Бизнес портал Alti.ru

  Добавить сайт в избранное

 


Популярные бизнес планы:

Бизнес план магазина

Бизнес план предприятия

Бизнес план кафе

Как составить бизнес план

Бизнес план салона

Бизнес план ресторана

Типовой бизнес план

Бизнес план парикмахерской

Бизнес план автосервиса

Бизнес план - примеры
 


Основные подразделы рубрики

Бизнес планы :

Бизнес план компьютеры

Бизнес планы общепит

Бизнес планы услуги

Бизнес планы авто

Бизнес планы торговля

Бизнес план предприятия

Бизнес планы туризм

Бизнес планы спорт

Бизнес планы здоровье

Бизнес планы прочие

Бизнес планирование

Как составить бизнес план

Архив бизнес планов

 

 

Готовый бизнес

Разделы: Франчайзинг, Покупка бизнеса, Продажа бизнеса, Оценка бизнеса, Обзоры готового бизнеса, Аналитика готового бизнеса, Советы по готовому бизнесу, Статьи про готовый бизнес.

Бизнес планы

Готовые бизнес-планы по различным отраслям бизнеса, составление бизнес плана, бизнес планирование.

Кредитование

Разделы: Ипотечное кредитование, Потребительское кредитование, Кредиты для бизнеса, Условия кредитования, Кредитные карты, Автокредит, Банки, Лизинг.

Инвестиции

Разделы: Инвестирование, Советы инвестору, Инвестиционные фонды, ПИФ, Доверительное управление, Управляющие компании, Инвестиционные компании, Финансирование, Иностранные инвестиции, Налоги инвестора.

Финансы

Разделы: Финансовый менеджмент, Финансовый маркетинг, Финансовые расчеты, Кассовые операции, Личные финансы, Автоматизация бизнеса, Безопасность финансов, Аудит,Управленческий учет, Зарплата, Командировочные расходы, Бухучет, Кредит, Вклады.

Договора

Трудовые договора, Договора аренды, Договора купли-продажи, Договора на оказание услуг, Договора поставки, Договора подряда, Типовые договора, Образцы договоров.

Бизнес идеи

Разделы: Идеи бизнеса, Свой бизнес, Идеи малого бизнеса, Архив бизнес идей.

Должностные инструкции

Типовые должностные инструкции и образцы должностных инструкций различных работников.

Страхование

Разделы: Рынок страхования,        Авто страхование, Медицинское страхование, Страхование недвижимости, Страхование вкладов.

Публикации

Разделы: Реклама, Маркетинг, Брэнды, Маркетинговые исследования, Карьера.


Бизнес план ночного клуба




Где еще можно забыть на время о личных комплексах и проблемах, курсе доллара, ссоре с любимым человеком и, наконец, просто убить время? Только в одном из ночных заведений, ставших в последние годы символом красивой и беззаботной жизни. А что бы вы сказали насчет возможности каждый вечер бывать здесь бесплатно, да еще зарабатывать на подобных визитах? Спросите, как такое может быть? Очень просто: нужно открыть свой собственный клуб.

Первые ласточки

Одним из самых первых в России ночных клубов стало московское заведение под названием «Арлекино», открытое Анатолием Гусевым и Александром Черкасовым в громадном фойе Киноцентра на Красной Пресне еще в 1991 году. Посорить деньгами сюда слетались «новые русские», бандиты и нефтяники со всей страны и ближнего зарубежья. По словам бывших работников, вложения в «Арлекино» окупились буквально за пару уик-эндов. Основатели клуба потратились на его обустройство по минимуму: не стали ничего менять в интерьере, ограничившись покупкой дешевых пластиковых столиков и подвешиванием несколько световых приборов под потолком. Но при этом стоимость входного билета в обычные дни была $50, в дни выступлений звезд – до $600, а помещение вмещало около тысячи человек.

Понятно, что «такие» деньги не могли обойти стороной московские бандиты. «Арлекино» пытались взять под контроль ореховская и бауманская преступные группировки, и логичным завершением истории дискотеки стало убийство Анатолия Гусева в 1997 году. А потом умер и клуб.

– Концепция огромного и плохо оформленного зала себя полностью изжила. Мы не выдержали конкуренции с новыми модными заведениями, появившимися по всей Москве, – считает бывший директор «Арлекино» по персоналу Алексей Игнатьев.

Новые клубы были уже более сегментированными и профессиональными: дискотеки «Джамп» и «Пилот», клубы для модной молодежи «Пентхаус» и «Птюч»; дорогие заведения типа «Метелицы» и «Утопии». Некоторые ради престижа содержали крупные банки. Однако почти никто из этих заведений до сегодняшних дней тоже не дожил, а оставшиеся уже не приносят прежних денег своим владельцам.

И только с середины 90-х клубный бизнес стали определять промоутеры и арт-директоры, по крайней мере, точно знающие, как вести бизнес нельзя. Московские клубы начали приобретать тот классический имидж, который им присущ на Западе, – места, где собираются единомышленники, ведущие одинаковую жизнь, предпочитающие один и тот же стиль в одежде и музыке.

– Главная задача промоутера – каждый вечер создавать праздник. Именно от профессионализма этого человека зависит успех или неуспех заведения, – утверждает Андрей Фомин, известный в Москве промоутер и шоумен, учредитель ежегодной награды Night Life Award, которая вручается лучшим клубам года.

Выучиться на промоутера невозможно: такой специальности нет ни в одном вузе. Он определяет основное направление клуба, которое находит отражение во всем – от освещения до цены коктейлей. Он организует тематические вечеринки, приглашает на них артистов и других известных персонажей. И он же в российских условиях обычно совмещает в одном лице роли владельца клуба, его управляющего и арт-директора. Бизнесу это совместительство отнюдь не способствует. Но по-другому работать наши клубные деятели пока что не научились.

Дешево и модно

Все клубы делятся на три условные категории: закрытые, демократичные молодежные и тематические – для любителей джаза, фанатов рока или представителей секс-меньшинств. Так что если вы намерены заняться клубным бизнесом, для начала нужно определить, какое направление вам ближе. Ведь абсолютно всем угодить невозможно, а делать что-то чуждое для себя лучше и не пытаться.

Труднее всего работать с посетителями закрытых клубов – богемой и «золотой молодежью». Тут без профессионального промоутера просто не обойтись. Так, открывшееся в 1998 году «Джаз кафе» своим успехом обязано таланту и опыту югослава Синиша Лазаревича, раньше работавшего в ночных клубах Италии и Белграда. Интересно, что владельцами «Джаз-кафе» в интерьер, мебель и оборудование было вложено минимум средств, а на рекламу вообще не было потрачено ни копейки. Вся стратегия Лазаревича строилась на создании вокруг клуба ажиотажа, атмосферы богемной тусовки, плюс строжайший фэйс-контроль. Чтобы попасть в «Джаз-кафе», надо было быть «в доску своим» для его завсегдатаев: одеваться в определенном стиле, ездить на машинах определенной марки и т. д. Охране на входе могло просто не понравиться ваше лицо – и даже мешок денег не помог бы получить пропуск. Говорят, так однажды случилось с неким влиятельным в московском правительстве человеком, и он поспособствовал, чтобы «Джаз-кафе» закрыли.

В клубах такого типа деньги за вход не берут. Прибыль приносят только покупки в баре, которые делают посетители. Но цены в нем – запредельные. Чашечка кофе – $10, коктейль – $50. При том, что исходные ингредиенты напитков стоят в несколько раз дешевле. При минимальных вложениях (интерьер декорируется недорого, но ярко, кухни обычно нет, и дорогое оборудование не нужно) подобный клуб может приносить не одну сотню тысяч долларов ежегодно. Правда, обычно такие клубы существуют не более двух лет. А когда бум проходит, владелец его просто закрывает, чтобы открыть заведение в новом месте. Тот же Синиша Лазаревич осенью 1999 года создал новый клуб «Circus» (в подвале Цирка на Цветном бульваре). Возможно, история с обиженным московским чиновником просто стала красивой легендой, объясняющей исчезновение «Джаз-кафе». Клубный бизнес такого типа чисто спекулятивный, но тем он и хорош.

– Высший пилотаж – это задорого продать уже много раз окупившее себя заведение на гребне популярности, через полтора-два года работы, – утверждает Андрей Фомин. – Клубный бизнес очень напоминает игру на акциях инновационных компаний – рискованную, но невероятно прибыльную и захватывающую.

В сегодняшней ситуации окупиться успешный клуб может достаточно быстро – всего за год. Но у таких клубов для избранных есть один существенный недостаток: узкий круг потенциальных клиентов, особенно в провинции. Эта технология подходит больше для столиц и городов-миллионников. По подсчетам Андрея Фомина, даже в таком огромном городе, как Москва, конкурентная борьба между закрытыми клубами идет не более чем за 5 тыс. потенциальных клиентов в возрасте от 25 до 40 лет, достаточно состоятельных, модных, но главное – ведущих ночной образ жизни.

Танцы с демократией

Демократичные молодежные клубы охватывают гораздо большую потенциальную аудиторию – под 100 тыс. человек только в Москве. Их основные посетители – школьники и студенты от 15 до 25 лет, способные выложить за билет от 50 до 150 рублей. Эти клубы – фактически наследники дискотек в Домах культуры и школах. Тут личность промоутера уже не так важна. Главное – много света, погромче музыка и побольше рекламы. И тогда ежевечерний наплыв пьяных подростков гарантирован. В отличие от закрытых клубов, основную прибыль молодежные получают именно от продажи входных билетов. Денег у студентов немного, и большинство предпочитает накачаться алкоголем у ближайшей дешевой палатки.

Одно из самых эффективных средств рекламы для молодежного клуба – распространение флаеров – маленьких бумажек, которые раздают молодые ребята у метро и в университетах, с указанием информации о заведении. Обычно сам распространитель (тоже из числа посетителей) получает до 10% от цены входного билета (на каждом флаере написан его индивидуальный номер), плюс бесплатный вход в клуб. Но главное, конечно, это «сарафанное радио», а слухи в молодежной среде о новом «чумовом месте» распространяются быстрее, чем в Интернете. Если в клубе все сделано правильно – он имеет все шансы на успех.

Впрочем, если подойти к делу с фантазией, то можно вообще обойтись без рекламы. Так, скажем, работает московский клуб «Свалка», в котором постоянно проходят какие-то специальные вечеринки, которые с удовольcтвием освещают СМИ: вечер памяти Элвиса Пресли, концерт группы «Металлика», антифашистская акция и т. д.

Очень многое зависит от приглашенного ди-джея, ставящего «правильную» музыку. В Москве хороший DJ стоит от $50 до $150 за ночь, если это, конечно, не звезда, которая может получать до $500. Но основные затраты при организации подобного шумного местечка – это свет и звук.

Прибыль от входных билетов нетрудно подсчитать. Клуб «средней руки» может вместить в субботний или воскресный вечер до 500 человек. При цене билета в 100 рублей выручка получается уже на уровне 50 тыс. рублей. Примерно столько же в среднем приносит бар. Итог – 100 тыс. рублей по самому минимуму. За вычетом затрат – на аренду помещения, зарплату сотрудников, аренду оборудования – доход может составить от 20 до 50%. Правда, из этой суммы нужно еще уплатить налоги. Но здесь каждый выкручивается как может, и дать даже ориентировочные расходы невозможно.

По словам менеджеров демократичных заведений, залог успеха – гибкая ценовая политика. В будни, конечно, число посетителей может уменьшиться в три раза. Самый провальный день – понедельник. Поэтому многие клубы устраивают в этот день выходной или делают вход бесплатным.

Не в меньше, чем от ди-джея, прибыль клуба зависит от бармена. Важно, чтобы он наладил четкий контроль за расходом напитков и ассортиментом – в молодежных клубах должно быть море пива по 40 руб. А в целом, по сравнению с магазинной, наценка на напитки варьируется от 100 до 300%.

Живьем

Для клубов, где играет «живая» музыка, проблема № 1 – приглашение интересных музыкантов.

– Ежедневно мне в клуб приносят от пяти до десяти демонстрационных кассет и дисков с различными новыми группами, – рассказывает Павел Комакин, промоутер клуба «16 тонн». – Удача, если за месяц во всем этом ворохе удается отыскать одну-две стоящие группы. Приходится приглашать звезд, а это недешево. Хотя нам, конечно, это несколько проще, чем многим другим. Земфира, «Мумий Троль», «Танцы минус» и Б2 свои живые выступления начинали именно у нас.

Концертные расценки таковы. В Москве часовое выступление начинающих музыкантов обойдется минимум в $150. Звезда стоит до $10 тыс. Но, правда, все это может с лихвой окупиться. К примеру, входной билет в «16 тонн» в день выступления широко известного артиста стоит $15-20, а клуб вмещает до 600-670 человек.

Что касается провинции, то здесь гонорары «звезд» обычно превышают столичные в 1,5-2 раза и выступают они, как правило, на стадионах и в дворцах культуры. Провинциальные клубы c популярными артистами работают крайне редко.

– Для поддержания интереса к клубу, а также из-за нехватки отечественных исполнителей, приходится регулярно приглашать западных музыкантов. Гонорары они берут примерно те же, что наши, но общие расходы сильно возрастают за счет авиабилетов и оплаты гостиницы, – продолжает Павел Комакин. – Чтобы быть в курсе того, что происходит в музыкальном мире, мне приходится постоянно следить за новинками шоу-бизнеса и альтернативной музыки, выписывать западные журналы и заглядывать на актуальные интернет-сайты.

В силу всех этих причин ни одному, даже успешному, клубу не помешает помощь спонсора. По утверждению Андрея Фомина, проще всего договориться с табачно-алкогольными компаниями, испытывающими трудности с рекламой в СМИ. В некоторых случаях спонсорская помощь может составлять от нескольких десятков до $100 тыс. за вечеринку.

В тему

Людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией намного больше, чем привыкло думать наше гетеросексуальное общество. По статистике, к таковым относятся до 7% мужчин и женщин. А если к ним прибавить еще 20% бисексуалов, то получается весьма внушительный круг потенциальных посетителей, на которых могут рассчитывать «голубые» и «розовые» клубы. Причем, опять же по статистике, обеспеченных людей среди геев больше, чем среди натуралов. Согласитесь, было бы глупо не использовать этот потенциал.

В Москве и Питере его и используют на полную катушку. Только в столице сейчас успешно работают пять гей-клубов. Причем что интересно – до половины их посетителей к гей-движению не имеют никакого отношения. Просто им нравится атмосфера свободы, раскрепощенности, бесконфликтности и веселья, традиционно царящая во всех «голубых» заведениях.

Правда, есть один маленький, но существенный нюанс. Начиная подобный бизнес, вы должны как минимум знать специфику этой публики и быть вхожими в тусовку. По утверждениям большинства владельцев гей-клубов, для них содержание клуба является бизнесом в последнюю очередь, в первую – это стиль жизни.

Илья Абатурин стал одним из буревестников «клубной голубой революции», причем попал он в этот бизнес достаточно случайно. В начале 90-х Илья занимался международным туризмом, а в 1994, скопив немного денег, на паях с партнерами открыл ресторан «Премьера» в Театре киноактера.

– После открытия ресторан начал пользоваться популярностью именно у людей гомосексуальной ориентации. Фактически он стал неформальным местом сбора геев со всей Москвы, – рассказывает Илья Абатурин. – Однако из-за непомерного аппетита директора театра, постоянно поднимавшего арендную плату, нам пришлось его закрыть. И тогда мы решили рискнуть и сделать совершенно новый проект: открыть постоянный гей-клуб. Тогда я не только понятия не имел о специфике этого бизнеса, но даже не представлял, что такие заведения существуют на Западе. До всего приходилось доходить своим умом. В результате семь лет назад появился клуб «Три обезьяны», а еще через два года – «Центральная станция».

Сегодня между гей-клубами в Москве уже ощущается достаточно сильная конкуренция. Для привлечения публики в ход пускаются все средства– от предоставления скидок, организации травести-шоу, мужского стриптиза и до оборудования т. н. «dark room» – сейчас ни один гей-клуб не обходится без подобной комнаты, где в полной темноте можно со своим новым партнером делать все что угодно. (Кстати, «нормальные» клубы тоже взяли этот сервис на вооружение. Например, «Парк Авеню Диско» оборудовал в подвале несколько плотно закрывающихся кабинок, в каждой установив по телемонитору с эротикой и диванчику. Что поделаешь: человека всегда привлекает все, что аморально или под запретом, и хозяева ночных заведений на этом отлично зарабатывают.) По словам владельцев московских гей-клубов, ежегодно клиенты оставляют им в общей сложности до $1 млн. наличными.

– В клубной конкуренции главное – даже не привлечь нового клиента, а удержать его. Геи по своей природе очень любопытны и всегда пойдут в новое заведение, но вот останутся ли они там – это еще вопрос, – делится опытом Илья Абатурин.– К примеру, в день открытия нового гей-клуба «Студио» число посетителей «Центральной станции» уменьшилось почти на 40%, но уже через две недели восстановилось.

Интересная особенность гей-клубов: вход для девушек стоит в два раза больше, чем для ребят. По идее, эта мера должна ограничить численность посетительниц женского пола. Но срабатывает она плохо: девчонок в гей-заведениях все равно полно. Московские власти, как ни странно, никогда не препятствовали подобному «нетрадиционному» бизнесу, предпочитая реальные деньги от налогов, но в провинции все может быть не так-то просто. По словам владельца одного клуба, «нас десяток, а чиновник один, и имеет он (чиновник) денег столько, сколько не заработать ни одному клубу».

Охрана на все времена

Во всех, даже очень цивилизованных, странах считается, что под покровом ночи в клубах творятся разные темные дела, ходят наркотики, «грязные» деньги, и немалая толика справедливости в этом есть. Не говоря уже о том, что среди посетителей нередко попадаются люди, перебравшие алкоголя и прочих стимуляторов. Поэтому еще один из китов, на которых стоит любой клуб, – надежная система охраны. Создать ее вы можете сами либо нанять профессиональных людей из охранных агентств. В Москве их услуги стоят $2-5 в час, и пяти-шести человек на заведение средней руки будет вполне достаточно. В обязанности секьюрити будет входить выставление за дверь разбушевавшихся клиентов и локализация конфликтов. Но должны они это делать так, чтобы другие посетители были не в курсе того, что происходит на самом деле (а это зависит уже исключительно от профессионализма охранников). Ранее многие клубы пользовались услугами милиции, как гаранта безопасности, но сейчас от этого отказались: человек в форме сильно напрягает многих посетителей.

Главная же опасность, которая подстерегает владельца клуба, – наркотики и наркодилеры. Стоит поступить соответствующему сигналу в РУБОП – и в зал могут ворваться люди в камуфляже и масках, положить посетителей на пол, обыскать и отправить в каталажку. К примеру, подобное не раз случалось в первом московском гей-клубе «Шанс». По слухам, из-за проблем с наркотиками закрылся клуб «Плазма».

Но это, как говорится, совсем другая история. Вы-то наверняка, открывая свое заведение, собираетесь работать долго и честно.

Сколько можно заработать?

Счет Долларов, в ср. за мес. Процентов, в ср. за мес.
Выручка, в том числе 42500 100,0
-от продажи билетов по будням 2500 5,9
-от продажи билетов по выходным 18750 44,1
- выручка бара 21250 50,0
Расходы, в том числе 27400 64,4
- на аренду помещения (250 кв.м) 6250 14,7
- на приглашение артистов 2400 5,6
-на закупку спиртного 10625 25,0
- на зарплату персонала (15 чел.) 6000 14,1
- прочие 2125 5,0
Прибыль (без учета налогов) 15100 35,6


На такой результат может рассчитывать клуб среднего уровня на окраине Москвы, который каждый вечер по будням посещает 100 человек, а по выходным - 500 человек. При этом предполагается, что в будни входной билет стоит 50 рублей, а в выходной день - 150 рублей.

Оборудование: на любой свет и цвет:

После того как вы определитесь с концепцией развлекательного заведения и подыщите подходящее помещение, начнется его проектирование и строительство

Еще на стадии утверждения строительного плана клуба необходимо пригласить специализированную фирму по установке света и звука (в Москве их около 50). Не обладая достаточным опытом, самостоятельно закупить и смонтировать оборудование практически невозможно. Для специалистов важны несколько параметров помещения: площадь, форма периметра, высота потолков, расположение столиков, сцены и барной стойки. Одно из самых важных условий, от которого зависит набор световых приборов, – стилистика музыки. К примеру, для диско и выступления эстрадных артистов используют яркие цветные лучи, блуждающие по залу, и зеркальные шары. Молодежные клубы, где играют транс или рейв, предпочтительно освещать холодными голубыми и синими цветами, выбеливающими лица людей, а также использовать вспыхивающие стробоскопы и зеленые лазеры по цене от $2 тыс.

– Для клуба с размером основного танцзала в 120-150 кв. м вполне можно создать качественный свет и звук за $15 тыс., – утверждает директор фирмы «X-Light group» Николай Оганесян. – При этом соотношение затрат примерно такое: две трети приходится на свет, а одна треть – на звук. Свет всегда стоит дороже, так как монтаж его труднее выполнить. Хотя подчас звуковое оборудование для клуба оказывается более важным. Скажем, когда клуб специализируется именно на живых выступлениях. И тогда соотношение может быть 50/50.

Подбирая помещение для небольшого клуба, желательно остановить выбор на зале с высотой потолков до 4 м, т. к. это непосредственно влияет на стоимость приобретаемой аппаратуры. Осветительные приборы, которые могут «пробить» расстояние в 4 метра, почти на 30% дешевле более мощных, с лучами, преодолевающими 8 м. Также для правильного размещения света необходимо заранее знать, будет ли в клубе какое-либо шоу, для которого нужна отдельная подсветка. К примеру, стриптиз требует яркой точечной заливки сцены следящей пушкой и ультрафиолетом.

Один из важнейших параметров, по которым выбирается световая или звуковая аппаратура, – время бесперебойной работы лампы. Если она будет эксплуатироваться больше 12 часов, надо выбирать технику с повышенным ресурсом. И лучше не поддаваться соблазну сэкономить, покупая дешевый аппарат, в котором лампы рассчитаны всего на 150 часов работы. Грамотнее приобрести более дорогую установку, но со сроком службы 2000 часов. Мощные лампы стоят достаточно дорого – до $50, и, если их часто менять, никаких денег не хватит.

Неинтеллектуальные световые приборы (то есть те, что реагируют только на музыкальное сопровождение) стоят в среднем от $100 до $400, а интеллектуальные (их работу можно программировать или регулировать с пульта) – уже как минимум $500. Но для «простого» клуба вполне подойдет и первый вариант.

Какая техника качественнее? Совсем не обязательно самая дорогая. Известные западные марки стоят процентов на 30 дешевле, чем китайские и тайваньские приборы. Но производятся они обычно на одних и тех же заводах в Юго-Восточной Азии. Не стоит пренебрегать и отечественными приборами. Они зачастую не хуже зарубежных аналогов. Причем если китайцы нередко используют пластиковые линзы, которые со временем теряют прозрачность, то наши заводы – только натуральные стеклянные, плюс надежное железо (вместо пластика).

Акустические характеристики зала определяют не только размер помещения, но и материалы, применяемые для внутренней отделки. Мягкие кресла, ковры поглощают звук; гипсокартон, зеркала и мрамор, наоборот, отражают. Но и чрезмерное поглощение, и чрезмерное отражение звука – негативные явления. Поэтому специалисты стараются их нейтрализовать. Для звукоизоляции применяются специальные панели «экофон». Но решить эту задачу полностью невозможно. Поэтому клуб может располагаться только в нежилом помещении. В Москве это даже закреплено законодательно.

Если в клубе будут выступать и музыканты, и DJ, то необходима звуковая система мощностью 7-8 кВт, состоящая из двух широкополосных акустических систем, двух двухполосных, четырех низкочастотных, кроссовера (контроллера), блока обработки (эквалайзеры, компрессоры), и оборудование для DJ (пульт, «вертушка»). Если выступления «вживую» не планируются, то на звуковой системе можно сэкономить процентов 20.

Несмотря на торжество новейших электронных технологий, специалисты не советуют устанавливать в клубе, особенно с «живым» звуком, цифровые источники звука. Передать все оттенки и мягкость звучания пока возможно только на аналоговой аппаратуре. Именно за это специалисты так ценят старые виниловые пластинки, на которых нет «мертвых» пауз между песнями. И даже современные DJ, работающие с винилом, стоят в два раза дороже тех, кто использует CD.

Обычно монтаж приборов оценивается в 10-15% от стоимости оборудования, по времени он может занять от недели, и это необходимо брать в расчет. Причем лучше всего этим заняться еще на стадии черновых работ.

– К сожалению, заказчики чаще приходят выбирать установку тогда, когда отделка клуба уже закончена, – сетует Николай Оганесян. – Поэтому возникают серьезные проблемы: приходится долбить монолитные потолки и делать другие работы. Бюджета, как обычно, не хватает. Причем такой непредусмотрительностью страдают даже дорогие клубы. К примеру, небезызвестный«Шамбала» потратил около $150 тыс. на ремонт и отделку, но когда подошло время устанавливать аппаратуру, его менеджеры пришли в специализированную фирму с $5 тыс., которых явно мало для высокого качества.

Впрочем, в ремонт вовсе не обязательно вкладывать миллионы. Во многих случаях все можно сделать очень стильно и недорого, да и царящий в зале полумрак, вспышки света способны скрыть дефекты помещения (вы же не дорогой ресторан открываете).

Например, один из популярнейших московских клубов «Свалка» раскрутился в кратчайшие сроки во многом благодаря оригинальному интерьеру: стильным, из грубого дерева, табуретам, таким же грубым столам и оригинальной находке – настоящим капотам американских автомобилей с мерцающими в темноте фарами. Не менее модное местечко «Пропаганда» также сильно сэкономило на интерьере, который его менеджер Владимир определил как «минималистический индастриал»: грубое дерево и не менее грубый металл, плюс крашеный кирпич.

Основные световые приборы для клуба:

Наименование Цена за шт., $
Центральный 1500 - 2000
Сканеры 500 - 1500
Вращающиеся головы от 700
Стробоскопы 70 - 250
Даммашина от 80
Зеркальный шар 40 - 100
УФ-лампы 20