бизнес портал Алти.ру

Что такое бизнес план

Что такое бизнес план, для чего он нужен и как его написать


Что такое бизнес план? Кому нужен бизнес план? Какие бизнес планы существуют на практике? Из чего состоит бизнес план? Кроме того, в статье обсуждаются проблемы современного бизнес планирования.

Наконец-то сложилась определенная культура российского

бизнес-планирования. Термин "бизнес-план" не вызывает страха, а лишь призывает "поглубже закатать рукава" и в очередной раз промоделировать цели и пути их достижения, возможные угрозы и риски, ожидаемые финансовые результаты бизнеса. Пришла пора систематизировать накопленный опыт и по-новому взглянуть на современные проблемы бизнес-планирования.

Прежде чем осуществиться в реальности, бизнес-идея должна пройти путь "идеальности".

Что же такое бизнес-план? Л.Ф. Циферблат, автор книги "Бизнес-план: работа над ошибками", говорит, что бизнес-план - это "система доказательств успешности предполагаемого бизнеса".



Кому нужен бизнес-план? Бизнес-план имеет две группы

пользователей - внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и

персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы,

партнеры). В первом случае предприниматель должен убедить себя,

что придуманное им дело стоящее, в другом случае - других.

Иногда, убеждая других, инициатор бизнес-идеи лучше начинает

понимать себя.

В любом случае, при разработке бизнес-плана необходимо учесть

и сбалансировать интересы всех участвующих сторон: заказчика

бизнес-плана; разработчика бизнес-плана; потенциальных

инвесторов, кредиторов, партнеров, заинтересованных в возврате

вкладываемых средств с прибылью; муниципальных и региональных

органов власти, определяющих потребности и приоритеты в развитии

региона, тех или иных сфер бизнеса; подрядных фирм; потребителя.

Какие виды бизнес-планов существуют на практике? В реальной

жизни бизнес-планы подразделяются в зависимости от степени

детализации, субъекта и объекта планирования, конкретных целей и

задач. Современная типология содержит следующие виды

бизнес-планов:

- полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного

проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора

результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии

освоения рынка, предполагаемых результатов (объем 30-300 стр.);

- концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного

проекта - основа для переговоров с потенциальным инвестором или

партнером для выяснения степени его заинтересованности или

возможностей вовлечения в проект;

- бизнес-план компании - изложение перспектив развития

компании на предстоящий плановый период. Он может готовиться для

изложения перед советом директоров или собранием акционеров с

указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей

для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов;

- бизнес-план структурного подразделения - изложение перед

высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной

деятельности подразделения (для обоснования приоритетности,

объемов ресурсов, процента оставляемой в подразделении прибыли);

- бизнес-план как заявка на кредит - для получения на

коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора;

- бизнес-план как заявка на грант - для получения средств из

государственного бюджета или общественных фондов для решения

острых социально-политических проблем.

Из чего состоит бизнес-план? Несмотря на то, что

разновидностей бизнес-плана может быть много, современные обычаи

делового оборота уже более или менее определенно обозначили его

типовую структуру, названия и базовое содержание основных

разделов.

1. Титульный лист, где отражается наименование и адрес фирмы,

имена и адреса учредителей, местоположение фирмы, суть

предлагаемого проекта, его стоимость и ссылки на секретность.

2. Резюме (вводная часть) - основные положения проекта, цели и

задачи, новизна предлагаемой продукции (услуг), сведения об

объемах ожидаемых продаж, затратах, прибыли, оценка срока

возврата кредитов.

3. Описание товара (услуги) - потребительские свойства товара

(услуги), отличие от товаров(услуг) конкурентов, степень

защищенности патентами, технические параметры, условия

эксплуатации и т.п.

4. Стратегия маркетинга - прогноз цен, каналы сбыта, реклама,

анализ внешних и внутренних факторов реализации, анализ сильных и

слабых сторон фирмы, прогнозирование объема продаж.

5. Организационный план - организационно-функциональная

структура предприятия, штатное расписание, должностные инструкции

ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе по данному

бизнес-плану, порядок взаимодействия между службами предприятия,

потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты

труда и т. п.

6. План производства отражает производственный процесс. В этом

разделе рассчитываются: потребность в производственных мощностях

и их площадь, потребность в дополнительном оборудовании и

материальных ресурсах, структура трудоемкости продукции, издержки

производства и себестоимость производимой продукции и т. д.

Даются предложения по поставке сырья, материалов и комплектующих

изделий с полным перечнем условий (по цене, качеству,

количеству), устанавливается перечень базовых операций по

обработке и сборке, по утилизации отходов и обеспечении охраны

окружающей среды.

7. Финансовый план, который содержит прогноз доходов и

расходов, баланс денежных поступлений и платежей, сводный баланс

активов и пассивов предприятия. В данном разделе определяется

общая потребность в инвестировании и предполагаемые источники

финансирования, рассчитывается срок окупаемости проекта и график

достижения точки безубыточности, определяется потребность в

оборотном капитале и в оптимальных запасах ресурсов и т. д.

8. Оценка риска и страхование. Поэтому в грамотно изложенном

бизнес-плане обязательно присутствует оценка возможных рисков,

меры их профилактики и страхования. Наиболее часто при

бизнес-планировании используется страхование имущества, в том

числе автотранспорта, страхование ответственности перед третьими

лицами, страхование грузов.

Секреты эффективного бизнес-планирования. Во-первых, "чем

грандиознее бизнес-план, тем меньше шансов на его реализацию".

Бизнес должен стать спокойным и прогнозируемым, а значит, и

бизнес-план должен быть как минимум реалистичным. Некоторые даже

закладывают в расчеты так называемое "правило плохой погоды",

т.е. пессимистичные оценки явно преобладают над оптимистичными.

Второй секрет - жестко держать расходную часть проекта. Гибким

может быть все что угодно, но не затраты, ибо именно они делают

из рентабельных проектов нерентабельные.

Третий секрет - использовать принцип "сколь зящего

планирования". Это значит постоянно корректировать свои прогнозы

и планы. Меняются условия, цены, приоритеты. Меняются даже сами

"правила игры". Поэтому бизнес-план не может быть "мертв ым", он

должен быть "живым".

Другими словами, бизнес-планирование не должно быть разовой

акцией, а должно носить непрерывный и систематический характер.

Самая главная цель бизнес-плана, которую надо постоянно держать в

голове, - это правильно организованный поток денежных средств.

Большой секрет для любой маленькой компании - это наличие

слаженной команды управленцев, которая будет реализовывать

бизнес-проект. Именно люди, личности оживляют любую идею, делают

ее жизнеспособной. В идеале именно эти люди и должны

разрабатывать бизнес-план или, по меньшей мере, соучаствовать в

процессе его разработки. Чтобы вовремя "присвоить" все заложенные

бизнес-идеи, почувствовать их позитивные и негативные моменты,

сознательно прийти к необходимости потратить "кусок своей личной

жизни" на реализацию конкретного бизнес-плана.

Логичным будет воспользоваться существующими программными

продуктами, особенно для расчета финансовой части бизнес-планов.

Из известных программ опытные бизнес-проектировщики выбирают или

Project Expert (производитель - фирма "Проинвест консалтинг"),

или "Альт-Инвест" (фирма "Альт"), или "Аналитик" (фирма "Инэк").

Проблемы современного бизнес-планирования.

1. Отсутствие единого стандартного формата бизнес-плана

приводит к непониманию, например, между кредитным инспектором и

разработчиком (заказчиком) данного "продукта".

2. Недостаток информационного обеспечения, особенно того, что

касается внутренних финансовых норм и нормативов.

3. Огромная проблема - гарантии будущих инвесторов.

4. Высокая стоимость разработки бизнес-плана. Составление

бизнес-плана не "своими силами", а в консалтинговой фирме стоит

минимум 2000 долларов. 5. Отсутствие гарантий в получении

финансирования под бизнес-план, даже если в основе его лежит

"классная" идея, а за ним стоит "великолепная шестерка"

профессиональных менеджеров.

И все же история бизнес-планирования будет продолжаться. Это

тот "инвариант" рыночной экономики, без которой она не мыслится.

Если будет существовать бизнес, то будут рождаться и

бизнес-планы.

Доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики Ирина РОМАШОВА.


КАРТА САЙТА | КАРТА МЕТРО | КАРТА МОСКВЫ | КАРТА РОССИИ | КАРТА МИРА

© Alti.ru