Страусоводство, или фермерское разведение страусов,
практиковалось издавна. Второе рождение отрасль пережила в 80-е
годы XX века, тогда низкокалорийное мясо страуса вошло в моду.
Черные африканские страусы, а только таких питомцев держат
сегодня в загонах предприниматели, способны существовать в
северных условиях и относительно легко переносят зиму -
оказывается, их иммунная система высокоадаптивна. Все это
привело к тому, что потенциально перспективный и долгосрочный
агробизнес несколько лет назад попал в Восточную Европу и
Россию.
Сегодня в нашей стране действует уже несколько довольно успешных
ферм по разведению страусов. И они не ограничиваются
производством птиц, а занимаются еще и продажей мяса, яиц, кожи,
перьев. Даже проводят экскурсии. Кстати, многие участники рынка
утверждают, что места для "новичков" здесь еще вполне хватает.
И Африка им не нужна
Чтобы разобраться в хитросплетениях этого бизнеса, мы
отправились в две крупные и вполне успешные компании. Это
совместное российско-молдавское предприятие Anatex Investagro и
фирма "Русский страус" из подмосковного Серпухова. Anatex
Investagro первой начала заниматься на территории СНГ
страусоводством в 1996 году, а "Русский страус" появился на
рынке в 1999-м.
- О выращивании товарного молодняка в то время не могло быть и
речи. Не было репродуктивного стада и опыта инкубации. На рынке
специализированной литературы по страусоводству - "полный штиль"
и вакуум в законодательстве о страусе как о сельскохозяйственной
птице. Все это и предопределило направление нашей деятельности:
мы занялись развитием племенного страусоводства, - рассказывает
генеральный директор Anatex Investagro Андрей Воронов. Анализ
экономической ситуации в СНГ и в странах Восточной Европы
позволил предпринимателям очертить будущие рынки сбыта племенной
птицы. Основными адресами стали Россия, Украина и Румыния. И,
как утверждает Андрей Воронов, выбор оказался совершенно
правильным.
Вообще говоря, в рамках "страусиного" рынка эксперты четко
выделяют два сегмента. Это производство мяса, кожи и -
выращивание племенной птицы, от чего напрямую зависит и рынок
готовой продукции. Обе ниши, считает Андрей Воронов, не просто
не заполнены, а "девственно чисты". Но по-настоящему
перспективным пока можно признать выращивание племенных
производителей.
По словам специалистов компании "Русский страус", коммерческий
продукт в живом весе у страуса составляет около 40%, и это
намного выше, чем у крупного рогатого скота, овец и даже
домашней птицы. Одна самка страуса приносит до 60 яиц, из
которых вылупливаются в год 40 птенцов. Птенцы набирают рыночный
вес через 12–14 месяцев после рождения, дают почти 1,5 тонны
мяса и 50 кв. м кожи. У страусов очень необычное мясо. Оно
низкокалорийно и содержит мало холестерина. Оптимальный возраст
птицы для забоя - год. При разделке одной туши общим весом около
120 кг можно получить до 40 кг мяса. А стоит килограмм его в
России 400–500 рублей. Для сравнения: в Германии 14–25 евро. В
США оптовая цена страусятины формируется на уровне 8–12
долларов, в Австралии 10–14 долларов, в Бельгии 12 евро. В
Японии за килограмм мяса страуса платят 50–70 долларов.
Розничные цены гораздо выше.
Годовое потребление страусиного мяса в России не превышает, по
данным компаний-производителей, 100 тонн, и потому рынок его,
включая поставки всех отечественных страусиных ферм и импорт,
далек от насыщения. Потенциальный же объем только московского
рынка 5 000 тонн, или, в пересчете на убойный молодняк, около
125 тысяч голов. Для выращивания такого количества товарного
молодняка необходимо иметь 9–10 тысяч племенных производителей.
А сегодня во всей России племенное стадо не насчитывает и 1 000
голов. Кожа страусов может использоваться в кожевенной и модной
индустрии. Для широкого вывода на наш рынок таких новых
продуктов с превосходными характеристиками - страусиного мяса и
кожи, по мнению Андрея Воронова, необходимы время и финансовые
ресурсы. Однако игра стоит свеч.
В последние два года в стране заметен рост интереса к созданию
страусиных ферм, и, что самое отрадное, обеспечивает его средний
бизнес, а не фермеры-одиночки. Расклад же в целом таков: фирмы,
которые пять лет назад вступили на стезю страусоводства,
позиционируются как племенные хозяйства. Новообразованные же
фермы предпочитают товарное направление. В чем разница? Товарное
производство проще племенного и в организационно-хозяйственном
плане, и в сертификации. Чтобы получить статус племенной, ферма
должна функционировать не менее трех лет, в жестком ветеринарном
и санитарном режимах.
Финансовая отдача товарной фермы происходит быстрее, и это
немаловажно, учитывая рынок кредитных ресурсов, сложившийся в
настоящий момент.
"Всем нашим клиентам мы рекомендуем начинать страусиный бизнес
именно с товарного производства, а затем, по истечении
нескольких лет, окончательно определиться с направлением своей
деятельности", - советует Андрей Воронов.
Спрос на птицу растет очень быстро. "Сегодня мы уже с трудом
справляемся с возросшими объемами, - утверждает эксперт. - Такая
ситуация не может продолжаться бесконечно, и после насыщения
рынка племенным материалом поставки производителей
стабилизируются на вполне конкретном уровне. Последствия не
замедлят сказаться: разовьется конкуренция, снизятся цены и т.
д. Пока же свобода для маневра есть".
Утром - деньги, вечером - яйца?
Разведение страусов - достаточно рентабельная отрасль. И чем
больше производителей на ферме, тем дело выгодней. Общие затраты
на выращивание одной птицы до убойного веса в 100 кг - около 140
евро. Они складываются из следующих статей: получение суточного
молодняка - 25 евро; корм - 68 евро; прочие затраты
производственного характера - 37,2 евро (40%); дополнительные -
на выделку шкуры (с одной головы) - 10 евро. Плюс расходы
непроизводственного характера, с которыми связан любой бизнес.
Теперь о доходах. Прибыль формируется от продажи мяса и кожи. В
2003 году оптовая цена за килограмм мяса была около 6 евро, за
одну выделанную шкуру (примерно 1,3 кв. м) - 60 евро. В среднем
от страуса с убойным весом в 100 кг можно получить почти 35 кг
чистого мяса. Таким образом, общий доход составит 35 х 6 + 60 =
270 евро.
Прибыль до налогообложения - 130 евро, рентабельность продукции
(отношение прибыли к затратам) 93%! Рентабельность продаж
(отношение прибыли к доходу) - 48%. Столь высокий уровень
обусловлен, по мнению Андрея Воронова, тем, что цены на
продукцию страусоводства складываются не с учетом себестоимости
продукции, нормального (приемлемого) уровня рентабельности и
конкуренции, а на основе прямого диктата отпускных цен
производителя. Страусоводство - едва ли не единственная сфера,
где это пока возможно.
Без отходов
Страусоводство зародилось в Южной Африке во второй половине XIX
века и вскоре стремительно распространилось по всему миру. Птиц
разводили, в основном, чтобы ублажить капризный мир моды. Боа из
страусовых перьев украшали плечи светских львиц и фривольные
костюмы звезд "Мулен-Руж"; прелестницы на балах, кокетливо
прикрываясь пышными веерами, подавали ложные сигналы своим
воздыхателям: "Вы мне безразличны". Несчастные страусы могли
пасть жертвами ненасытной красоты.
В 1840 году из Южной Африки вывезли 1 000 кг страусовых перьев,
в 1910 году - уже 370 000 кг, и, если бы страусов не стали
разводить в неволе, они были бы теперь полностью истреблены.
Уже в первом десятилетии ХХ века насчитывалось более миллиона
птиц-великанов. В Россию африканских страусов впервые завез в
конце XIX века барон Фридрих Эдвард Фальц-Фейн - в свое степное
поместье Аскания-Нова в Таврической губернии. Прошло всего
несколько десятилетий, и предприимчивые фермеры поняли, что
птица эта - золотая. Страуса уже не только выставляли напоказ
или общипывали, чтобы воткнуть раскрашенные перья в шляпки
кокеток.
Оказалось, что его в самом деле можно считать "коровой в
перьях", как называют горделивую птицу некоторые страусоводы. И
эта "корова" не болеет ни ящуром, ни коровьим бешенством,
которыми перепугано сегодня все человечество. Второе рождение
отрасль пережила в 80-е годы XX века. В Европе в последние 10
лет происходит настоящий страусовый бум. Народ, озабоченный
своим здоровьем, стал подсчитывать потребляемые калории и
холестерин, и выяснилось, что наиболее полезным, диетическим
мясом является - страусиное. Птиц начали разводить на убой.
Впрочем, не отступилась и мода: кожу страусов рассматривают как
одну из самых роскошных и ставят в один ряд с кожей крокодила и
змеи, из нее шьют сумки, кошельки, обувь. Из огромных яиц весом
до полутора килограммов можно изжарить гигантскую яичницу, а
скорлупу раскрасить и выгодно продать как сувенир. Перья
по-прежнему украшают дам.
Мистик, дадаист, архитектор, астролог, кутюрье Пако Рабанн
создает одежду в том числе из флюоресцирующей кожи, страусовых
перьев. "Шанель" предлагает из страусовых перьев… юбку.
Уникальными терапевтическими свойствами обладает страусиный жир.
Из него производят масло, которое уже тысячелетиями используется
в косметических целях. Исследуются кровь, мозг, роговица глаз
птицы, которые предположительно можно применять для лечения
различных болезней человека. Продукция страусоводства
практически - безотходна. И спрос на нее возрастает с каждым
годом. Сейчас общее поголовье страусов в мире - 4 миллиона.
© Alti.ru