Семь навыков преуспевающих людей
Кови С.
Несколько лет назад у одного из наших сыновей не ладилось в школе. Нередко
он не понимал условие задачи, не говоря уже о решении. В компании других
людей вел себя инфантильно, и это внушало близким сильное беспокойство. Его
физическое развитие оставляло желать лучшего: он был низкорослым, щуплым, с
плохой координацией движений: например, замахивался бейсбольной битой, когда
мяч был еще далеко. Это вызывало насмешки.
Нас с женой обуревало желание ему помочь. Ведь, успех, который так много
значит во всех областях жизни, тем более важен в воспитании детей. Поэтому
мы определили свое отношение к проблеме, наметили пути решения и приложили
все усилия, чтобы внушить сыну положительную установку. Мы то и дело
подбадривали его: «Давай, сынок! У тебя получится! Мы в тебя верим! Возьмись
за биту немного повыше — обеими руками — и следи за мячом. Не маши битой,
пока мяч не подлетит поближе!» И если замечали хоть мизерный прогресс, бурно
ликовали: «Молодец, сынок, продолжай в том же духе!»
Другие продолжали смеяться над ним, и мы упрекали их: «Оставьте мальчика в
покое: он учится». Сын плакал и твердил, что у него никогда не получится. И
вообще он ненавидит бейсбол.
Все наши усилия оказались тщетными . Это начало сказываться на самоуважении
сына, его уверенности в себе. Мы лезли из кожи вон, чтобы настроить его на
оптимистический лад, но после ряда неудач отступились и попробовали
взглянуть на ситуацию под другим углом.
Как раз в ту пору мне довелось принять участие в разработке программы
повышения квалификации руководителей, рассчитанной на широчайшую клиентуру
по всей стране. В частности, моей задачей было подготовить рассчитанный на
два месяца курс овладения основами общения и восприятия для участников
Программы переобучения руководящих кадров компании «IBM».
В ходе подготовки к занятиям меня особенно заинтересовал механизм
образования восприятий и то, как они влияют на наше вИдение, которое, в свою
очередь, определяет поведение. Это привело меня к изучению теории
вероятности и самосбывающихся пророчеств, или «эффекта Пигмалиона», а также
к осознанию того, как глубоко восприятия пускают в нас корни. Я понял, что,
рассматривая — через ту или иную призму — окружающую действительность, мы не
должны оставлять без внимания и саму призму, так как она способна влиять на
наше видение.
Обсудив концепцию, которая легла в основу моего учебного курса для «IBM», и
применив ее к ситуации с сыном, мы с Сандрой поняли, что наши действия,
направленные на то, чтобы ему помочь, определялись нашим, глубоко
укоренившимся представлением о его «неполноценности». И сколько бы мы ни
бились над выработкой правильного отношения и поведения, от нас к нему
постоянно шел сигнал: «Ты нуждаешься в опеке».
Постепенно до нас дошло, что, если мы хотим круто изменить ситуацию, нам
нужно в первую очередь измениться самим, а для этого — изменить наши
представления.
© Alti.ru