Спрос на мюсли и прочие сухие завтраки неуклонно растет ,
поэтому новички еще могут найти свою нишу на рынке и заработать
немного (а при хорошем раскладе — даже немало) денег.
Технология производства не настолько сложна, чтобы ее нельзя
было освоить. Основные средства необходимо направить на
обеспечение стабильного качества продукции, создание торговой
марки и последующую ее «раскрутку» до состояния бренда.
Организация производства мюсли — проект довольно дорогой и
непростой. Поэтому начинать работу в этом направлении следует,
только объективно оценив свой потенциал.
Деньги
Чтобы организовать производство мюсли, сначала необходимо
потратить $100-150 тыс. на покупку технологического
оборудования. Стартовый оборотный капитал — $20-50 тыс. По
данным операторов рынка, в зависимости от качества продукции,
уровня организации сбыта и маркетингового бюджета,
рентабельность производства мюсли может составлять 15-25%.
Разрешения
Для создания производства мюсли необходимо получить разрешения
двух всенародно любимых инстанций — санэпидемстанции и пожарной
охраны. Получать лицензию или что-либо подобное необходимости
нет. Оформить все разрешительные документы можно за пару
месяцев, обеднев на каких-то $300.
Общегосударственных стандартов на мюсли в Украине пока нет.
Поэтому каждый производитель изощряется, как может, разрабатывая
собственные технические условия (ТУ) и утверждая их во
всевозможных инстанциях.
Сырьё и упаковка
О сырье и упаковке для производства мюсли мы подробно
рассказывали в одноименной главке промышленного обзора (стр.
40-45). Хотим только подчеркнуть, именно качество сырья и дизайн
упаковки являются теми факторами, которые определяют
конкурентоспособность готовой продукции.
Особых проблем с поставками сырья отечественные “мюслители”
сегодня не испытывают. Крупные комбинаты хлебопродуктов
предлагают достаточное количество злаковых хлопьев по цене
1,6-2,5 грн. за 1 кг. Купить импортные фруктовые добавки —
ананас, папайю, банановые чипсы и иже с ними — не проблема. Но
цены “кусаются”: 15-25 грн. за 1 кг. Поэтому отечественные
производители стремятся перейти на добавки из местных фруктов и
ягод (клубника, малина, чернослив), которые дешевле экзотической
сушки в 2-3 раза.
При разработке рецептуры мюсли особое внимание следует уделить
вкусовой согласованности отдельных компонентов. Например,
гречневые хлопья и арахис искажают вкус других компонентов.
Арахис в 5-6 раз дешевле грецких и лесных орехов, поэтому его
часто используют в недорогих сортах мюсли. Однако идти по пути
удешевления рецептуры нужно осторожно, чтобы не отпугнуть
потребителя непривычным вкусом.
Технология
Ассортимент сухих завтраков, по большому счету, — синтез полета
фантазии производителя и его технологических возможностей.
Развитым воображением обладают все отечественные производители
мюсли, а вот с технологической составляющей дела обстоят иначе.
Технология производства сухих завтраков не так проста, как может
показаться непосвященному: в ходе производства хлопьев каждое
зернышко претерпевает воздействие нескольких технологических
процедур и проходит расстояние до 60 км.
Качество конечного продукта напрямую зависит не только от
качества исходного сырья, но и от точного соблюдения
установленных параметров технологического процесса. Подготовка к
производству зерновой основы и вкусовых добавок происходит по
разным схемам.
Основной технологический процесс подготовки фруктовой рассыпки —
сушка предварительно помытых и нарезанных плодов. Наиболее
высокое качество обеспечивает технология сублимации
(обезвоживания) сырья. Но это дорогое удовольствие, и
производители ограничиваются обычной сушкой при высоких
температурах.
При автоматической фасовке сухофруктов возможны проблемы.
Инжир, например, фасовать в автомате почти невозможно: на ягоду
налипает что угодно и механический паковщик не справляется с
работой. Сушеные смоквы либо дополнительно досушивают, либо
фасуют вручную.
Зерно дополнительно пропаривают, предварительно варят,
сплющивают, вспучивают, экструдируют и т.п. Один из наиболее
эффективных способов подготовки — вспучивание. Увлажненное зерно
быстро подогревают при помощи либо токов высокой частоты, либо
мощного потока инфракрасного излучения. Вспучивание происходит
также при резком перепаде давления от высокого к нормальному или
даже чрезвычайно низкому.
Для производства овсяных хлопьев “Геркулес” семена охлаждают,
затем плющат на вальцовом станке с гладкими валками. Толщина
полученных хлопьев не должна превышать 0,5 мм.
Качество злаковых хлопьев контролируется по 10-12 параметрам,
основные из которых влажность, мучнистость (способность хлопьев
в процессе транспортировки и фасовки превращаться в муку) и
развариваемость. Именно сложность процесса технологической
обработки зерна и заставляет производителей мюсли приобретать
готовые хлопья, чтобы не возиться со столь сложным
производством.
Процесс приготовления мюсли из готовых компонентов достаточно
прост. Ингредиенты взвешивают и дозируют по рецептуре. Зерно
закладывают в так называемый дражировочный барабан и
перемешивают. После этого смесь фасуют в полипропиленовые пакеты
и туда же «дофасовывают» заранее приготовленную фруктовую
рассыпку. Зерновая смесь движется по одному конвейеру, вкусовые
добавки — по другому. В момент фасовки транспортеры соединяются,
и в результате получается готовая продукция.
Последняя стадия технологического процесса — запаивание
полипропиленовых пакетов, наклейка этикеток и укладка в
картонные короба.
Оборудование
Оборудование для производства сухих завтраков в Украине
собирают: предприятия ассоциации “Прома”, НПО “Росс”
(г.Харьков), ООО “Тронка-Агротех” (г.Киев). Отечественное
“железо” стоит относительно недорого и, как правило, является
универсальным (способным производить хлопья, кукурузные палочки,
подушечки и т.д.). Специализированный комплект оборудования для
изготовления овсяных хлопьев “Геркулес” производительностью 1000
кг/ч стоит $101 тыс.
НПО “Росс” (г.Харьков) предлагает линию для производства
“Геркулеса” МАВ-К-28,0/380-100П мощностью 1 т/ч по цене $59 тыс.
Размещение оборудования в цехах и размеры проходов для его
обслуживания должны соответствовать требованиям ОСТ 18-434-84
“Процессы производственные в пищеконцентратной промышленности.
Требования безопасности”, а также отраслевых Правил техники
безопасности и производственной санитарии.
Например, для защиты производственных и складских помещений от
грызунов необходимо окна подвальных помещений и отверстия в
вентиляционных каналах оборудовать защитными металлическими
сетками, а все “лишние” отверстия и щели для трубопроводов в
стенах и перекрытиях плотно “законопатить”.
Помещение
Генеральный план цеха должен соответствовать СНИП П-89-80
“Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы
проектирования”, СНИП 245-71 “Санитарные нормы проектирования
промышленных предприятий”, СНИП 2.05.07-85 “Промышленный
транспорт. Нормы проектирования”. Если производство планируется
как долгосрочный инвестиционный проект, следует задуматься о
строительстве нового здания. Если же дела с деньгами обстоят не
очень хорошо, лучше арендовать помещение на каком-либо заводике
продтоваров.
С точки зрения географического месторасположения производства,
наиболее привлекательны окрестности городов-миллионников.
Во-первых, стоимость аренды там пониже, чем в центре, а
во-вторых, эти территории максимально приближены к местам
концентрации спроса на сухие завтраки. Для размещения
оборудования понадобятся производственные площади 250-300 кв.м.
Кроме того, около 100 кв.м необходимо будет отвести под
вспомогательные помещения. Стоимость аренды 1 кв.м необходимого
помещения — $1-5.
Персонал
Для обслуживания технологического оборудования по производству
мюсли много персонала не нужно — одну линию в состоянии
обиходить 5-6 чел. Еще столько же придется задействовать на
участке по производству фруктовых добавок. Кроме того, необходим
технолог, контролирующий параметры процесса изготовления
продукции. Платить рабочему можно $100-150 в месяц.
Маркетинг
При формировании ассортимента продукции акцент нужно сделать на
разработке смесей, максимально соответствующих предпочтениям
потребителей. А это, в первую очередь, плодово-ягодные мюсли с
большой долей фруктовой рассыпки. Следует задуматься о
построении эффективной системы сбыта. Для того чтобы “войти” в
розничные торговые точки, придется основательно потратиться на
умасливание ритейлоров.
Кроме того, желательно сразу же зарегистрировать торговую марку
— без этого эффективно продвигать продукцию сегодня невозможно.
На начальном этапе “раскрутки” надо постараться максимально
охватить розничную торговую сеть. Когда же продукция уже будет
представлена, придется потратиться на имиджевую рекламу, а затем
и на промо-акции по завоеванию лояльности покупателей. Рекламная
кампания средней интенсивности (без участия TV) обойдется
производителю в $1-2 тыс. в месяц.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ
• Мюсли — смесь зерен (хлопьев) пшеницы, ржи или овса и
различных вкусовых добавок. В зависимости от возможностей
производителя мюсли могут содержать самые разнообразные
сочетания зерновых, “приправленных” сушеными фруктами, медом,
шоколадом, орехами и др. Перед употреблением мюсли заливают
молоком, кефиром, йогуртом, компотом или фруктовым соком.
• Кранчи — разновидность мюсли (хрустящие мюсли), т.е.
запеченные смеси зерна и фруктов. Употребляются в сухом виде.
© Alti.ru