
Одним из самых первых в России ночных клубов стало московское
заведение под названием «Арлекино», открытое Анатолием Гусевым и
Александром Черкасовым в громадном фойе Киноцентра на Красной
Пресне еще в 1991 году. Посорить деньгами сюда слетались «новые
русские», бандиты и нефтяники со всей страны и ближнего
зарубежья. По словам бывших работников, вложения в «Арлекино»
окупились буквально за пару уик-эндов. Основатели клуба
потратились на его обустройство по минимуму: не стали ничего
менять в интерьере, ограничившись покупкой дешевых пластиковых
столиков и подвешиванием несколько световых приборов под
потолком. Но при этом стоимость входного билета в обычные дни
была $50, в дни выступлений звезд – до $600, а помещение вмещало
около тысячи человек.
Понятно, что «такие» деньги не могли обойти стороной московские
бандиты. «Арлекино» пытались взять под контроль ореховская и
бауманская преступные группировки, и логичным завершением
истории дискотеки стало убийство Анатолия Гусева в 1997 году. А
потом умер и клуб.
– Концепция огромного и плохо оформленного зала себя полностью
изжила. Мы не выдержали конкуренции с новыми модными
заведениями, появившимися по всей Москве, – считает бывший
директор «Арлекино» по персоналу Алексей Игнатьев.
Новые клубы были уже более сегментированными и
профессиональными: дискотеки «Джамп» и «Пилот», клубы для модной
молодежи «Пентхаус» и «Птюч»; дорогие заведения типа «Метелицы»
и «Утопии». Некоторые ради престижа содержали крупные банки.
Однако почти никто из этих заведений до сегодняшних дней тоже не
дожил, а оставшиеся уже не приносят прежних денег своим
владельцам.
И только с середины 90-х клубный бизнес стали определять
промоутеры и арт-директоры, по крайней мере, точно знающие, как
вести бизнес нельзя. Московские клубы начали приобретать тот
классический имидж, который им присущ на Западе, – места, где
собираются единомышленники, ведущие одинаковую жизнь,
предпочитающие один и тот же стиль в одежде и музыке.
– Главная задача промоутера – каждый вечер создавать праздник.
Именно от профессионализма этого человека зависит успех или
неуспех заведения, – утверждает Андрей Фомин, известный в Москве
промоутер и шоумен, учредитель ежегодной награды Night Life
Award, которая вручается лучшим клубам года.
Выучиться на промоутера невозможно: такой специальности нет ни в
одном вузе. Он определяет основное направление клуба, которое
находит отражение во всем – от освещения до цены коктейлей. Он
организует тематические вечеринки, приглашает на них артистов и
других известных персонажей. И он же в российских условиях
обычно совмещает в одном лице роли владельца клуба, его
управляющего и арт-директора. Бизнесу это совместительство
отнюдь не способствует. Но по-другому работать наши клубные
деятели пока что не научились.
Дешево и модно
Все клубы делятся на три условные категории: закрытые,
демократичные молодежные и тематические – для любителей джаза,
фанатов рока или представителей секс-меньшинств. Так что если вы
намерены заняться клубным бизнесом, для начала нужно определить,
какое направление вам ближе. Ведь абсолютно всем угодить
невозможно, а делать что-то чуждое для себя лучше и не пытаться.
Труднее всего работать с посетителями закрытых клубов – богемой
и «золотой молодежью». Тут без профессионального промоутера
просто не обойтись. Так, открывшееся в 1998 году «Джаз кафе»
своим успехом обязано таланту и опыту югослава Синиша
Лазаревича, раньше работавшего в ночных клубах Италии и
Белграда. Интересно, что владельцами «Джаз-кафе» в интерьер,
мебель и оборудование было вложено минимум средств, а на рекламу
вообще не было потрачено ни копейки. Вся стратегия Лазаревича
строилась на создании вокруг клуба ажиотажа, атмосферы богемной
тусовки, плюс строжайший фэйс-контроль. Чтобы попасть в
«Джаз-кафе», надо было быть «в доску своим» для его
завсегдатаев: одеваться в определенном стиле, ездить на машинах
определенной марки и т. д. Охране на входе могло просто не
понравиться ваше лицо – и даже мешок денег не помог бы получить
пропуск. Говорят, так однажды случилось с неким влиятельным в
московском правительстве человеком, и он поспособствовал, чтобы
«Джаз-кафе» закрыли.
В клубах такого типа деньги за вход не берут. Прибыль приносят
только покупки в баре, которые делают посетители. Но цены в нем
– запредельные. Чашечка кофе – $10, коктейль – $50. При том, что
исходные ингредиенты напитков стоят в несколько раз дешевле. При
минимальных вложениях (интерьер декорируется недорого, но ярко,
кухни обычно нет, и дорогое оборудование не нужно) подобный клуб
может приносить не одну сотню тысяч долларов ежегодно. Правда,
обычно такие клубы существуют не более двух лет. А когда бум
проходит, владелец его просто закрывает, чтобы открыть заведение
в новом месте. Тот же Синиша Лазаревич осенью 1999 года создал
новый клуб «Circus» (в подвале Цирка на Цветном бульваре).
Возможно, история с обиженным московским чиновником просто стала
красивой легендой, объясняющей исчезновение «Джаз-кафе». Клубный
бизнес такого типа чисто спекулятивный, но тем он и хорош.
– Высший пилотаж – это задорого продать уже много раз окупившее
себя заведение на гребне популярности, через полтора-два года
работы, – утверждает Андрей Фомин. – Клубный бизнес очень
напоминает игру на акциях инновационных компаний – рискованную,
но невероятно прибыльную и захватывающую.
В сегодняшней ситуации окупиться успешный клуб может достаточно
быстро – всего за год. Но у таких клубов для избранных есть один
существенный недостаток: узкий круг потенциальных клиентов,
особенно в провинции. Эта технология подходит больше для столиц
и городов-миллионников. По подсчетам Андрея Фомина, даже в таком
огромном городе, как Москва, конкурентная борьба между закрытыми
клубами идет не более чем за 5 тыс. потенциальных клиентов в
возрасте от 25 до 40 лет, достаточно состоятельных, модных, но
главное – ведущих ночной образ жизни.
Танцы с демократией
Демократичные молодежные клубы охватывают гораздо большую
потенциальную аудиторию – под 100 тыс. человек только в Москве.
Их основные посетители – школьники и студенты от 15 до 25 лет,
способные выложить за билет от 50 до 150 рублей. Эти клубы –
фактически наследники дискотек в Домах культуры и школах. Тут
личность промоутера уже не так важна. Главное – много света,
погромче музыка и побольше рекламы. И тогда ежевечерний наплыв
пьяных подростков гарантирован. В отличие от закрытых клубов,
основную прибыль молодежные получают именно от продажи входных
билетов. Денег у студентов немного, и большинство предпочитает
накачаться алкоголем у ближайшей дешевой палатки.
Одно из самых эффективных средств рекламы для молодежного клуба
– распространение флаеров – маленьких бумажек, которые раздают
молодые ребята у метро и в университетах, с указанием информации
о заведении. Обычно сам распространитель (тоже из числа
посетителей) получает до 10% от цены входного билета (на каждом
флаере написан его индивидуальный номер), плюс бесплатный вход в
клуб. Но главное, конечно, это «сарафанное радио», а слухи в
молодежной среде о новом «чумовом месте» распространяются
быстрее, чем в Интернете. Если в клубе все сделано правильно –
он имеет все шансы на успех.
Впрочем, если подойти к делу с фантазией, то можно вообще
обойтись без рекламы. Так, скажем, работает московский клуб
«Свалка», в котором постоянно проходят какие-то специальные
вечеринки, которые с удовольcтвием освещают СМИ: вечер памяти
Элвиса Пресли, концерт группы «Металлика», антифашистская акция
и т. д.
Очень многое зависит от приглашенного ди-джея, ставящего
«правильную» музыку. В Москве хороший DJ стоит от $50 до $150 за
ночь, если это, конечно, не звезда, которая может получать до
$500. Но основные затраты при организации подобного шумного
местечка – это свет и звук.
Прибыль от входных билетов нетрудно подсчитать. Клуб «средней
руки» может вместить в субботний или воскресный вечер до 500
человек. При цене билета в 100 рублей выручка получается уже на
уровне 50 тыс. рублей. Примерно столько же в среднем приносит
бар. Итог – 100 тыс. рублей по самому минимуму. За вычетом
затрат – на аренду помещения, зарплату сотрудников, аренду
оборудования – доход может составить от 20 до 50%. Правда, из
этой суммы нужно еще уплатить налоги. Но здесь каждый
выкручивается как может, и дать даже ориентировочные расходы
невозможно.
По словам менеджеров демократичных заведений, залог успеха –
гибкая ценовая политика. В будни, конечно, число посетителей
может уменьшиться в три раза. Самый провальный день –
понедельник. Поэтому многие клубы устраивают в этот день
выходной или делают вход бесплатным.
Не в меньше, чем от ди-джея, прибыль клуба зависит от бармена.
Важно, чтобы он наладил четкий контроль за расходом напитков и
ассортиментом – в молодежных клубах должно быть море пива по 40
руб. А в целом, по сравнению с магазинной, наценка на напитки
варьируется от 100 до 300%.
Живьем
Для клубов, где играет «живая» музыка, проблема № 1 –
приглашение интересных музыкантов.
– Ежедневно мне в клуб приносят от пяти до десяти
демонстрационных кассет и дисков с различными новыми группами, –
рассказывает Павел Комакин, промоутер клуба «16 тонн». – Удача,
если за месяц во всем этом ворохе удается отыскать одну-две
стоящие группы. Приходится приглашать звезд, а это недешево.
Хотя нам, конечно, это несколько проще, чем многим другим.
Земфира, «Мумий Троль», «Танцы минус» и Б2 свои живые
выступления начинали именно у нас.
Концертные расценки таковы. В Москве часовое выступление
начинающих музыкантов обойдется минимум в $150. Звезда стоит до
$10 тыс. Но, правда, все это может с лихвой окупиться. К
примеру, входной билет в «16 тонн» в день выступления широко
известного артиста стоит $15-20, а клуб вмещает до 600-670
человек.
Что касается провинции, то здесь гонорары «звезд» обычно
превышают столичные в 1,5-2 раза и выступают они, как правило,
на стадионах и в дворцах культуры. Провинциальные клубы c
популярными артистами работают крайне редко.
– Для поддержания интереса к клубу, а также из-за нехватки
отечественных исполнителей, приходится регулярно приглашать
западных музыкантов. Гонорары они берут примерно те же, что
наши, но общие расходы сильно возрастают за счет авиабилетов и
оплаты гостиницы, – продолжает Павел Комакин. – Чтобы быть в
курсе того, что происходит в музыкальном мире, мне приходится
постоянно следить за новинками шоу-бизнеса и альтернативной
музыки, выписывать западные журналы и заглядывать на актуальные
интернет-сайты.
В силу всех этих причин ни одному, даже успешному, клубу не
помешает помощь спонсора. По утверждению Андрея Фомина, проще
всего договориться с табачно-алкогольными компаниями,
испытывающими трудности с рекламой в СМИ. В некоторых случаях
спонсорская помощь может составлять от нескольких десятков до
$100 тыс. за вечеринку.
В тему
Людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией намного больше,
чем привыкло думать наше гетеросексуальное общество. По
статистике, к таковым относятся до 7% мужчин и женщин. А если к
ним прибавить еще 20% бисексуалов, то получается весьма
внушительный круг потенциальных посетителей, на которых могут
рассчитывать «голубые» и «розовые» клубы. Причем, опять же по
статистике, обеспеченных людей среди геев больше, чем среди
натуралов. Согласитесь, было бы глупо не использовать этот
потенциал.
В Москве и Питере его и используют на полную катушку. Только в
столице сейчас успешно работают пять гей-клубов. Причем что
интересно – до половины их посетителей к гей-движению не имеют
никакого отношения. Просто им нравится атмосфера свободы,
раскрепощенности, бесконфликтности и веселья, традиционно
царящая во всех «голубых» заведениях.
Правда, есть один маленький, но существенный нюанс. Начиная
подобный бизнес, вы должны как минимум знать специфику этой
публики и быть вхожими в тусовку. По утверждениям большинства
владельцев гей-клубов, для них содержание клуба является
бизнесом в последнюю очередь, в первую – это стиль жизни.
Илья Абатурин стал одним из буревестников «клубной голубой
революции», причем попал он в этот бизнес достаточно случайно. В
начале 90-х Илья занимался международным туризмом, а в 1994,
скопив немного денег, на паях с партнерами открыл ресторан
«Премьера» в Театре киноактера.
– После открытия ресторан начал пользоваться популярностью
именно у людей гомосексуальной ориентации. Фактически он стал
неформальным местом сбора геев со всей Москвы, – рассказывает
Илья Абатурин. – Однако из-за непомерного аппетита директора
театра, постоянно поднимавшего арендную плату, нам пришлось его
закрыть. И тогда мы решили рискнуть и сделать совершенно новый
проект: открыть постоянный гей-клуб. Тогда я не только понятия
не имел о специфике этого бизнеса, но даже не представлял, что
такие заведения существуют на Западе. До всего приходилось
доходить своим умом. В результате семь лет назад появился клуб
«Три обезьяны», а еще через два года – «Центральная станция».
Сегодня между гей-клубами в Москве уже ощущается достаточно
сильная конкуренция. Для привлечения публики в ход пускаются все
средства– от предоставления скидок, организации травести-шоу,
мужского стриптиза и до оборудования т. н. «dark room» – сейчас
ни один гей-клуб не обходится без подобной комнаты, где в полной
темноте можно со своим новым партнером делать все что угодно.
(Кстати, «нормальные» клубы тоже взяли этот сервис на
вооружение. Например, «Парк Авеню Диско» оборудовал в подвале
несколько плотно закрывающихся кабинок, в каждой установив по
телемонитору с эротикой и диванчику. Что поделаешь: человека
всегда привлекает все, что аморально или под запретом, и хозяева
ночных заведений на этом отлично зарабатывают.) По словам
владельцев московских гей-клубов, ежегодно клиенты оставляют им
в общей сложности до $1 млн. наличными.
– В клубной конкуренции главное – даже не привлечь нового
клиента, а удержать его. Геи по своей природе очень любопытны и
всегда пойдут в новое заведение, но вот останутся ли они там –
это еще вопрос, – делится опытом Илья Абатурин.– К примеру, в
день открытия нового гей-клуба «Студио» число посетителей
«Центральной станции» уменьшилось почти на 40%, но уже через две
недели восстановилось.
Интересная особенность гей-клубов: вход для девушек стоит в два
раза больше, чем для ребят. По идее, эта мера должна ограничить
численность посетительниц женского пола. Но срабатывает она
плохо: девчонок в гей-заведениях все равно полно. Московские
власти, как ни странно, никогда не препятствовали подобному
«нетрадиционному» бизнесу, предпочитая реальные деньги от
налогов, но в провинции все может быть не так-то просто. По
словам владельца одного клуба, «нас десяток, а чиновник один, и
имеет он (чиновник) денег столько, сколько не заработать ни
одному клубу».
Охрана на все времена
Во всех, даже очень цивилизованных, странах считается, что под
покровом ночи в клубах творятся разные темные дела, ходят
наркотики, «грязные» деньги, и немалая толика справедливости в
этом есть. Не говоря уже о том, что среди посетителей нередко
попадаются люди, перебравшие алкоголя и прочих стимуляторов.
Поэтому еще один из китов, на которых стоит любой клуб, –
надежная система охраны. Создать ее вы можете сами либо нанять
профессиональных людей из охранных агентств. В Москве их услуги
стоят $2-5 в час, и пяти-шести человек на заведение средней руки
будет вполне достаточно. В обязанности секьюрити будет входить
выставление за дверь разбушевавшихся клиентов и локализация
конфликтов. Но должны они это делать так, чтобы другие
посетители были не в курсе того, что происходит на самом деле (а
это зависит уже исключительно от профессионализма охранников).
Ранее многие клубы пользовались услугами милиции, как гаранта
безопасности, но сейчас от этого отказались: человек в форме
сильно напрягает многих посетителей.
Главная же опасность, которая подстерегает владельца клуба, –
наркотики и наркодилеры. Стоит поступить соответствующему
сигналу в РУБОП – и в зал могут ворваться люди в камуфляже и
масках, положить посетителей на пол, обыскать и отправить в
каталажку. К примеру, подобное не раз случалось в первом
московском гей-клубе «Шанс». По слухам, из-за проблем с
наркотиками закрылся клуб «Плазма».
Но это, как говорится, совсем другая история. Вы-то наверняка,
открывая свое заведение, собираетесь работать долго и честно.
Сколько можно заработать?
Счет Долларов, в ср. за мес. Процентов, в ср. за мес.
Выручка, в том числе 42500 100,0
-от продажи билетов по будням 2500 5,9
-от продажи билетов по выходным 18750 44,1
- выручка бара 21250 50,0
Расходы, в том числе 27400 64,4
- на аренду помещения (250 кв.м) 6250 14,7
- на приглашение артистов 2400 5,6
-на закупку спиртного 10625 25,0
- на зарплату персонала (15 чел.) 6000 14,1
- прочие 2125 5,0
Прибыль (без учета налогов) 15100 35,6
На такой результат может рассчитывать клуб среднего уровня на
окраине Москвы, который каждый вечер по будням посещает 100
человек, а по выходным - 500 человек. При этом предполагается,
что в будни входной билет стоит 50 рублей, а в выходной день -
150 рублей.
Оборудование: на любой свет и цвет:
После того как вы определитесь с концепцией развлекательного
заведения и подыщите подходящее помещение, начнется его
проектирование и строительство
Еще на стадии утверждения строительного плана клуба необходимо
пригласить специализированную фирму по установке света и звука
(в Москве их около 50). Не обладая достаточным опытом,
самостоятельно закупить и смонтировать оборудование практически
невозможно. Для специалистов важны несколько параметров
помещения: площадь, форма периметра, высота потолков,
расположение столиков, сцены и барной стойки. Одно из самых
важных условий, от которого зависит набор световых приборов, –
стилистика музыки. К примеру, для диско и выступления эстрадных
артистов используют яркие цветные лучи, блуждающие по залу, и
зеркальные шары. Молодежные клубы, где играют транс или рейв,
предпочтительно освещать холодными голубыми и синими цветами,
выбеливающими лица людей, а также использовать вспыхивающие
стробоскопы и зеленые лазеры по цене от $2 тыс.
– Для клуба с размером основного танцзала в 120-150 кв. м вполне
можно создать качественный свет и звук за $15 тыс., – утверждает
директор фирмы «X-Light group» Николай Оганесян. – При этом
соотношение затрат примерно такое: две трети приходится на свет,
а одна треть – на звук. Свет всегда стоит дороже, так как монтаж
его труднее выполнить. Хотя подчас звуковое оборудование для
клуба оказывается более важным. Скажем, когда клуб
специализируется именно на живых выступлениях. И тогда
соотношение может быть 50/50.
Подбирая помещение для небольшого клуба, желательно остановить
выбор на зале с высотой потолков до 4 м, т. к. это
непосредственно влияет на стоимость приобретаемой аппаратуры.
Осветительные приборы, которые могут «пробить» расстояние в 4
метра, почти на 30% дешевле более мощных, с лучами,
преодолевающими 8 м. Также для правильного размещения света
необходимо заранее знать, будет ли в клубе какое-либо шоу, для
которого нужна отдельная подсветка. К примеру, стриптиз требует
яркой точечной заливки сцены следящей пушкой и ультрафиолетом.
Один из важнейших параметров, по которым выбирается световая или
звуковая аппаратура, – время бесперебойной работы лампы. Если
она будет эксплуатироваться больше 12 часов, надо выбирать
технику с повышенным ресурсом. И лучше не поддаваться соблазну
сэкономить, покупая дешевый аппарат, в котором лампы рассчитаны
всего на 150 часов работы. Грамотнее приобрести более дорогую
установку, но со сроком службы 2000 часов. Мощные лампы стоят
достаточно дорого – до $50, и, если их часто менять, никаких
денег не хватит.
Неинтеллектуальные световые приборы (то есть те, что реагируют
только на музыкальное сопровождение) стоят в среднем от $100 до
$400, а интеллектуальные (их работу можно программировать или
регулировать с пульта) – уже как минимум $500. Но для «простого»
клуба вполне подойдет и первый вариант.
Какая техника качественнее? Совсем не обязательно самая дорогая.
Известные западные марки стоят процентов на 30 дешевле, чем
китайские и тайваньские приборы. Но производятся они обычно на
одних и тех же заводах в Юго-Восточной Азии. Не стоит
пренебрегать и отечественными приборами. Они зачастую не хуже
зарубежных аналогов. Причем если китайцы нередко используют
пластиковые линзы, которые со временем теряют прозрачность, то
наши заводы – только натуральные стеклянные, плюс надежное
железо (вместо пластика).
Акустические характеристики зала определяют не только размер
помещения, но и материалы, применяемые для внутренней отделки.
Мягкие кресла, ковры поглощают звук; гипсокартон, зеркала и
мрамор, наоборот, отражают. Но и чрезмерное поглощение, и
чрезмерное отражение звука – негативные явления. Поэтому
специалисты стараются их нейтрализовать. Для звукоизоляции
применяются специальные панели «экофон». Но решить эту задачу
полностью невозможно. Поэтому клуб может располагаться только в
нежилом помещении. В Москве это даже закреплено законодательно.
Если в клубе будут выступать и музыканты, и DJ, то необходима
звуковая система мощностью 7-8 кВт, состоящая из двух
широкополосных акустических систем, двух двухполосных, четырех
низкочастотных, кроссовера (контроллера), блока обработки
(эквалайзеры, компрессоры), и оборудование для DJ (пульт,
«вертушка»). Если выступления «вживую» не планируются, то на
звуковой системе можно сэкономить процентов 20.
Несмотря на торжество новейших электронных технологий,
специалисты не советуют устанавливать в клубе, особенно с
«живым» звуком, цифровые источники звука. Передать все оттенки и
мягкость звучания пока возможно только на аналоговой аппаратуре.
Именно за это специалисты так ценят старые виниловые пластинки,
на которых нет «мертвых» пауз между песнями. И даже современные
DJ, работающие с винилом, стоят в два раза дороже тех, кто
использует CD.
Обычно монтаж приборов оценивается в 10-15% от стоимости
оборудования, по времени он может занять от недели, и это
необходимо брать в расчет. Причем лучше всего этим заняться еще
на стадии черновых работ.
– К сожалению, заказчики чаще приходят выбирать установку тогда,
когда отделка клуба уже закончена, – сетует Николай Оганесян. –
Поэтому возникают серьезные проблемы: приходится долбить
монолитные потолки и делать другие работы. Бюджета, как обычно,
не хватает. Причем такой непредусмотрительностью страдают даже
дорогие клубы. К примеру, небезызвестный«Шамбала» потратил около
$150 тыс. на ремонт и отделку, но когда подошло время
устанавливать аппаратуру, его менеджеры пришли в
специализированную фирму с $5 тыс., которых явно мало для
высокого качества.
Впрочем, в ремонт вовсе не обязательно вкладывать миллионы. Во
многих случаях все можно сделать очень стильно и недорого, да и
царящий в зале полумрак, вспышки света способны скрыть дефекты
помещения (вы же не дорогой ресторан открываете).
Например, один из популярнейших московских клубов «Свалка»
раскрутился в кратчайшие сроки во многом благодаря оригинальному
интерьеру: стильным, из грубого дерева, табуретам, таким же
грубым столам и оригинальной находке – настоящим капотам
американских автомобилей с мерцающими в темноте фарами. Не менее
модное местечко «Пропаганда» также сильно сэкономило на
интерьере, который его менеджер Владимир определил как
«минималистический индастриал»: грубое дерево и не менее грубый
металл, плюс крашеный кирпич.
Основные световые приборы для клуба:
Наименование Цена за шт., $
Центральный 1500 - 2000
Сканеры 500 - 1500
Вращающиеся головы от 700
Стробоскопы 70 - 250
Даммашина от 80
Зеркальный шар 40 - 100
УФ-лампы 20
© Alti.ru