Что такое бизнес план, для чего он нужен и как его написать
Что такое бизнес план? Кому нужен бизнес план? Какие бизнес планы существуют на практике? Из чего состоит бизнес план? Кроме того, в статье обсуждаются проблемы современного бизнес планирования.
Наконец-то сложилась определенная культура российского
бизнес-планирования. Термин "бизнес-план" не вызывает страха, а лишь призывает "поглубже закатать рукава" и в очередной раз промоделировать цели и пути их достижения, возможные угрозы и риски, ожидаемые
финансовые результаты бизнеса. Пришла пора систематизировать накопленный опыт и по-новому взглянуть на современные проблемы бизнес-планирования.
Прежде чем осуществиться в реальности, бизнес-идея должна пройти путь "идеальности".
Что же такое бизнес-план? Л.Ф. Циферблат, автор книги "Бизнес-план: работа над ошибками", говорит, что бизнес-план - это "система доказательств успешности предполагаемого бизнеса".
Кому нужен бизнес-план? Бизнес-план имеет две группы
пользователей - внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и
персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы,
партнеры). В первом случае предприниматель должен убедить себя,
что придуманное им дело стоящее, в другом случае - других.
Иногда, убеждая других, инициатор бизнес-идеи лучше начинает
понимать себя.
В любом случае, при разработке бизнес-плана необходимо учесть
и сбалансировать интересы всех участвующих сторон: заказчика
бизнес-плана; разработчика бизнес-плана; потенциальных
инвесторов, кредиторов, партнеров, заинтересованных в возврате
вкладываемых средств с прибылью; муниципальных и региональных
органов власти, определяющих потребности и приоритеты в развитии
региона, тех или иных сфер бизнеса; подрядных фирм; потребителя.
Какие виды бизнес-планов существуют на практике? В реальной
жизни бизнес-планы подразделяются в зависимости от степени
детализации, субъекта и объекта планирования, конкретных целей и
задач. Современная типология содержит следующие виды
бизнес-планов:
- полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного
проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора
результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии
освоения рынка, предполагаемых результатов (объем 30-300 стр.);
- концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного
проекта - основа для переговоров с потенциальным инвестором или
партнером для выяснения степени его заинтересованности или
возможностей вовлечения в проект;
- бизнес-план компании - изложение перспектив развития
компании на предстоящий плановый период. Он может готовиться для
изложения перед советом директоров или собранием акционеров с
указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей
для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов;
- бизнес-план структурного подразделения - изложение перед
высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной
деятельности подразделения (для обоснования приоритетности,
объемов ресурсов, процента оставляемой в подразделении прибыли);
- бизнес-план как заявка на кредит - для получения на
коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора;
- бизнес-план как заявка на грант - для получения средств из
государственного бюджета или общественных фондов для решения
острых социально-политических проблем.
Из чего состоит бизнес-план? Несмотря на то, что
разновидностей бизнес-плана может быть много, современные обычаи
делового оборота уже более или менее определенно обозначили его
типовую структуру, названия и базовое содержание основных
разделов.
1. Титульный лист, где отражается наименование и адрес фирмы,
имена и адреса учредителей, местоположение фирмы, суть
предлагаемого проекта, его стоимость и ссылки на секретность.
2. Резюме (вводная часть) - основные положения проекта, цели и
задачи, новизна предлагаемой продукции (услуг), сведения об
объемах ожидаемых продаж, затратах, прибыли, оценка срока
возврата кредитов.
3. Описание товара (услуги) - потребительские свойства товара
(услуги), отличие от товаров(услуг) конкурентов, степень
защищенности патентами, технические параметры, условия
эксплуатации и т.п.
4. Стратегия маркетинга - прогноз цен, каналы сбыта, реклама,
анализ внешних и внутренних факторов реализации, анализ сильных и
слабых сторон фирмы, прогнозирование объема продаж.
5. Организационный план - организационно-функциональная
структура предприятия, штатное расписание, должностные инструкции
ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе по данному
бизнес-плану, порядок взаимодействия между службами предприятия,
потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты
труда и т. п.
6. План производства отражает производственный процесс. В этом
разделе рассчитываются: потребность в производственных мощностях
и их площадь, потребность в дополнительном оборудовании и
материальных ресурсах, структура трудоемкости продукции, издержки
производства и себестоимость производимой продукции и т. д.
Даются предложения по поставке сырья, материалов и комплектующих
изделий с полным перечнем условий (по цене, качеству,
количеству), устанавливается перечень базовых операций по
обработке и сборке, по утилизации отходов и обеспечении охраны
окружающей среды.
7. Финансовый план, который содержит прогноз доходов и
расходов, баланс денежных поступлений и платежей, сводный баланс
активов и пассивов предприятия. В данном разделе определяется
общая потребность в инвестировании и предполагаемые источники
финансирования, рассчитывается срок окупаемости проекта и график
достижения точки безубыточности, определяется потребность в
оборотном капитале и в оптимальных запасах ресурсов и т. д.
8. Оценка риска и страхование. Поэтому в грамотно изложенном
бизнес-плане обязательно присутствует оценка возможных рисков,
меры их профилактики и страхования. Наиболее часто при
бизнес-планировании используется страхование имущества, в том
числе автотранспорта, страхование ответственности перед третьими
лицами, страхование грузов.
Секреты эффективного бизнес-планирования. Во-первых, "чем
грандиознее бизнес-план, тем меньше шансов на его реализацию".
Бизнес должен стать спокойным и прогнозируемым, а значит, и
бизнес-план должен быть как минимум реалистичным. Некоторые даже
закладывают в расчеты так называемое "правило плохой погоды",
т.е. пессимистичные оценки явно преобладают над оптимистичными.
Второй секрет - жестко держать расходную часть проекта. Гибким
может быть все что угодно, но не затраты, ибо именно они делают
из рентабельных проектов нерентабельные.
Третий секрет - использовать принцип "сколь зящего
планирования". Это значит постоянно корректировать свои прогнозы
и планы. Меняются условия, цены, приоритеты. Меняются даже сами
"правила игры". Поэтому бизнес-план не может быть "мертв ым", он
должен быть "живым".
Другими словами, бизнес-планирование не должно быть разовой
акцией, а должно носить непрерывный и систематический характер.
Самая главная цель бизнес-плана, которую надо постоянно держать в
голове, - это правильно организованный поток денежных средств.
Большой секрет для любой маленькой компании - это наличие
слаженной команды управленцев, которая будет реализовывать
бизнес-проект. Именно люди, личности оживляют любую идею, делают
ее жизнеспособной. В идеале именно эти люди и должны
разрабатывать бизнес-план или, по меньшей мере, соучаствовать в
процессе его разработки. Чтобы вовремя "присвоить" все заложенные
бизнес-идеи, почувствовать их позитивные и негативные моменты,
сознательно прийти к необходимости потратить "кусок своей личной
жизни" на реализацию конкретного бизнес-плана.
Логичным будет воспользоваться существующими программными
продуктами, особенно для расчета финансовой части бизнес-планов.
Из известных программ опытные бизнес-проектировщики выбирают или
Project Expert (производитель - фирма "Проинвест консалтинг"),
или "Альт-Инвест" (фирма "Альт"), или "Аналитик" (фирма "Инэк").
Проблемы современного бизнес-планирования.
1. Отсутствие единого стандартного формата бизнес-плана
приводит к непониманию, например, между кредитным инспектором и
разработчиком (заказчиком) данного "продукта".
2. Недостаток информационного обеспечения, особенно того, что
касается внутренних финансовых норм и нормативов.
3. Огромная проблема - гарантии будущих инвесторов.
4. Высокая стоимость разработки бизнес-плана. Составление
бизнес-плана не "своими силами", а в консалтинговой фирме стоит
минимум 2000 долларов. 5. Отсутствие гарантий в получении
финансирования под бизнес-план, даже если в основе его лежит
"классная" идея, а за ним стоит "великолепная шестерка"
профессиональных менеджеров.
И все же история бизнес-планирования будет продолжаться. Это
тот "инвариант" рыночной экономики, без которой она не мыслится.
Если будет существовать бизнес, то будут рождаться и
бизнес-планы.
Доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики Ирина РОМАШОВА.
© Alti.ru